Герои романа Л. Н. Толстого Война и мир

Статья

      Герои романа Л.Н.Толстого "Война и мир" в поисках смысла жизни, или               
      Чем история духовных исканий Пьера Безухова отличается от поисков
      смысла жизни Андрея Болконского?


       Двух героев великого романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» – Андрея Болконского и Пьера Безухова – с полным правом можно назвать правдоискателями.
       Действительно, на протяжении всего повествования мы видим постоянную работу мысли и души в этих героях, их поиски смысла жизни, попытку найти себя в окружающем мире, их заблуждения и озарения, увлечения и разочарования, постижение истинного и ложного.
       Андрей и Пьер, как и все люди на земле, стремятся к счастью. Но их стремление к счастью – это, прежде всего, стремление жить по правде. И у каждого из них своя судьба, свой путь, пройденный и  выстраданный ими.

      Буквально с первых страниц романа мы встречаемся с этими героями.
      Вот князь Андрей в салоне Анны Павловны Шерер накануне своего отъезда на войну с Наполеоном. Но это не Отечественная война 1812 года. Это военные события войны 1805-1807 годов, когда Наполеон еще не враг России, а всего лишь неприятель союзников – австрийских войск. Поэтому ничто не мешает Болконскому в этот момент восхищаться Наполеоном как талантливым полководцем, мечтать о подобной воинской славе, «искать своего Тулона». Но честолюбие Андрея окрашено благородным светом поиска любви народной. Князь хочет не только славы себе, но и побед своему Отечеству. Не только о славе грезит он, а о признании и любви своего народа.
        Андрей разочарован в той жизни, которую он вынужден вести. Он видит ничтожность и пустоту светского общества, такого привлекательного для его легкомысленной жены! Однако князь обязан сопровождать ее всюду, поскольку заботится о ней  как о матери своего будущего ребенка.
        Вот мы замечаем сухо-презрительную мину на его красивом лице… Он и не пытается скрыть своего истинного отношения к окружающему обществу. Ну, чем не разочарованный Евгений Онегин, возвышающийся над своей средой!
        И только однажды меняется это лицо – дружелюбная улыбка тронула губы – князь Андрей видит своего друга  Пьера Безухова, совсем юного, еще не познавшего горечи разочарования.
        Пьер восхищен Наполеоном и не скрывает этого – настолько он бесхитростен и прост. Все вокруг возмущены, называют его «ужасным Пьером»! Ведь Россия воюет с Наполеоном, и восхищаться императором Франции неприлично. Один Андрей понимает и разделяет его взгляды. Хотя в свете Пьера называют ужасным, его принимают, поскольку он незаконнорожденный и любимый сын графа Безухова, и пока никто не знает, кому оставит свое многомиллионное наследство старый граф.
        Именно этому «ужасному» Пьеру рассказывает Андрей о своем решении идти на войну, потому что та жизнь, что он ведет, не по нему. Андрей верит, что Пьер сможет его понять и морально поддержать.
        Отсюда, из салона Анны Павловны Шерер, и расходятся их пути: один идет воевать, другой – продолжать бессмысленную пока жизнь в компании «золотой молодежи».

