Тоска на Заречной улице

ТОСКА НА ЗАРЕЧНОЙ УЛИЦЕ
(ИЛИ КАК ВОЖДЯ ПОД ХВОСТ ПОПАЛА)


У нас строится социализма!

Любопытнейшую информацию порой содержат простые, казалось бы, сведения. Как-то раз мне понадобились найти названия некоторых улиц в обычных рязанских деревнях.
Москва-то – город большой. Тут сразу весь объем не переваришь и не поймешь с ходу! Дай-то Бог в своем микрорайоне хорошо ориентироваться. Да и то, названия магистралей и центральных улиц таких «эпицентров» настолько примелькались и «приелись», что уже практически ничего не могут нам рассказать.
А, вот деревня – дело другое. 5-6, может чуть больше или меньше, улиц – и все!

А ТЕПЕРЬ ПОСМОТРИМ,
ЧТО ИМЕННО ЭТО ЗА НАЗВАНИЯ?

В каком таком современном «духе», в какой атмосфере живет нынче деревенский житель?
Сейчас уже о настоящей деревне можно рассказывать только в прошедшем времени. Что она сейчас – дача, место летнего «отдыха», точнее непрерывного копания картошки?
Это раньше деревня была символом, носителем своеобразной культуры, целой эпохой в истории страны…

ЭХ, ДА ЧТО ТАМ ГОВОРИТЬ!

Была у нас «история в лицах», но была и «история в названиях». Ее тоже попытались переписать.
Придя к власти, большевики подвергли переименованию великое множество городов (больших и малых). Так, уже к середине 1924 г. (т.е. на 7-й год революции!) возникли:
- Краснококшайск вместо Царевококшайска (1919) (ныне – Йошкар-Ола),
- Краснодар вместо Екатеринодара (1920),
- Троцк вместо Гатчины (1923),
- Ульяновск вместо Симбирска (1924),
- Ленинград вместо Петрограда (1924),
- Ленинакан вместо Александрополя (1924),
- Свердловск вместо Екатеринбурга (1924),
- Зиновьевск вместо Елисаветграда (1924, с 1939 г. – Кировоград УССР),
- Артемовск вместо Бахмута (1924),
- Сталино вместо Юзовки (1924),
- Сталинград вместо Царицына (1925),
- Урицк вместо Лигово (1925),
- Днепропетровск вместо Екатеринослава (1926) и т.п  .
После смерти вождя революции Ленина этот процесс принял лавинообразный характер. Если раньше городам присваивали названия, тем или иным образом связанные с революцией (в основном со словом «красный»), то с 1924 г. в названиях стали появляться фамилии «выдающихся» революционных деятелей – как погибших (умерших) на боевом посту, так и пребывающих во власти. Чтоб не забывали! Как правило, заменялись одиозные для революции названия, происхождение которых было связано с церковью, царской семьей, да и вообще не соответствовавшие пламенному настроению революционных деятелей.
Переименование становится модным и дело «от общего идет к частному». В городах этой участи подвергаются улицы, площади и переулки, ранее носившие скромные названия (например, по находившейся рядом церкви). Так, в Петрограде Невский проспект обрел новое название и стал Проспектом 25 октября, Лиговка получила название Улица стачки, Воскресенская площадь в Москве стала Площадью Революции, Театральная – Площадью Свердлова и т.д.
Но особенно «революционными» в этом отношении оказались провинциальные города, городишки (поселки), села и деревни. Как говориться, «чем дальше в лес…»!
Вот уж где, именно в таком «лесу» и разгулялась народно-революционная фантазия! Воистину,

ДАЙ ПРОЛЕТАРИЮ ВОЛЮ,
ОН … И ЛОБ СЕБЕ РАСШИБЕТ!

