Детство и дедство

.                Может, тебе валерьянки выпить?
*
У них поменялись учительницы физкультуры. Первая на какой-то период времени уходила, другая, скорее всего, «многостаночница», работающая не в одной только школе, а может просто загруженная своим графиком, замещала ту и, очевидно, подстраиваясь под вторую, мелким на время даже поменяли расписание. Не нравилась внуку первая. Сообщил как-то мне, без надрыва, по-философски:
- Хорошо нам, у нас будет другая учительница по физкультуре.
- А почему хорошо?
- А, та нам не нравилась…
- ?
- Кричит на нас громко, плохая она.
Позже стало понятно, что не только я был посвящён в эту страшную тайну.
Прошло какое-то время и первая вернулась. Расписание поменяли обратно, из этого-то мы и узнали о её возвращении.
- Ну и какая из них вам больше нравится? – Поинтересовалась бабушка у внука.
После некоторого раздумья:
- Первая.
- Ты же говорил, она плохая?
- …Ну, да, но она же нам уже родная…
*
Витая в эфирах одному ему известных мыслей, внук наделал ошибок, списывая текст из книги. Бабушка пожурила:
- Ну как так можно? Ты же спи-сы-вал! Всё что необходимо, это быть сосредоточенным и внимательным! Нет ничего проще! Послушай, нужно делать так: посмотрел в книгу, «сфотографировал» глазами слово, записал.
На следующий день он притащил из школы тетрадку, полную новых помарок: они там опять списывали текст из книги. Бабушка:
- Для кого я вчера рассказывала, как надо списывать из книги? Неужели так трудно сосредоточиться и быть внимательным? Ну сколько можно талдычить тебе одно и то же? Так, придётся всё переписать.
Ребёнок согласился безропотно, даже не пикнув. Он давно уже свыкся с тем, что взрослые – приземлённые нервные создания, которые в эфирах не витают принципиально, переводя стрелки на нехватку времени из-за ежедневных забот и хлопот. Сидит, пишет. Бабушка сбоку, следит. И тоже, задумавшись о своём, потеряла концентрацию! Других же легче поучать, знамо дело. А он снова допускает помарку, которую она даже не успевает заметить. Но он-то этого ещё не знает и, в ожидании очередного её расстройства, поворачивается к ней и тихо так, будучи человеком сострадательным и предваряя её нешуточные переживания, спрашивает:
- Бабушка, может, тебе валерьянки выпить?..
*
- У Руслана и Вадика будут неприятности. – Спокойно заявил он по дороге из школы в пятницу. У меня сразу дурные мысли в голову: опять драка?! Только успели от этого всего отдохнуть…
Был короткий период, в нём проснулась былая агрессивность и через раз, забирая его, я вынужен был выслушивать версию учительницы. А потом его версию. В целом они сходились: врать в свою пользу ребёнок ещё не научился. Хотя и пытался тут же найти себе оправдание. На мой взгляд, поводы были пустячные, не стоящие не только драки, но даже внимания с его стороны. Пытался внедрить в него эту мысль. Дело осложнялось тем, что их учат:
- Нельзя драться! Драка – это последнее дело! Нужно пожаловаться учителю.
- Вот как? А по-моему, последнее дело – это ябедничать. И всё же драться нужно только в крайнем случае, если действительно тому есть серьёзные причины. – Далее шёл перечень стоящих, на мой взгляд, причин для хорошей потасовки и попытки объяснить то, чего сам не понимаю: допустимые пределы самообороны и самонападения.
А в пятницу мне в голосе мелкого почудились довольные нотки. Ну ничего себе! Осторожно спрашиваю:
- А в чём дело?
- Я вчера придумал рассказ о пожарных, мама мне его распечатала на принтере и сегодня на «Окружающем мире» я его рассказал. Только не весь. Но я оставил им текст.
- А почему не весь и при чём здесь Руслан и Вадик?
- Потому и не весь, что они не слушали меня, вертелись и учительница их начала ругать. Пока ругала, урок закончился.
- И какие неприятности их ждут? Она что, им в дневники написала или двойки поставила?
- Нет, но им надо будет отвечать на вопросы по этому рассказу.
- Так может быть, они твой рассказ обсуждали?
- Своё они обсуждали. Они никогда никого не слушают, всегда вертятся и мешают другим. А в понедельник им теперь придётся отвечать на вопросы...
- Послушай, а ты не рад случайно?
- Нет, я не радуюсь, но и не страдаю. Пусть получат то, что заслужили. Мне нет до них никакого дела.
- А как же чувство локтя, сам погибай, а товарища выручай, плечом к плечу и тому подобное?
- У нас это не принято. Коллектив коллективом, но в школу нужно ходить за знаниями, а не за коллективом.
- Ну, не знаю, не знаю… По-моему, и за тем, и за другим…
Боже мой, они решили окончательно порвать мои шаблоны: у них, поколения XXI века, взаимовыручка не принята! Каждый сам за себя! Караул. Они теперь, поди, стучат друг на друга по и без необходимости вместо хорошей драки, после которой не грех и помириться в течение пяти минут, не дают списывать, не решают оба варианта на контрольных и даже не подсказывают  тупящим у доски недорослям! Куда закатился Мир? А с другой стороны, эти крученые-верченые, хитромудрые  с младых ногтей недоросли и без их подсказок, когда вырастут, ввинтятся в систему хоть по резьбе, хоть против, станут их начальниками с подлостью и нечестностью как нормой жизни и авторитарным стилем руководства. Так добросовестно грызшим гранит науки будет хоть не обидно: не на их горбу ребята в рай въезжали… Мда… И в чём правда, брат Внутренний голос? Ребёнка-то чему учить?
- Дедушка! Ты ещё здесь? Осторожней, мы будем дорогу переходить… - прервал мои размышления внук.

18.03.2019


Рецензии