           Принадлежа к древнему аристократическому роду, будучи сыном екатерининского вельможи, князь Андрей выделяется из дворянской среды не только происхождением и богатством, но и своими личными достоинствами: он унаследовал от отца острый, глубокий, аналитический ум,  силу воли, выдержку и, кроме того, блестяще образован и трудолюбив.
         Ему чужда праздная, бессмысленная жизнь придворного круга, светских салонов, погоня за карьерой, его возмущает паразитизм существования дворян, их корыстность и духовное прозябание.
        Он патриот, но его патриотизм в начале романа связан с чувством честолюбия. Однако Андрей хочет отличиться и искать власти во имя интересов Отечества, а не личной выгоды. Следя за событиями кампании 1805-1807 годов и возмущаясь бездарностью проводимых командованием военных операций, князь Андрей отправляется на фронт – в это время для него Наполеон является образцом для подражания.
         Благодаря связям отца с Кутузовым, он становится штабным работником, адъютантом при главнокомандующем, выбирая именно штабную должность для того, чтобы влиять на ход событий. Он покровительствует молодым офицерам и остро переживает неудачи русских и союзных австрийских войск.
        В сражении под Шенграбеном он, единственный из адъютантов Багратиона, участвует в сражении, наблюдает за героическим подвигом батареи капитана Тушина и спасает этого скромного, застенчивого офицера от гнева начальства, не знающего истинного положения вещей.
        В Аустерлицкой битве, видя беспорядочное отступление русского войска, Андрей хочет переломить исход сражения и увлекает за собой батальон солдат, но сам получает тяжелое ранение и падает на землю.
        Очнувшись, он видит над собой бездонное небо – к нему приходит мысль о тщетности славы. Всё оказывается совсем не таким красивым и величественным, как ему когда-то мечталось. В  его душе нет восторга осуществленной мечты. В этот момент проезжающий со своей свитой мимо раненого Андрея Наполеон, театрально воскликнувший: «Вот прекрасная смерть!» - кажется ему ничтожным и маленьким. Только высокое, торжественное, бесконечное небо притягивает Андрея и видится ему истинно прекрасным и мудрым в своей отрешенности.
        Когда Андрей, чудом выжив в этой мясорубке, возвращается домой, он хочет жить простой человеческой жизнью, заботясь о своих близких. Его уже не прельщает слава. Небо помогло ему понять, какая мелкая и эгоистичная цель волновала его когда-то! Он чувствует себя виноватым перед женой, которой пренебрегал и которую презирал за ее обыкновенность. Жажда исправить свою жизнь, искупить свою вину перед ближними охватывает Андрея! Но… оказывается, исправить в этой жизни ничего нельзя. За каждую ошибку приходится платить самой суровой платой:  погибает от родов ни в чем не повинная жена князя, и он остается один на распутье, оказавшись вдовцом с крошечным сыном на руках, воспитывать которого предстоит ему одному. Андрей не может смириться с этой несправедливостью, ему горько от сознания того, что в этой истории пострадал не он, виноватый, а его ни в чем не повинная жена. «Почему она?» – спрашивает он себя и не находит ответа.
        В этом состоянии потери и разочарования  встречает он на переправе в Богучарове своего друга Пьера, которому в это время кажется, что он нашел смысл жизни в новой деятельности. Пьер восторжен и возбужден, он пытается убедить Андрея, что искомое рядом, жизнь – несмотря ни на что! – прекрасна. Только его слова напрасны – Андрей не слышит их, он полон своих дум. Долго-долго говорят они о наболевшем, каждый безуспешно доказывает свою правоту, однако не может поколебать друга.
        И всё же встреча с Пьером, полным надежд и очарованности жизнью, невольно пробуждает Андрея и заражает новыми желаниями.
        Потерпев неудачу в поисках смысла жизни на военном поприще, Андрей решает принести пользу Родине государственной деятельностью, поэтому он составляет проект нового воинского устава, где на солдата следует смотреть не как на «механизм, артикулом предусмотренный», а как на человека. Он хочет возродить суворовские традиции в армии.