Раньше народ не мудрствовал лукаво при выборе тех или иных названий. Как говорится, «что вижу, о том пою».
Так, в писцовых книгах Рязанского края 1628-29 гг. среди названий фигурируют: Агашкин верх, Бабей лоск, Белавина поляна, Водопьянов овраг, Глотино болото, Ерышев путь, кулига Иншин Яр, Камошин луг, Лучинский рог, Панина тропа, Спасский водочерп, Танища пожня, Тевризова гать, Угримова поляна и т.п.
Писцовые книги Великого Новгорода XVI в. также донесли до нас звучные названия старинных улиц: Бардова, Боркова, Буяна, Варяжская, Виткова, Водная, Досланя, Кончанская, Легоща, Манцына …
В средневековой Костроме (1598 г.) долгие годы существовали переулки - Тыркосов, Елсин, Мижуев, Бубнов…
В Малом Ярославце (1587/88 г.) – Спасский конец, Успенский конец, Ивановский конец, Никольский конец…
В Соли Переяславской (1563 г.) – Преображенская и Борисоглебская улицы…
В Туле (1587/88 г.) – Большая улица, Спасский переулок, Пушкарская улица, Ильинская улица…
Судьба этих «безобидных» (НО ДАЛЕКО НЕ БЕЗМОЛВНЫХ НАЗВАНИЙ) трагична – большинство из них в эпоху торжества социализма были безжалостно переименованы, причем в большинстве своем новые названия не только не отражали связь времен, но были абсолютно далеки от исторической подоплеки. Судьба уличных названий подчас сродни судьбе людей той «славной» эпохи! Улицы также были «незаконно репрессированы» и отнюдь не многие были «реабилитированы» (т.е. возвращены им прежние наименования).
Увы! Настоящая статья совсем не является какой-то научной работой – больше похоже на «сотрясание воздуха», ну да, мол, есть такое дело. Знаем… Живем, то есть, тут мы (вроде бы).
Призывать к каким-то действиям (например, взять всё, да и переименовать обратно) – глупость несусветная! Что, сейчас, делать больше нечего или деньги государственные больше тратить некуда? Вот и получается «замкнутый круг» - пошумели, покритиковали и успокоились.

ТОГДА ЗАЧЕМ ЭТО, К ЧЕМУ?
ЧТОБЫ ПОСМЕЯТЬСЯ ИЛИ ПОСОЧУВСТВОВАТЬ?

Это нужно, наверное, ЧТОБ ЗНАЛИ И ПОМНИЛИ. С момента «великих телодвижений» прошло уже около 80 лет (это минимум два поколения!). Это важно, в первую очередь, для того, кто ищет свои корни. А уж ему, думаю, совсем небезынтересна судьба старых названий (да и новых тоже!). Без понимания той атмосферы, которая царила в той, еще великой российской деревне, нам не понять ни душу русского крестьянина, ни смысл его жизни. Не было ведь тогда никаких Советских, Садовых, Новых и прочих типичных, аморфных названий! Каждая яма, каждый поворот, каждый угол имел свое имя!

И ВСЁ ЭТО БЫЛО НЕ СПРОСТА!

Взялся я сейчас спрашивать старожилов – а уже никто ничего и не знает. Вот, мол, Ленина улица, вот сельсовет, там клуб Чапаева! Хорошо, хоть кладбище ни во что не переименовали!
И режущий слух ответ:

ВОТ ОТЕЦ-ТО МОЙ (или МАТЬ), ОНИ-ТО…!

