Ммфк -41. у свободной мысли нет запретных тем!

  ММКФ  для  зрителей- это ОКНО в БОЛЬШОЙ МИР. А документальная  программа – конкурсная и внеконкурсная – диалог  о  нравственных ориентирах 21 века.   Наши журналы « До 16  и старше » и «Профессионал» публикуют на своих страницах  авторов лучших фильмов кинофестиваля.К ним относится фильм « Кожа» израильского режиссера Гай  Нэттива.  Американский  дебют  « Кожа» основан на короткометражном фильме, удостоенном премии «Оскар». Суть фильма – в  конфликте белых с темнокожим населением США,который может возникнуть буквально на пустом месте. Сюжет  этой  киноленты  самый обычный.
...  В супермаркете  отец и мать 10-летнего белокожего мальчугана  покупают продукты. А ребенок  тем временем заинтересовался игрушкой в руках темнокожего покупателя. Тот, заметив интерес мальчика, показывает ему, как двигается игрушка.  Смешной эпизод превратил в жестокую драму отец сына, заподозрив что-то плохое в  короткой игре. И , агрессивно настроенный,  отправляется за  чернокожим к  машине, где отца семейства мирно ждет негритянская семья. Жестоко избивает  ни в чем неповинного человека и скрывается  от преступления,  на полной скорости  увозя свою семью домой. Его маленький сын и жена в испуге.Но черное дело сделано ,а точка будет поставлена в конце. 
  Кровь – за кровь. Смерть – за смерть! Закон  банды   белых и чёрных. Последние  похищают на время отца мальчика.  И , избив его  до полусмерти, бросают на улице, рядом с  домом. Когда окровавленный отец доползает до порога, никто его не узнает в лицо.  Жена  в ужасе принимает незнакомца  за грабителя. Маленький сын, защищая мать, стреляет в  пришельца из  ружья. Ужас  преступления в озлобленности и  расовой  ненависти. Цвет кожи подчас решает судьбу человека…  И это  происходит не только в Америке. От межнациональных проблем страдает Европа. В России  появляются проблемы с миграцией населения.
 На пресс-конференции   в кинотеатре « Октябрь», где проходило обсуждение внеконкурсной программы короткометражного кино,  продюсер  Мао  отвечал на многие вопросы журналистов , связанные с видением  происходящего и отражением его  в  современном   документальном кино. Многих интересовали вопросы воспитания подрастающего поколения.  Отношения взрослых и  детей.  Ярким примером  родительского воспитания  может служить  румыно-испанский фильм  «Рождественский подарок»   режиссера  Богдана  Мурешану .
     Семейная драма  происходит в канун нового  1989 года.  Отец  идет с маленьким сыном покупать елку, а заодно и рождественские подарки. По дороге встречает соседа. Что-то тихо обсуждает с ним. Любознательный мальчик  всё замечает, ко всему прислушивается, и при этом   искренне верит в рождественскую сказку. Он пишет наивное  письмо  Санта Клаусу ,  где  просит его  о подарках себе и родителям. Мальчик мечтает об игрушечной железной дороге.  Хочет сделать  и подарок   отцу. Он помнит о разговоре папы  с приятелем, и  уверен,  что отец желает смерти  одному из своих недоброжелателей, имя которого мальчик  запомнил .  И  поэтому решает помочь  отцу.  Казалось бы, наивные детские пожелания, над которыми можно посмеяться взрослым,  неожиданно приобретают для  семьи    масштаб настоящего триллера.  Сначала жена  сообщает  мужу, что  пинал не нужен, он  у  сына уже  есть, и ребенок мечтает совсем о другом подарке. Потом выясняется, что малыш   подробно написал в письме  к  Санта Клаусу  о папиных проблемах.  Поиски  этого письма  привели к скандалу в семье, когда  оказалось, что мальчик уже опустил письмо в почтовый ящик. Отец паникует ,  что будет, когда все узнают правду о его плохом  отношении к соседу?  За это могут и уволить с работы, так как сосед занимает важный пост на предприятии, где они вместе работают. Предстоящее рождество превращается в пытку для семьи.. . А  ребенок получает не  заслуженное наказание  от  родителей . Все -  на взводе. Отец и мать   ищут  способы , как  уничтожить письмо сына, брошенное им  в почтовый  ящик?  Мать  для такого случая предлагает использовать стиральный порошок.  Но  почтовых ящиков несколько , и трудно обнаружить тот самый, где  лежит откровенное послание Санта Клаусу.  Так ,  ложь   взрослых  бросает тень на правду  ребенка  , который ни в чем не виноват.   Праздник  превращен в фарс.   Ложь  и  суета вокруг  сущей чепухи,  вызывает  смех  у  зрителей.  Но последствия лжи, как правило, печальны.  И дети, растущие в подобной обстановке,  страдают от этого.