        Однако бездарный бюрократ Аракчеев кладет под сукно проект Андрея. Андрей, человек гордый и самолюбивый, не может простить такого отношения к себе – он находит другого министра, Сперанского, который, как Андрею кажется, способен оценить его труд. Князю еще не понять, что он стал разменной монетой в игре двух министров за влияние на государя, а сам его проект абсолютно безразличен этим карьеристам.
         Болконский, энергичный и деятельный, пытается найти смысл жизни и в общественной сфере. Обладая практическим умом и будучи человеком гуманным, он освобождает своих крестьян от крепостной зависимости, делая их «вольными землепашцами», а крестьян сына переводит на оброк – шаг по тем временам смелый и либеральный. 
          Андрей остро чувствует одиночество после смерти жены, и ему кажется, что жизнь в 31 год уже кончена. Таковы его размышления, когда он ранней весной увидел растущий при дороге дуб, еще не покрытый зеленью. Все деревья вокруг уже зеленели, один старый дуб не поддавался обольщению весны. Настроение Андрея, как ему казалось, совпадало с чувствами этого старого дерева, которое тоже, наверное,  понимает, что жизнь уже кончена.
         Неожиданная встреча в Отрадном с юной Наташей Ростовой взволновала Андрея. Нечаянно он слышит ее  разговор с Соней, когда Наташа любуется лунной ночью, стоя  перед открытым окном. В ней столько прелести, очарования, предчувствия счастья, что это не может не тронуть Андрея. Князю внезапно становится обидно, что эта девочка не знает и не любит его. Ему хочется, чтобы она тоже знала, какой он хороший, чтобы его жизнь не была ей безразлична.
       Возвращаясь из Отрадного, по дороге Андрей пытается отыскать тот старый дуб, который был с ним солидарен в том, что жизнь в 31 год уже кончена. Однако не сразу ему удается найти дуб – ведь тот преобразился, зазеленел, откликнувшись на призыв весны! Увидев могучий старый дуб, покрытый молодой зеленью, Андрей понимает, что жизнь и счастье – впереди и что жить нужно так, чтобы о тебе знали и чтобы тебя любили все, в том числе та наивная прелестная девочка, которая встретилась ему лунной ночью в Отрадном.
        А потом встреча с Наташей на ее первом балу. Андрей – по просьбе Пьера – приглашает ее танцевать, и это становится приглашением к счастью для него и для нее, хотя оба еще и не подозревают об этом.
       Встреча, такая важная для Наташи, еще не осознается Андреем как судьбоносная. Однако именно после встречи с Наташей, побывав в поле ее простоты и естественности, ее искренности и чистоты, он внезапно понимает, какой ерундой занимался до сих пор. Он отчетливо видит фальшь и лживость тех людей, кому доверил свой проект, а, следовательно, и свою судьбу. Андрею вдруг хочется увидеться с Наташей – и он при первом же удобном случае возобновляет их знакомство, приезжая каждый день к Ростовым, потому что даже один день жизни без нее кажется ему пропавшим.
       Наташа, с ее простотой, становится тем недостающим звеном в душе Андрея, в котором он, слишком гордый и даже, пожалуй, высокомерный, так нуждается! Он, не умеющий быть простым, тянется к ней, к ее доброй душе – ему нужна ее помощь. Он, человек умный, скорее всего, не понимает, что она, как говорит Пьер, «не удостаивает быть умной». Однако у нее умное сердце, а это само по себе клад – особенно, если это сердце женщины. И Андрею впервые кажется, что смысл жизни – в любви и семейном счастье.
       Но здесь – в шаге от счастья – Андрей совершает непростительную ошибку, которая становится причиной их разрыва и окончательного расставания. Он, такой правильный и педантичный, уезжает домой, к отцу, чтобы испросить его благословения на брак. Старый князь Болконский, которому родство с «простыми» Ростовыми казалось унизительным, конечно, против. Тем более, что Наташе всего 16 лет, а ей предстоит стать мачехой маленького Николеньки. Отец, показывая пренебрежение к выбору сына, настаивает на годовой разлуке, которая должна стать проверкой на прочность их чувства. Андрей, послушный сын, вынужден согласиться.