Глядя на этот прискорбный список однотипных улиц, я вдруг вспомнил нашу родную до боли советскую армию, где все должны быть на «одно лицо» (одинаково подстрижены, точнее, «обкорнаны», одинаково одеты и т.п.). Я, будучи студентом МВТУ им. Н.Э.Баумана, начал служить в июне 1987 г., попав в печально знаменитый (и единственный за всю историю Союза ССР) «студенческий призыв», когда со всех вузов нашей необъятной Родины студентов-первокурсников отправляли «защищать честь страны». В итоге «интеллектуальная мощь» Советской Армии (на бумаге, правда!) возросла во сто крат – вместе со мной службу проходили ребята из МГУ, МХТИ, МАМИ, МАТИ и прочих престижных вузов.
Скажу честно: НА НАС БОЛЬНО БЫЛО СМОТРЕТЬ! Всех «привели» под одну гребёнку, побрили, помыли (правда, не очень хорошо), и, на свет «родился» новый тип человека – военнослужащий Вооруженных Сил СССР. После нескольких месяцев службы я уже не видел в своих земляках недавних студентов. Все исчезло: всю так называемую «печать интеллекта» (а студенты, согласитесь, все-таки, производили такое впечатление) «корова слизнула языком»! Точнее, если уж быть откровенным, всю эту «печать» выбросил на помойку как вещь абсолютно ненужную в армии, наш любимый старшина подразделения.
Так вот. Нечто похожее произошло и с названиями. В свое время их быстро привели к «одному знаменателю» и теперь здесь «все на одно лицо». Недаром в 70-е гг. именно над этой особенностью советского быта людей смеялся за кадром фильма «Ирония судьбы…» актер Юрий Яковлев. Помните – 3-я улица Строителей… И т.д.
Ну, да ладно. Хватит стенаний и причитаний (все равно ничего не изменишь)! Пробежимся бегло по современным названиям.
Статью эту можно (да и лучше) назвать просто обзором, набором сведений, забытых далеко не Богом, но НАМИ –

ИБО ЭТО ДЕЛО РУК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ!

Язык мой – враг мой!

Перед нами - совсем безрадостная картина. «Революционно-совковая» тематика в селах и деревнях Рязанской области отнюдь не отличалась многообразием. На 1930 улиц приходится всего 549 названий (в среднем – 1 название на 3,5 улицы и переулка).

БЕДНАЯ-БЕДНАЯ РЕВОЛЮЦИОННАЯ ФАНТАЗИЯ!

Вот двадцатка самых популярных названий: Садовая (Садовый), Советская (Советский), Новая, Школьная, Школьный, Центральная (Центральный), Молодежная (Молодежный), Полевая (Полевой), Набережная (Набережный), Ленина (Ленинская, Ленинский), Луговая, Луговой), Комсомольская (Комсомольский), Первомайская (Первомайский), Колхозная (Колхозный), Заводская (Заводской), Октябрьская (Октябрьский), Зеленая, Заречная (Заречный), Лесная, Почтовая (Почтовый), Юбилейная.

Слава Богу, что из первой двадцатки половина улиц все-таки носит названия, не имеющие никакого отношения к советской власти - Садовая, Новая, Полевая, Набережная, Луговая, Заводская, Зеленая, Заречная, Лесная, Почтовая…
Тем не менее, эти названия тоже «обкорнали», лишили некоторых частей. Был раньше, к примеру, «Камошин луг». Так сам, никому не известный Камоша, чем-то Советской власти не угодил. Хотя, наверняка, имел пролетарско-крестьянское происхождение. Правда, это было давно.
Наверняка Камоша этот, страдал каким-то «уклоном» (не то «левым», не то «правым», не то «центристом» слыл).
Возможно, сыграло роль то, что в стране Советов все вокруг должно быть общее (народное, или, как там еще?), а, не какого-то там единоличника (читай, кулака!) Камоши! В итоге стала улица просто Луговая.
Обратите внимание, что, наряду со вполне безобидной (точнее, беззвучной и абсолютно пустой) Садовой, на первом месте в ряду названий стоит и улица Советская!

ЭТО ВАМ ОТВЕТ НА ВОПРОС: 
В КАКОМ-ТАКОМ МЕСТЕ ЖИВЕТ РОССИЙСКАЯ ДЕРЕВНЯ!

