О чём болит душа...

...Ах, как мы пели! Как мы пели!

На выходе из мертвой петли

Сходились наши голоса... (Л. Завальнюк "Украинская песня")

"Нiч яка мiсячна", "Ридна мати моя" - родные песни со счастливой судьбой связующей нити. "Редкая птица долетит до середины Днепра..," а песни разлетелись от Днепра до Волги и дальше, туда, где "багряное солнце встает".

Весёлые и грустные, как жаркое солнце и тихий осенний дождь. Какое таинство в них для нас всех?

Да, мы оттуда. Наша кровь

Не так уж сильно изменилась.

Любовь к Днепру? Скажи на милость!..

Но это все-таки любовь. (Л.Завальнюк)

Я замираю, вслушиваясь, и болит душа, слёзы подступают к горлу, душат, льются вопреки желанию, и я не в силах их остановить.

Звенит высокая тоска,

Необъяснимая словами...

Я - не один, пока я с вами...

Вновь всплывают строки любимого поэта: Леонид Завальнюк - поэт из настоящих, звучат его слова как ответ.

ЯЗЫК

Пекли зарю две утренних мадонны.

—Стривай! — одна сказала,

—Погоди! — ей в унисон промолвила другая.

А даль чиста,

А жизнь была без края,

А сердце — а-ах! —

И родилось в груди.

«Стривай»…

Два языка сплелись в моей судьбе.

«Ты погоди»…

Один все глуше, отдаленней.

И редко-редко я теперь долоні —

Ладони детства протяну к тебе.

Но в гиблый час,

Когда все зори мимо рук

И ничего мне от судьбы не надо,

—Рух, — говорю я.

То не птица Рух,

То рух — движенье

И рухнула преграда,

И я балакаю!..

Каких ознобов блок!

Дивлюсь на тебе… —

И поют зарницы.

Стопталась жизнь,

Но дух мой не оглох.

Все, все пройдет, а это сохранится.

«Стрывай» — и «погоди»…

Свитанок» и « рассвет»…

«Кохаю щиро» — и «люблю безмерно»…

Уйти от одного — как телу жить без нервов,

Забыть другое — как не жить совсем.

Легко и органично, как эхо, перекликаются слова двух языков. Они оба дороги сердцу поэта, это - его, родное, что с ним жило всю его жизнь. Слова оживляют запахи детства, в них погружаешься, окутанный теплотой воспоминаний о месте, где родился и вдохнул воздух полей, дождей и небес, где журчание родников и речь бабушки сливались в одну песню любви ко всему, что окружало.Всё, что было дорого, осело в душе навсегда и как будто спало до поры. Но вот прозвучали - "стрывай" - и "погоди", и потянули за собой цепочку. И каждое слово в радость, сливается с другим, тоже родным.

Я дочитываю последние строчки, нахожу ответ, который для меня так важен:

Уйти от одного - как телу жить без нервов, Забыть другое - как не жить совсем.

Как важно слышать поэтов, они не уходят, а щедро одаривают потомков сполохами своей души, пусть искорки, как послания в вечность, вспыхнут ещё и ещё в других сердцах.

 

"Стопталась жизнь, Но дух мой не оглох, Все, все пройдет, а это сохранится."
Метки: Елизавета поэзия, музыка и литература, народная песня, Украина, завальнюк


Рецензии
Лиля, мне тоже близко, то что Вас трогает в этой жизни, я тоже очень люблю украинские песни петь. С уважением и теплом Лидия

Лидия Калашникова   29.10.2019 05:30     Заявить о нарушении