       Андрей возвращается к Наташе после двухнедельного отсутствия, не предупредив о своем отъезде – а она так страдала, потеряв его! –  и направляется к ее матери, чтобы просить руки Наташи. После этих формальных шагов он, наконец-то, спешит к Наташе, чтобы сказать ей о своем решении и спросить ее согласия. Наташа плачет, узнав о предстоящей разлуке. Андрей в растерянности, потому что он не понимает ее горя – ведь ей всего 16, а через год будет 17! Что значит какой-то год для такого юного существа! Он не чувствует, что любовь нельзя отложить на завтра, как нельзя на завтра отложить жизнь.
       И буквально за неделю до возвращения Андрея, когда «счастье было так возможно, так близко», лихорадочно раскручивается роман Наташи Ростовой и Анатоля Курагина. Эта, казалось бы, нелепая влюбленность Наташи становится роковой для их любви с Андреем. Недаром  историю Наташи и Анатоля Толстой считал узлом всего романа.
        Действительно, всё не так просто. Красавец Анатоль, которого Толстой именует беспокойным дураком, не может, конечно, соперничать с князем Андреем, который тоже  хорош собой, а к тому же еще и благороден, и умен. Но для Анатоля не существует понятия порядочности, верности, совести – он просто живет, уступая собственным желаниям. Его не останавливает то обстоятельство, что он женат, ведь об этом никто не знает. Да и сам Анатоль не считает себя женатым, поскольку это вынужденный брак. Он решает выкрасть Наташу из дома, потому что она ему нравится – других соображений у него нет. И Наташа, прежде так любившая Андрея, готова бежать с этим проходимцем! Что же так привлекло Наташу в нем? Почему она не видит очевидного? Почему он ей кажется достойным?
       Не потому ли, что Наташа, конечно, не понимает, что Анатоль попросту глуп? Не потому ли, что его безрассудство видится ей стремлением к свободе, готовностью ради любви на всё, на что не был готов Андрей? Вот это свободолюбие, которым обладала и Наташа, и объединило ее с Анатолем. Он кажется ей родственной душой, порывистой и прямой  в достижении своих желаний.
       Читая роман, мы искренне радуемся тому обстоятельству, что побег не удался! Жизнь Наташи в безопасности. Но не слезы ее по Анатолю, а невозможность сохранить любовь князя Андрея огорчают нас и ее доброго друга Пьера Безухова. Как старается он помирить любящих! Но Андрей, как сейчас говорят, такой непримиримый перфекционист, не может простить Наташино увлечение. В его душе, стремящейся к беспорочности и совершенству, нет места прощению. Он, ошибающийся и раскаивающийся не раз в своих ошибках, не может понять, что юная неопытная наивная девушка тоже имеет право на ошибку.
        Каждое разочарование ввергает Андрея во всё более глубокое душевное оцепенение.   
        Лишь события Отечественной войны 1812 года вновь пробуждают его. Он опять стремится на войну, но не для славы, как было когда-то. Он говорит Пьеру о своей ненависти к интервентам, выражая общенародную ненависть к врагу. Наполеон уже не является его кумиром. Но Андрей не хочет идти служить в штаб к Кутузову, «поближе к солнцу», он становится командиром пехотного полка, чтобы быть со своим народом.
        Он правильно оценивает поведение Кутузова, говоря, что именно такой человек нужен России. Андрей близок к солдатам, которые его любовно называют «наш князь», потому что он принадлежал к той части передового офицерства, которая отвергала аракчеевские методы муштры – именно из этой среды  впоследствии вышли декабристы.
         Сердце Андрея пусто после разрыва с Наташей – может быть, поэтому он равнодушен к тому, что происходит с ним. Это безразличие к себе, так несвойственное Андрею, приводит его к обстоятельствам смертельного ранения.
         Полк его стоял в резерве, но под сильным огнем артиллерии к двум часам потерял более двухсот человек. После этого полк передвинули на поле, где уже до того были побиты тысячи людей, и там полк потерял еще треть своего состава.