Точнее, продолжает медленно умирать в этом самом «совке». А вместе со стариками, которые еще сохранились, и последние, уже крошечные сведения о той великой крестьянской жизни. Давным-давно уж нет никаких Советов, а мы до сих пор живем на улицах Советских!
Название «Новая», кстати, далеко не большевистское изобретение. Так, например, в 1870-х гг. в С-Петербурге была проложена улица, получившая название Новая-Короткая. Короткая, тесно застроенная многоэтажными доходными домами, улица имела прямоугольную площадь, будто специально предназначенную для установки памятника. Площадь украсил сквер, а в сквере 7 августа 1884 года по высочайшему разрешению Александра III, по проекту Опекушина был установлен памятник Александру Сергеевичу Пушкину. Улица, естественно, получила название Пушкинская. 
В XX веке всевозможные новшества нашему народу полюбились. Особенно в этом отношении постаралась власть Советов. Нельзя, конечно, сказать, что население целиком и полностью поддержало «словарную революцию». Еще в 20-х гг. наш замечательный ученый А.М.Селищев уделил внимание вопросу «языковых преобразований».  Я буду приводить цитаты из его работ.
Одни крестьяне относились к новшествам сугубо отрицательно:
«Нерусские слова, непонятные. Перевод нужен» - говорили одни.
Другие им поддакивали: «Эх, эти слова разные. Этим мы болеем душой. Словарь нужен. Жуешь, жуешь и ничего не поймешь».
Один из наиболее «продвинутых» крестьян «заразился» политикой с 1905 года. Читал раньше «Русское Слово», «Биржевые Ведомости» и др.
«Надо, что¬бы ближе к нашему наречию, а то головокружение одно... К рус¬скому духу приспособляться надо», — говорил он  .
Ему вторили:
«Это все нерусские слова, уху моему не милые, только шалтай-балтай теперь разводить нечего и торговаться из-за слов времени не¬ту»  .
Другим, наоборот, новая мода пришлась по вкусу. Вот речь крестьянина: «Очень я новые слова полюбил. Только по простым делам не умею я их к слову сказать. Что ни скажу, все мимо»  .
Вот как! Полюбил, только не знаю, куда девать их!
Интересный рассказ приводит В.С.Казаков :

«… Один кавказец рассказывал, что высоко в горах существует старый обычай: называть долгожданного ребенка тем словом, которое отец услышит первым вскоре его рождения. И отец назвал сына … УНИТАЗОМ!!
На вопрос председателя сельсовета, горец отвечал:
- Шайтан попутал! Не знал я, что это такое! Звучит-то мужественно, как раз для джигита!…»

КАК ГОВОРИТСЯ, ЭТО ЕЩЕ ЧТО!

Со мной службу в славных Советских Вооруженных силах проходил почти земляк, из города Истра. Тоже студент. Так вот ему тоже крайне нравились все незнакомые слова. Смысла он их, конечно, не понимал, и вставлял куда ни попадя. Например. Увидев как-то раз портрет знаменитого революционера Че Гевары в газете «Комсомольская правда» (служил я в 1987-1989 гг.), мой земляк воскликнул:
- Смотри! Какой «Трайдент» во рту у Че Гевары! - [Для него слово «Трайдент» означало марку сигары.]
В другой раз Сережа (так его звали), положив руку на плечо присевшего на корточки товарища, произнес:
- Я с Бонивуром на границе! - [В данном случае имя трагически погибшего в нач. 20-х гг. молодого революционера-партизана Виталия Бонивура было для него синонимом собачьей клички.]

Легендарные 20-е наложили неизгладимый отпечаток на сознание обыкновенного русского крестьянина.
«Путаюсь я в новых словах, словно в бабьем платье, — не привык. А что ста¬рых слов не хватает — верно»  .
«Язык деревенский — красочный, яркий и образный деревенский язык — портится. Поговоришь со стариком, — сердце радуется. Речь искрится, цветет, — настоящая земляная речь. Послушаешь молодого, — удивляешься. — «Постольку-поскольку», «в общем и целом», «константируем», «явный факт» и прочая ненужная бес¬смыслица. А как обращаются с иностранными словами! К заседанию совета учительница принарядилась.
Председатель сказал:
— Анн Степановна сегодня в полном бюджете!
Я долго не мог понять, что значит:
— Гражданин председатель, реализуй-ка мне слово»... (в Зарайском уезде)  .
«Это — прямой факт» (т.е. «это верно»), — говорит старик из деревни Шишовка Пошехоно-Володарского уезда Ярославской губ.
«А это фсё одна мараль и больше ничаво, а ты на деле покажи», — говорил другой обитатель той же Шишовки.
А вот из письма одного старообрядческого деятеля в селе Старый Тарбагатай (Верхнеудинского уезда, в Забайкалье), от 14 марта 1925 г.: «Книги предлагаемые нужны, но дело в следую¬щем: слеживается в нас голодовка..; в нас слыхи цырклирувают»...