Режиссер Богдан Мурешану –успешный сценарист и профессиональный писатель.  Его фильмы  - « Человеческий факел», « Наполовину бритый» были отмечены на кинофестивалях  в Торонто и Бухаресте. В каждой теме  режиссер находит новые решения.
   Хорошее впечатление  оставил фильм «Лето электрического льва» чилийского режиссера Диего  Сеспедеса . Молодой режиссер  окончил факультет кино Университета Чили   в  2017  году. Это  его  дипломный  фильм . Он получил главный  приз  программы «Синефондасьон» кинофестиваля в Каннах.
 В картине показан быт и семейные традиции жителей  небольшой деревушки, затерянной среди амазонских лесов. Здесь девушку готовят в жены местному пророку по прозвищу Лев, прикосновение которого, согласно легенде, несет с собой заряд электричества.
 На контрасте старого с  новым представлением о жизни выглядит фильм «Женщина в кабинке», представленный режиссерами Великобритании и Канады  Дасти   Манчинелли  и Мадлен Симс- Фьюер.   Эти создатели фильма  уже три года работают вместе. А познакомились они  в лаборатории талантов кинофестиваля в Торонто. Представленный на ММКФ -41 их фильм  удостоен «Большого приза жюри кинофестиваля "Слэмдэнс " и посвящен гендерной теме, столь популярной в Европе.
 У каждого  из  названных  фильмов  есть свои награды и признания многих зрителей Но  хочется  особо  отметить талантливую работу  канадских  кинематографистов: режиссёра  Жереми Комта и оператора Оливье  Госсо, создателей потрясающей документальной  ленты  «Хищник».
 Замечу, что свой первый фильм Жереми  Комт снял в возрасте  18-ти лет. Он хорошо знает сельскую жизнь, так как сам вырос в деревне.  После окончания  кинофакультета  Университета Конкордия,  первые же его  работы были отмечены  большим  успехом. Так,  фильм «Дикарь»  был показан более чем на 130  фестивалях и получил более 70 наград.  Выступавшие на пресс-конференции  наши  журналисты отмечали достоинства представленной на фестивале картины «Хищник».   Удивительные съемки  довольно глухих  мало населенных мест, где трудно найти развлечения подросткам. Разве только лиса, случайно встретившаяся ими на дороге.  Играя  и веселя себя случайными забавами,   они  идут  по следу хищника и попадают на территорию огромного заброшенного карьера. Он снят с разных точек и напоминает то огромную пустыню в бетонных трещинах, то лунную поверхность, где не ступала  нога  человека.   А хулиганистым мальчишкам надо обязательно нашкодить,  попробовать  перепрыгнуть бетонные  завалы. . Потягаться друг с другом в силе. Обычные игры: кто быстрее, кто ловчее? Жестокие и глупые. Таких  пацанов  называют  у  нас  «   безбашеные» .  Им ничего не страшно.  Они не знают  таких понятий,   как  сострадание,  боль ,  сочувствие.  Один толкнул другого. Тот  упал в бетонную гущу и еле вырвался из тисков тягучей массы. Тут же  следом отмщение: толкнуть сильнее обидчика !  Точным ударом удалось это  сделать. И игра  перестала быть игрой.  Она    превратилась  в  непреднамеренное   убийство!.  Тогда наступило прозрение.  Страх. Потеря речи.  Но поздно !
Вместо друга-товарища  -   серое месиво бетона.
   Этот фильм как бы предупреждает: оглянитесь, пока не поздно! Что вы делаете не  так? Это обращение не только к подросткам, но и к родителям, которых мало интересуют так называемые «детские забавы»…
 Зарубежные документальные   ленты  на актуальные  темы  имеют продолжение и в Российском  кинематографе. Их широко представили выпускники   ВГИКа , и  других  киношкол. Но о них  отдельный разговор.
  В  заключение хочется отметить, что  авторский кинематограф заметно помолодел  своим составом,  а  документальные фильмы стали  значительными и  зрелыми.  Сорок первый фестиваль порадовал зрителей и  тематическим разнообразием . И это отрадно! 


Рецензии
Для меня очень своевременно и познавательно,
ощущаешь высокий профессионализм.
Спасибо!
С уважением !!!

Валерий Борисов-Лакаев   03.05.2019 11:50     Заявить о нарушении
Валерий, спасибо за отзыв! Вы почувствовали мой интерес к кино. Действительно, это так. Я стараюсь не пропустить ни одного ММКФ. 41-й был слабее предыдущих, или мне не очень повезло с выбором кинофильмов. Если будет желание, прочитайте у меня "В кадре и за кадром". А мне интересно ваше творчество.
Валерий, Вы еще работаете? На фотографии Вы не похожи на пенсионера...А живете в Москве? Мой старший внук Александр Чернов тоже физик, кандидат наук , работал в Институте Прохорова и в Сколково.Получил премию Президента.Год работает в Кёльне. Сейчас век науки. Ваше время! С уважением, Эмма Дмитриевна

Эмма Гусева   03.05.2019 19:42   Заявить о нарушении