          «Князь Андрей, точно так же, как и все люди полка, нахмуренный и бледный, ходил взад и вперед по лугу подле овсяного поля от одной межи до другой, заложив назад руки и опустив голову. Делать и приказывать ему нечего было. Всё делалось само собою…»
         Князь Андрей находится вне любой деятельности, а потому – наедине с самим собой, наедине с жизнью и смертью. Ведь это – война… У него нет ни мыслей, ни чувств в это время:

        «Он ходил по лугу, волоча ноги, шаршавя траву и наблюдая пыль, которая покрывала его сапоги; то он шагал большими шагами, стараясь попадать в следы, оставленные косцами на лугу, то он, считая свои шаги, делал расчеты, сколько раз он должен пройти от межи до межи, чтобы сделать версту, то ошмурыгивал цветки полыни, растущие на меже, и растирал эти цветки в ладонях и принюхивался к душисто-горькому, крепкому запаху. Изо всей вчерашней работы мысли не оставалось ничего».

         И вот тут-то в этом почти безжизненном состоянии Андрей слышит, как в двух шагах от него падает граната.

         «Неужели это смерть? – думал князь Андрей, совершенно  новым, завистливым взглядом глядя на траву, на полынь и на струйку дыма, вьющуюся от вертящегося черного мячика. – Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух…».

      Андрей думал о смерти, но не предпринял ничего, чтобы спастись – броситься на землю для него было позором.
         И вот для раненого князя наступает новая жизнь – жизнь, которая вскоре закончится смертью. Но ему еще предстоят встречи на протяжении короткого отрезка времени. Он познает человеческую радость всепрощения – Андрей плачет от жалости, видя стонущего на операционном столе Анатоля Курагина, своего врага и соперника.
         Л.Н.Толстой не хочет оставлять одного из любимых своих героев в состоянии холодного отчаяния – справедливости ищет он для благородного и возвышенного князя Андрея. И  картина последней встречи Наташи и умирающего Андрея – по воле великого писателя – озарена небесным светом. Наташа и Андрей навсегда остались в русской литературе как прекрасные образы вечных ЖЕНИХА и НЕВЕСТЫ.
        Мудрое и доброе сердце Наташи не позволило ей бросить раненых солдат в горящей Москве. Без колебаний освобождает она подводы от вещей, чтобы взять с собой раненых. Именно поэтому и состоялась ее встреча с Андреем – в этот момент его коляска тоже въехала во двор дома Ростовых. Так Наташа своим бескорыстным патриотичным поступком приблизила их встречу. 
        Одна из самых замечательных страниц романа посвящена этой встрече. Только здесь, в Мытищах, на фоне горящей Москвы, Андрей сказал Наташе те заветные слова, которых она ждала от него. Только здесь сказал он, что любит ее больше жизни.
        И если бы не череда его бесконечных разочарований, которые принесли Андрею смертельную усталость и нежелание бороться за жизнь, если бы не страх потери,  наверное, их любовь победила бы… Но стремление к совершенству и неумение смириться с неправильностями жизни совсем не так безобидно, как можно подумать. Андрей вновь погружается в мир любви, но другой – отстраненной, всеобъемлющей, не направленной на одного, но освещающей всех… Смерть ему кажется желанной.         
        Он умирает, оставаясь жить в своем сыне Николеньке.

        В каждом романе Толстого мы найдем героя, который несет в себе черты самого автора. Таков Пьер Безухов в эпопее «Война и мир».
        Его образ глубоко философский, отражающий в себе переживания и искания писателя. И пусть этот неуклюжий Пьер немного смешон, а все-таки он симпатичен. 
         Вначале мы видим его в салоне Анны Павловны Шерер, когда он приехал из-за границы, надышавшись воздухом относительной свободы, не знающий жестоких подробностей русской крепостнической жизни. Он, не стесняясь, откровенно высказывает свое мнение, защищая Наполеона, чем приводит в ужас Анну Павловну Шерер и ее компанию, но находит понимание у Андрея Болконского, который, в свою очередь, явно ему симпатизирует.

         «Пьер, со времени входа  князя Андрея в гостиную не спускавший с него радостных, дружелюбных  глаз, подошел к  нему и взял  его за  руку. Князь Андрей, не  оглядываясь, морщил  лицо  в гримасу, выражавшую досаду  на  того,  кто трогает  его  за руку, но, увидав улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся неожиданно-доброй и приятной улыбкой.
     - Вот как!... И ты в большом свете! – сказал он Пьеру.
     - Я знал, что вы будете, - отвечал Пьер.  –  Я приеду к вам ужинать, -  прибавил  он  тихо,  чтобы не  мешать  виконту,  который продолжал  свой рассказ. –  Можно?
     - Нет, нельзя, - сказал  князь  Андрей  смеясь,  пожатием  руки давая знать Пьеру, что этого не нужно спрашивать».