В целом, все было как у Зощенко. Помните?

...Началось дело с пустяков. Мой сосед, не старый еще мужчина с бородой, наклонился к своему соседу слева и вежливо спросил:
— А что, товарищ, это заседание пленарное будет, али как?
— Пленарное, — небрежно ответил сосед.
— Ишь ты, — удивился первый, — то-то я и гляжу, что такое? — как будто оно и пленарное.
— Да, уж будьте покойны, — строго ответил второй. — Сегодня сильно пленарное, и кворум такой подобрался — только держись.
— Да ну? — спросил сосед. — Неужели и кворум подобрался?
— Ей-богу, — сказал второй.
— И что же он, кворум-то этот?
—  Да ничего, — ответил сосед, несколько растерявшись. — По¬добрался и все тут.
—  Скажи на милость, — с огорчением покачал головой первый сосед. — С чего бы это он, а?
Второй сосед развел руками и строго посмотрел на собеседника, потом добавил с мягкой улыбкой:
— Вот вы, товарищ, небось, не одобряете эти пленарные заседа¬ния... А мне они как-то ближе. Все как-то, знаете ли, выходит в них минимально по существу дня... Хотя я, прямо скажу, последнее вре¬мя отношусь довольно перманентно к этим собраниям. Так, знаете ли, индустрия из пустого в порожнее.
— Не всегда это, — возразил первый. — Если, конечно, посмот¬реть с точки зрения. Вступить, так сказать, на точку зрения и оттеда, с точки зрения, то да — индустрия конкретно.
— Конкретно фактически, — строго поправил второй.
— Пожалуй, — согласился собеседник. — Это я тоже допущаю. Конкретно фактически. Хотя как когда...
—  Всегда, — коротко отрезал второй. — Всегда, уважаемый то¬варищ. Особенно, если после речей подсекция заварится минималь¬но. Дискуссии и крику тогда не оберешься...
На трибуну взошел человек и махнул рукой. Все смолкло. Только соседи мои, несколько разгоряченные спором, не сразу замолчали. Первый сосед никак не мог помириться с тем, что подсекция завари¬вается несколько иначе.
На соседей моих зашикали. Соседи пожали плечами и смолкли. Потом первый сосед снова наклонился ко второму и тихо спросил:
— Это кто ж там такой вышедши?
— Это? Да это президиум вышедши. Очень острый мужчина. И оратор первейший. Завсегда остро говорит по существу дня.
Оратор простер руку вперед и начал речь…

Деревне все эти новомодные слова «со скрытым смыслом» были непонятны. Вот и рождались на свет исковерканные до неузнаваемости «инвалиды»:

Виклигация – ликвидация.
Втонобиль – это без лошади едут (автомобиль).
Деклет – это правительство бумаги пишет.
Дистанция – инстанция.
Елагатка – это баб на собрание выбирают (делегатка).
Елименты – алименты.
Закса – в этой заксе молодые расписываются.
Каменист – кто в бога не верует (коммунист).
Кандидат – это когда выбирают лишнево.
Лариводной председатель (радивонный, радивон) – это вроде старосты над большим обществом.
Легистрация – это записываться жениху и невесте.
Ператив (копетив) – кооператив (лавка это от совета; от казны).
Пролетарья – беднота, голь.
Пяонеры (пинеры) – это маленькие ребята, тоже как большевики; ходят с барабаном и поют.
Социализма (сицилизма) – это по-новому жить.
Тышшо – бумажная деньга.
Царизма – когда царь властвовал.

