Александр Кудрин. Моё туманное село. Часть 3

Продолжение.
Начало   http://www.proza.ru/2019/04/21/744
 http://www.proza.ru/2019/04/23/593
«… ПЯТЬ МОГУЩИХ ДУШ…»
Итак, в 1890 году на озере Чля еще не было русского селения Чля, но в отчете петербургских геологов Л.Л.Тове и В.Д.Рязанова я нашел такие слова: «1894 год. Чля. Число могущих душ 5, число отпущенных подвод 2, расстояние 0». Что это значит? Поясню некоторые моменты.

В наше время все автомобилисты платят транспортный налог. Так вот, подводная, или гужевая повинность – это тот же транспортный налог тех времен в натуральном выражении. Каждый человек, имеющий в собственности лошадь, был обязан перевозить казенные грузы, летом на телеге (подводе), зимой – на санях. И не обязательно в том населенном пункте, где он жил. Его могли обязать перевозить грузы в любой населенный пункт данного административно-территориального образования.

Слова «… расстояние 0» означает, что из Чля в то время не было ни одной грунтовой дороги, а «2 отпущенные подводы» - это, скорее всего, участие члянских конных мужиков в зимних обозах. Эти обозы ходили из Николаевска через Маго, Пальво, Какорму по протоками и озеру до Чля или из Пальво через прииски В.И.Полячека выходили на Пестовскую протоку.

Из цитируемого отрывка можно сделать вывод, что в 1894 году на озере Чля было селение, в котором жили, по крайней мере, пять русских мужиков, так как нивхи и эвенки лошадей не держали.

А теперь мы подходим к главному – дате образование нашего село, расположенного именно на этом месте. К сожалению, из доступных мне источников установить её точно не удалось. Возможно, в метрических книгах и можно найти первые записи рождений в Чля, но эти книги находятся или в Якутске, или в Петропавловске-Камчатском, так как в то время Нижний Амур относился к этим епархиям. А пока мы имеем «вилку»: в 1890 году упоминаний о селе еще нет, а в 1894 году село уже было, и в нем жили крестьяне с лошадьми.  Таким образом, можно утверждать, что наше село основано между 1890 и 1894 годами. Могло, однако, случиться и так, что эти «пять монущих душ» жили в нивхском стойбище на Мыргане, тогда дата образования села более поздняя.

Заселение нашего района шло от Николаевска по Амуру и протокам  к озерам Орель и Чля, это можно проследить по датам образования некоторых сел района: Маго – 1857, Пальво – 1880, Какорма – 1880, Орель-Чля – 1888 год. В одном справочнике в 1901 году указано стойбище Чля, которые в материалах переписи 1926 года не значится.

После 1895 года селение на озере Чля стало довольно часто упоминаться в различных источниках, и связано это с открытием золота в районе озера и на речке Колчанке. В конце 1895 года николаевский купец Артамон Петрович Степанов направил на озеро Чля свою поисковую партию, которую возглавлял его служащий Гамберг и вольный старатель Кальчев. Этот самый Кальчев в 1894 году пришел к Степанову и предложил за 15000 рублей указать близ Амгуни золотоносный участок для разработки. Степанов снарядил на Амгунь поисковую партию, но Кальчев и его спутники опоздали – участок был занят буквально за несколько дней до их прихода.  Однако у Кальчева в «заначке» был еще один участок на притоке озера Чля, Мыргане, и он уговорил Степанова направить поисковую партию туда.

В декабре 1895 года небольшой обоз старателей по санной дороге прибыл на озеро Чля (возможно, в селение Чля) и начал поисковые работы на Мыргане. Шурфовка дала неплохие результаты, и позднее на речке были открыты прииски Алексеевский (1896 год), Апостольский и Сомнительный (1899 год), Маленький (1907 год).

Но Кальчева и, главное, Гамберга, содержание металла не устраивало: россыпь была довольно бедно, не стоили эти участки 15000 рублей. Поэтому поиски продолжались. В один из дней февраля 1896 года поисковики поднялись на водораздел и увидели долины рек Колчанка и Покровка (тогда они её назвали истоком реки Коль),  стекающих с Белой Горы. Сразу же перебазировались, провели разведку и нашили при слиянии двух вершин Колчанки очень хорошее золото. Так было открыто золото на Белой Горе, Колчанке и Покровке. Это открытие сыграло огромную роль в судьбе нашего села, о чем рассказ дальше.

А что же, 15000 рублей по тем временам очень большие деньги.  У Степаова в 1896 году нашлось только 7000 рублей, остальные он отдал Кальчеву позже, когда прииски стали работать.

Для перевозки грузов на прииски на берегу озера Чля Степановым были построены склады и другие сооружения, именно на том месте, где сейчас стоит наше село. Поэтому, если «пять могущих душ» жили в нивхском стойбище, то наше село было основано в июне 1896 года.

СТРАННАЯ КАРТА
В архиве Колчанского прииска – артели старателей «Заря» - я нашел карту, которая показалась мне странной. На этой карте обозначены и озеро Чля, и село Чля.

Первое, что бросается в глаза, это то, что село изображено в северо-восточном углу озера, хотя на самом деле оно находится примерно в середине северного берега. В северо-восточном углу нашего озера в него впадает самая крупная речка – Мырган, а её на карте нет. Как нет и приисков, которые на Мыргане в то время уже были.

Отработки прииска показаны на ручье Безымянном, это был прииск Сомнительный, открытый Охотской золотопромышленной компанией в 1900 году. Ныне ручей Безымянный, судя по его расположению на карте – это Пятая или Шестая речка. Еще одна странность – остров почти на пол озера. Сейчас на озере никаких островов нет. В очень малую воду появляются отмели, но чтобы острова?

Далее. На карте есть селение Морон, расположенное примерно в районе озера Карасево. Это название я не встречал ни разу ни в одном литературном источнике, да и в современной топонимике окрестностей озера не встречается ничего созвучного.

Следующая странность карты заключается в том, что селение Сергеевка находится сейчас (и находилось всегда) рядом с Николаевском, а на карте оно расположено где-то возле Сахаровки, недалеко от устья реки Ема. В то же время речка Гырман-Пальвинская впадает в Амур чуть выше Николаевска, и напротив неё располагается селение Альво. На самом деле ручей Гырман-Пальвинский (есть еще Гырман-Члянский) впадает не в Амур, в а Пальвинскую протоку, и неподалеку от его устья, на том же берегу, а напротив находится селение Пальво. Произнесите «Альво» и Пальво». Созвучны, не правда ли?

А селение Арак, которое обозначено примерно на месте села Какорма? Такого названия в тоже ни разу не встречал. Хотя буквы слова «Арак» входят в слово «Какорма» почти в том же порядке.

Я датирую эту карту началом ХХ века, так как на ней уже указан прииск Сомнительный на Безымянном. И на этой странной карте на озере Чля есть селение Чля, хоть и не на своем нынешнем месте.

Продолжение следует.


Рецензии