        У Пьера фальшивое положение в обществе. Его принимают «на всякий случай», как возможного богатого наследника.
        А он, наивный, хочет по молодости вкусить «прелести жизни», почему и становится жертвой компании «золотой молодежи», группирующейся вокруг Долохова.
        Вот он, пьяный, видит, как этот кумир молодежи, сидя на подоконнике открытого окна, выпивает бутылку рома. И он то же хочет сделать. Хорошо еще, что его удерживают друзья.
        Он хочет быть лихим и отчаянным повесой! Вот он, пользуясь своей недюжинной силой, привязал квартального к спине медведя и бросил в Мойку. С современной точки зрения – весьма жестокий поступок, однако совершенно бессознательный. Пьеру всего 18 лет – в этом возрасте человек равно открыт как для зла, так и для добра. Его всего-навсего высылают из Петербурга – довольно мягкое наказание.  Но наступает момент, когда Пьер понимает: нет, смысл жизни не в светских развлечениях!
        Он доверчив к людям, не зная пошлости карьеристов, льстецов и гаденьких личностей, вроде князя Василия, поэтому он и оказывается их жертвой.
        Лишь только стало ясно, что он, любимый сын старого графа Безухова, становится наследником – на него начинается настоящая охота. Холодная, рассудительная, глупая и бесчувственная светская красавица Элен – для приманки. Князь Василий, её отец, решает использовать многомиллионное наследство Пьера, чтобы поправить свои пошатнувшиеся дела. Эта помесь старого волка с изворотливой лисицей оказывает «покровительство» Пьеру, содействуя ему в получении придворного звания камер-юнкера.
         Несчастный и слабохарактерный Пьер полагает, что обязан объясниться в любви Элен, и произносит бездушное французское «Же ву зем!». По-русски он бы не решился объясниться – просто потому, что не любил Элен. Поймав Пьера в сети супружества, Элен быстро распорядилась его богатством и стала почти открыто изменять мужу не только с повесой Долоховым, но и с собственным братом. Пьер осознает, что и в супружеской жизни не может найти смысла.
        Вызвав своего обидчика Долохова на дуэль, Пьер рискует жизнью: его соперник – опытный дуэлянт, а наш герой ни разу не держал в руках пистолета. Тем не менее – как это часто случается в жизни – он умудрился тяжело ранить своего противника. Пьер благодарит Бога, что не стал убийцей, и расстается с Элен, оставив ей изрядную долю своего состояния.
        Предаваясь пьянству, чураясь дворянского общества, Пьер таит в душе боль, которая завершается его новыми поисками религиозно-нравственного самоусовершенствования. Поэтому он сближается с масонами, предполагая в тайном знании глубину и мудрость. Наивно верящий в непререкаемый авторитет масонских «истин» Пьер хочет улучшить положение крестьян и предлагает проект их освобождения, но… под масками масонов скрываются пошляки, карточные шулера, крепостники, которые высмеивают благие порывы Пьера. И Пьер разочаровывается в масонстве.
       По примеру князя Андрея Безухов пытается принести пользу крестьянам, но, в результате, его обманывают управляющие – и все мероприятия Пьера оказываются нереализованными.