Вождя под хвост попала

Наречение улиц и городов именами революционных и прочих деятелей стало поистине «бичом» XX века. Вот десятка самых популярных исторических персонажей и политических деятелей: ЛЕНИН, ГАГАРИН, ЕСЕНИН, ГОРЬКИЙ, КИРОВ,  КАЛИНИН,  ПУШКИН, ЭНГЕЛЬС, МАРКС и  СВЕРДЛОВ.

«Радует глаз», что во всем этом списке все-таки есть человек, который имеет самое непосредственное отношение к Рязанщине. Является уроженцем этой славной земли и одним из самых выдающихся ее сынов. Это великий русский поэт Сергей Александрович Есенин (1895-1925).

Но, увы! Выдающийся крестьянский поэт в этом списке – далеко не первый! Обязательным атрибутом деревни 30-х гг. был Ленин (или Ильич, как иногда разрешалось величать вождя).
После Октябрьской революции  в сознании миллионов крестьян сразу же началось обожествление нового правителя России. Дарья Ивановна Селезнева (1912 г.р., дер. Усады Московской губ.) вспоминает  :

«В 17-м году свершилась революция. Мы на революцию никак особенно-то внимания не обратили. Как жили раньше, так и потом – нисколько не полегчало: работы-то было столько же. Ленина крестьяне уважали, любили его. За Ленина молились. С детства мать приучала нас молиться за Ленина перед едой».

Вот так – был раньше Спаситель (или Никола Чудотворец, на худой конец), теперь на месте икон стоял (или висел) портрет Вождя! Заметьте, при этом на революцию-то поначалу и внимания никто не обратил – мало ли чего, там, в Питере устроили!
Из письма Владимира Шульгина (с. Сметанино Кировской обл.)  :

«В далеком детстве у нас на кухне была икона, и бабушка Паша молилась на нее. А в передней комнате висело три больших портрета: в центре Ленин, по бокам Хрущев и Булганин. Отец с мамой были ревностными коммунистами, тогда без этого нельзя было достигнуть чего-либо. Бабушка Паша молилась на икону тихо и скромно. Отец с мамой «молились» на Ленина. Мы – 3 брата и сестра – не молились ни на кого»

После смерти Ленина обожествление автоматически было перенесено на личность Сталина.
Из рассказа А.И.Гребеневой (1917 г.р.)  :

«Раньше Сталин для всего народа был просто Богом. Помню, пришли мы как-то с матерью в сельсовет. В красном углу висел портрет Сталина, мать перекрестилась и меня заставила перекреститься. Все жили в страхе, все боялись, но и уважали Сталина. Мы не могли себе представить, как жить без Сталина».
«Сталин был для нас Бог и царь…» (В.В.Рогожникова, 1920) 
«Сталин для нас был вождь и учитель, всезнающий человек, в общем, был Богом…» (Л.Г.Стремоусова, 1919).

Бог  - «Капитал»; никто не видал!

Усиленно насаждаемый большевиками культ основоположника (точнее основоположников – все-таки, их же двое!) научного коммунизма привел к тому, что чуждые немцы из XIX столетия, которых никто не видел (но, слыхал!), почти заменили собой в народном сознании апостольский дуэт Петра и Павла.
Маркс и Энгельс были неразделимы, словно сиамские близнецы. Кто такой Карл Маркс, крестьяне, естественно, не знали (да им, естественно, никто и не пытался объяснить толком). Вот ответы селян Рыбинского (бывшего Мышкинского) уезда Ярославской губернии (1925):

«Карло-Марс (Марс, Маркас) – это как Ленин». Ну, а Ленин, понятно кто, естественно, приравнивался к Богу.
Подчас ситуация вообще доходила до маразма. Любой человек с окладистой бородой моментально превращался в выдающегося теоретика научного коммунизма. Так, на Украине в конце 40-х гг., после смерти девочки, болевшей туберкулезом, нашли в ее убогом жилище какой-то журнал с портретом Менделеева (отрастил бороду-то на свою голову!), на котором детской рукой было написано «Карло Марс».
Карл Маркс был неофициально причислен к «лику главных святых» новой религии (большевистско-коммунистической), а Библией марксистов стал его фундаментальный труд «Капитал».

Как правило, если появлялась улица К.Маркса, то не за горами было время, когда село обзаводились улицей его верного друга по Коммунистическому Интернационалу Ф.Энгельса. Такие улицы-»двойняшки» есть в пгт. Кадом Кадомского района, пгт. Елатьма и пгт. Тума Касимовского района, дер. Михино Кораблинского района и с. Путятино Путятинского района. Энгельса «обделили» лишь в с. Новочернеево Шацкого района и с. Чернава Милославского района, а Маркса «оставили без помощника» - в с. Поляны Рязанского района. Зато пгт. Кадом «отличился» еще и переулком Энгельса.
Новая, усиленно насаждаемая идеология, требовала и новых культов. Официальными пророками новой веры были признаны Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин. Появился даже свой антихрист – Троцкий, считавшийся с 1930-х гг. исчадием ада и представителем сил зла на Земле.
Среди прочих общесоюзных «новых святых» находим следующие персонажи – Чапаев, Крупская, Ворошилов, Дзержинский, Полетаев, Чкалов, Урицкий, Стаханов, Луначарский, Володарский, Циолковский, Лермонтов, Фрунзе, Толстой, Радищев, Некрасов, Куйбышев, Демьян Бедный, Глинка, Гончаров, Достоевский, Королев, Тельман, Тимирязев, Островский, Макаренко, Либкнехт, Маяковский.
Во всей этой «каше из имен», процентов на 95 к Рязанской земле никакого отношения не имеющей, наиболее популярны были такие политические фигуры как КИРОВ, КАЛИНИН и СВЕРДЛОВ. Но, если фамилии Кирова и Свердлова появились в названиях после их смерти, то «дедушке Калинину» откровенно повезло: ЕГО УВЕКОВЕЧИЛИ ПРИ ЖИЗНИ!

ДА ЕЩЕ КАК!

Не совсем понятный обыкновенному человеку государственный статус «всероссийского дедушки», тем не менее, обеспечил товарищу Калинину всесоюзный почет и славу.
Из анонимного письма  :

«Глубокоуважаемый наш хозяин Советской России тов. Калинин. Мы граждане хлеборобы, батраки, бедняки и середняки ст. Пашковской Краснодарского района, Ку¬банского округа, хотим вам рассказать, как у нас в ста¬нице проводится коллективизация и обращаемся к Вам за скорейшим оказанием нам помощи, так как теперь пропущенный день дорог как для крестьян, так и в целом для государства»

Из письма 12-летней Елены Вышугиной (Иваново-Вознесенская обл., Рыбинский окр., дер. Заручье, колхоз «Трудовик», 1930 г.)  :

«Добрый день, дедушка Калинин. Пишу тебе письмо о нашем колхозе. Сперва силой загоняли в колхоз и Соловками стращали, груды золота обещали, а потом, когда выпустил статью т. Сталин о головокружении, все вышли из колхоза. Осталось только 10 хозяйств, из них 4 бедняцких и 6 середняцких.
Нам, колхозникам нет проходу. Папу с мамой ругают за то, что записались в колхоз, а меня с братом бьют ребята, не колхозники. В колхоз не идут несознательные крестьяне и несколько бедняков из-за сахару и табаку. Нет ничего, чай пить не с чем.
Крестьяне обещают варфоломеевскую ночь и говорят, что когда будете пахать, «то будем бить — кос хватит».
Кто первый записался в колхоз — вышли и даже некоторые комсомольцы вышли. У меня сестра комсомолка, она вызывала комсомольцев на соревнование на вступление в колхоз и ее ругают, а она не выходит из колхоза.
Дедушка Калинин, обратите на это внимание, примите какие-нибудь меры. До свидания»
И еще из писем «дорогому товарищу председателю ВЦИК»:
«Михаил Иванович Калинин, как возрадовалось крестьянство, когда вы были избраны Пред. ЦИК, так теперь оно настолько недовольно Вашим Сталиным. Вы привели страну к явной гибели» - из письма бедняка (1930 г.) 

БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ!

Было бы совсем странно и прискорбно, если бы в названиях деревенских улиц мы не встречали бы действительных уроженцев Рязанского края, или имевших вполне определенное отношение к этому региону России. Слава Богу, такие есть: адмирал В.М.Головнин (1776-1831), археолог В.А.Городцов (1860-1945), художник и гравер И.П.Пожалостин (1837-1909), генерал М.Д.Скобелев (1843-1882), легендарный Евпатий Коловрат, академик В.Ф.Уткин (1923-2000), писатель К.Г.Паустовский, Оленины, декабрист Михаил Лунин…

НО, УВЫ!
ЭТИ НАЗВАНИЯ ЕДИНИЧНЫ!

Скромно как-то выглядят эти названия на фоне пышных, затмивших всё и вся, обозначений Советской эпохи.
В результате – мы имеем то, что заслужили! На «деревне у дедушки» «жить стало лучше, жить стало веселей». Серьезно! На таких-то улицах: Горького, Ленина, Новой, Пушкина, Советской, Стаханова (пгт. Горняк Милославского района).
Полностью «советизировалось» древнее село Дегтяное Ряжского района. Всего-то 8 улиц, но каких - 1 Мая, Ворошилова, Гагарина, Горького, Красная, Ленина, Октября и Советской Армии!
В пгт. Сапожок Сапожковского района Великий Октябрь запечатлен сразу в двух улицах – 40-летия и 50-летия Октября. Кроме того, сельчане решили особо отметить и дату 50 лет ВЛКСМ.
А в пгт. Тума из 46 улиц и переулков более половины (25) названы в честь всевозможных (естественно, советских и коммунистических) деятелей. Исключение могут лишь составить коренные рязанцы - Есенин, Мичурин, Павлов, Пирогов и Тимирязев. Этот поселок примечателен еще и тем, что в названии одной из улиц запечатлена чуть ли не самая ранняя советская памятная дата – 10 лет Октября!

Герои на определенные времена

Сейчас трудно подсчитать, сколько из прежних названий, носивших имя И.В.Сталина, в конце 50-х-начале 60-х гг. были заменены. Хрущевское время выдвигало своих героев. Таким, например, стал первый человек в космосе – Юрий Алексеевич Гагарин.
По количеству посвященных ему названий улиц и переулков, первый космонавт земли не уступает великому земляку рязанцев – Сергею Есенину. Но, если со вторым и так все понятно (земляк, все-таки!), то, всенародная страсть к Ю.Гагарину перешла все возможные пределы.
Гагарин – уроженец Смоленской земли, но всенародная любовь сделала его поистине, если не «гражданином мира», то уж почетным гражданином всех российских сел и деревень. «Метла нововведений» смела остатки царских названий (если, конечно, таковые еще оставались), а заодно, и ставших уже ненужными названия ранней советской эпохи.
Бескорыстная непоколебимая тяга к Юрию Алексеевичу превзошла все мыслимые и немыслимые границы разумного. К началу 70-х гг. все уже в мире знали, «каким он парнем был», а страну захлестнула очередная волна переименований. И вот, на Рязанщине, где, к слову, ни в одном из вышеупомянутых сел Гагарин отродясь не бывал, появились улицы его имени.

И РОДИЛСЯ ОЧЕРЕДНОЙ КУМИР!

«Забавы» власти с новым «идолом» продолжались недолго. Как только отпала необходимость в старой идеологии, рухнули с пьедестала и прежние герои этой власти.


Рецензии
Написано хорошо. Хватило же терпения... Читается легко и с удовольствием.
До переезда на улицу Починковскую я жил именно на Молодёжной.

Сергей Вожегодцев   11.07.2019 13:05     Заявить о нарушении