        Что же касается личной жизни, то в ней после разрыва с Элен – неопределенность, неясность. Пьер не осознает, что в его душе уже давно зародилась любовь к Наташе, однако он, пока еще не сформировавшийся окончательно как личность, слабохарактерный, вряд ли может понравиться ей. Для нее Пьер лишь хороший друг, добрый и ласковый, почти ребенок.
        Впрочем, у Пьера уже есть одно замечательное свойство: незаметно, как бы случайно, оказывается он рядом с Наташей  в самые важные, трудные моменты ее жизни, чтобы помочь, поддержать, спасти.
        Вот приезжает Наташа на свой первый бал, с замиранием сердца ожидая, будет ли сопутствовать ей успех. Ведь она так чудесно танцует… но будут ли ее приглашать? Иначе как же можно догадаться об этом? И тут Пьер приходит на помощь: он просит князя Андрея пригласить Наташу на вальс. Андрей уступает просьбе друга, и первый вальс становится решающим для ее успеха и  началом их любви.
       Когда же Пьер узнает о том, что Наташа – невеста князя Андрея – увлеклась Анатолем и едва не убежала с ним, он едет к Анатолю, чтобы расправиться с ним, наказать его и изгнать из жизни Наташи навсегда.
       Предпринимает Пьер и безрезультатные попытки помирить любящих Андрея и Наташу. Напрасно! Непоколебимый в своей беспощадной, эгоистической правоте Андрей разрывает отношения, возвращая Наташе ее письма и портрет.
       Отчаяние Наташи безмерно – она не может простить себе, что причинила столько боли любимому человеку. Плача, она говорит Пьеру о том, что ее жизнь кончена, что больше ее никто и никогда не полюбит, потому что она не стоит любви. И здесь Пьер находит единственные самые правильные и нужные слова, чтобы вернуть Наташу к жизни.
      «Что вы! – говорит он. – Если бы я был не я, а другой… гораздо лучше, умнее, красивее… я бы, не задумываясь, тут же просил вашей руки!».
      Этих его слов Наташа не забудет никогда. Да и сам Пьер впервые высказал то, в чем не сознавался даже самому себе, потому что считал себя не достойным Наташи!
       После разрыва с князем Андреем, казалось, всё для нее кончено. Но остался по-прежнему ее другом добрый Пьер. Именно его любила она, хотя и не отдавала себе в том отчета. Но стать женой «того» Пьера она, конечно, не могла.
       Когда же наступает Отечественная война 1812 года, в душе Пьера возникает естественное патриотическое чувство – он содержит на свои средства целый полк ополченцев. Он участвует в Бородинском сражении, не будучи военным. И вот что интересно. Подобно тому, как Пьер случайно выходит победителем в опасной дуэли, он остается в живых и после смертельной битвы, в центре которой оказался. Он –  этот большой, неповоротливый человек в белом фраке, пригодный разве что для мишени, как будто заговорен от пуль и ядер.
          После  Бородина Пьер решает остаться в Москве, чтобы убить Наполеона.
         Тут-то его, переодетого крестьянином, и видит Наташа из окна экипажа. Она понимает, что Пьер остается в Москве неспроста, что-то героическое чудится ей в этом его поступке. Именно в тот момент у нее возникает чувство восхищения и любви к Пьеру.
 
   «… - Что же вы, или в Москве остаетесь?
       Пьер помолчал.
     - В Москве? - сказал он вопросительно. - Да, в Москве. Прощайте.
     - Ах, желала бы я быть мужчиной,  я бы  непременно осталась с вами. Ах, как  это хорошо!  - сказала Наташа. -  Мама,  позвольте, я останусь. 
      Пьер рассеянно  посмотрел на Наташу  и что-то хотел сказать,  но графиня перебила его:
     - Вы были на сражении, мы слышали?
     - Да,  я был, - отвечал Пьер. - Завтра будет опять сражение...  – начал было он, но Наташа перебила его:
     - Да что же с вами, граф? Вы на себя не похожи...
     -  Ах,  не  спрашивайте,  не  спрашивайте  меня, я ничего сам  не знаю. Завтра... Да нет! Прощайте, прощайте, - проговорил он, - ужасное время!
      И, отстав от кареты, он отошел на тротуар.
      Наташа  долго еще высовывалась из окна, сияя на него ласковой и немного насмешливой, радостной улыбкой».

 
         И только после того, как Пьер, вернувшись из плена, избежав почти неизбежного расстрела, пережив пожар Москвы, закалился в тяготах войны и опасностей, обрел смысл жизни в сближении с народом, стал волевым человеком – только после этого Наташе стало ясно, что именно Пьер, а не кто иной, может быть избранником ее сердца и защитником семьи.
        Увидев воочию смерть, приговоренный к расстрелу, испытавший страдания плена, Пьер черпает мудрость у простого русского крестьянина с именем древнегреческого философа и татарской фамилией – Платона Каратаева. Случайно ли это сочетание? После той встречи Пьер стал подобен человеку, который постоянно вглядывался вдаль, но вдруг нашел искомое у себя под ногами. Пьер, с его простотой, к счастью,  не чувствовал пропасти между собой и мужиком, в отличие от высокомерного Андрея. И это наделяло его особой силой, природной, неисчерпаемой.
        После плена Пьер вышел «точно из моральной бани», он преобразился, стал волевым человеком, к нему пришло понимание жизни – и такого Пьера полюбила Наташа, на такого мужа она, мечтавшая прежде всего о семье, могла опереться.
        Еще не окончена война, еще не перестала Наташа носить траур по Андрею, но Пьер говорит ей о своей любви и просит ее стать его женой, потому что  понимает: нельзя отложить любовь на завтра, как нельзя отложить на завтра жизнь. 
        И Наташа радостно идет навстречу новой – подлинной – любви. Ведь они с Пьером так внутренне схожи, именно в нем она находит то, чего не было в Андрее – простоту и открытость души. И еще их объединяет беспричинная любовь к жизни, к людям.
      «…он не дожидался, как  прежде, личных причин, которые он называл достоинствами людей, для того чтобы любить  их, а любовь  переполняла  его  сердце,  и он,  беспричинно  любя  людей,  находил несомненные причины, за которые стоило любить их».
        «Все счастливые семьи похожи одна на другую», - позже писал Толстой.
        Здесь же, в этом романе, он завершает повествование картиной счастливой семейной жизни Пьера и Наташи. Пьер охотно подчиняется в быту власти своей супруги, оставаясь независимым в своих политических взглядах, где Наташа играет вторую скрипку, вдохновляя мужа и нравственно поддерживая его.
         Но примириться с тем «миром», который был создан после Отечественной войны, Пьер не может, так как в армии – шпицрутены, в судах – палка, в учреждениях – воровство, в жизни – ограбление народа, поэтому Пьер и организует тайное общество, опять-таки наивно веря в возможность мирного перехода от монархической деспотии к народовластию. Словом, он – умеренный декабрист, в отличие от убежденного монархиста Николая Ростова. Тот, являясь человеком глубоко порядочным, тем не менее, готов со своим эскадроном врезаться в толпу бунтовщиков, чтобы силой оружия усмирить их.
   
        Но неожиданной поддержкой Пьеру, искателю истины, оказывается 15-летний Николенька Болконский, который боготворит память отца и любит «дядю Пьера», лучшего друга князя Андрея и, конечно же, его единомышленника. Николенька представляет, как они вместе с дядей Пьером, в виде облаченных в древнеримские доспехи героев,  победят в сражении дядю Николая. А впереди его, Николеньку, разумеется, ждет слава… Та слава, о которой мечтает он так же, как когда-то мечтал его отец.
        Так замкнулся круг поисков смысла жизни героев романа, но не потому, что в этих поисках поставлена последняя точка, а потому, что пока есть жизнь – они будут продолжаться, ибо нельзя подвести в этой жизни окончательного итога.

И с п о л ь з о в а н н а я   л и т е р а т у р а:

Л.Н. Толстой. «Война и мир», роман
С.Г.Бочаров. «Роман Л.Н.Толстого «Война и мир»
Ф.К.Новиков. Лекции о романах Льва Толстого
В.Набоков. Лекции по русской литературе
Е.Евтушенко. «Восстание Анны»
И.Бунин. «Освобождение Толстого»
А.М.Горький. «Лев Толстой. Заметки»
Б.Г. Удодов. Лекции о Толстом
 
 
       


Рецензии