Орбитальный удильщик или случай на рыбалке

 Однажды мой друг  Серёга позвал меня на рыбалку. Он рыбак с большим стажем, а я с прерванным стажем.
 Давным  давно, мне ещё было шесть лет, мой дед Андрей Степанович, тоже большой любитель этого занятия, пытался меня приохотить. И всё вроде шло хорошо, мы с ним на пару почти каждый день ловили по сотне пискарей. Но вот прошёл год, я научился читать, и всё кончилось.  Мы ещё несколько раз ходили на речку, но я брал с собой книжку, и за поплавком уже не следил. Дед дальше уже до конца рыбачил один.
Вот обосновались мы на бережку, забросили удочки и наступил момент истины.
Серёга как забросит удочку, так сразу почти вытаскивает с уловом, а я сижу без толку, наблюдаю эту несправедливость, помалкиваю, и скучаю.  А когда я скучаю, у меня мысли начинают уплывать куда-то в даль, петлять, так что потом и сам не пойму, о чём это я, с чего?
И вот вспомнил я, что читал как-то в “Зарубежном военном обозрении” о способе эвакуации американских агентов с вражеской территории.   Там агент поднимается на холм, выпускает в небо маленькую такую ракетку, на носу у неё тройной крюк, какой ниндзя используют для лазанья по заборам,  сзади к ракете привязана верёвка, а другой конец верёвки опоясывает нашего (то есть конечно ихнего) агента. А по небу в это время пролетает самолёт и на тросе за собой буксирует в воздухе вроде как большую расчёску.  И вот эта расчёска сцепляется с крюком ракеты, верёвка натягивается, и наш (ихний) агент уже болтается за самолётом на верёвке и его затягивает внутрь лебёдка.  Happy end!
Вот, думаю, Серёга этих окуней, как агентов из воды вытаскивает.
Наловил  Серёга на уху и ещё домой десяток, поднялись мы к палатке. То да сё, костерок, скатёрочка. Разложили деликатесы, расставили стаканы, тут и уха подоспела. Вечер, солнышко за горизонт уходит. Сидим, кайфуем. Жизнь прекрасна!
Тут я и рассказал Серёге о возникшей у меня ассоциации, про агента этого. Впрочем, я так потом ни разу  не услышал, чтобы кто-то применял такой трюк. Наверное решили, что с помощью вертолёта то же самое сделать проще и безопасней.  Оно пожалуй и так, но всё ж таки гораздо красивее с самолётом.
Сначала взлетает ракета, преследователи (у меня уже преследователи нарисовались) поражены, смотрят в небо, а в это время наш агент фьють, и след простыл.  Хоть бы киношники, что ли показали бы такой трюк. 
Но Серёга, как всегда, начал спорить. Агент, говорит, сам ракету запускал, чтоб его подняли, а окуни ни какого содействия не оказывали. Вот если бы  с самолёта сбросили верёвку, а агент за неё уцепился, вот тогда да. Но с самолёта верёвку не скинешь, атмосфера мешает. Не спустится верёвка, а будет позади самолёта болтаться.
Эх, думаю, вот бы здорово получилось.  Летит самолёт,  а у него вниз верёвка спущена. Агент  протягивает руку, цепляется за верёвку и фьють. Но нет, воздух мешает.  Вот на Луне хорошо, нет воздуха… . Летит над Луной спутник, и из него можно вниз спустить верёвку, и агент стоящий на поверхности  сможет ухватиться, и фьють … он уже  на орбите!
Вот это да, думаю, это что получается, можно с поверхности Луны взлетать без ракеты?
Вываливаю, значит, плод моего воспалённого воображения на Серёгу. А он у меня работает в СС, в фирме делающей спутники связи. Их раньше, из соображений секретности, звали как-то, типа АБВГД, а теперь , гордо, ‘Спутники связи’ сокращённо СС.  Так их теперь все эсэсовцами  зовут.
« Это, пожалуй, может получиться»- говорит Серёга, -«Но дальше то что?  Ну выдернешь ты его с поверхности, а дальше …? У тебя ведь получается система из двух тел, связанных тросом, которые будут вращаться вокруг центра масс».
 «Получится у тебя, какая-то космическая «чебурашка». Что с ней дальше делать?»
А действительно, что дальше то? Вот ведь ситуация.
При попытке затянуть агента на корабль,  угловая скорость вращения системы будет увеличиваться до бесконечности, так, чтобы сохранялся вращательный импульс системы. Нет, не поднять нам его на корабль. Что же мне с ним делать?
Может опять поставить на поверхность?
Точно, сделает он у нас полный оборот, и мы его, миленького, поставим обратно.  Но уже в другой точке!
Ура!  Мы его переместили по Луне, да ещё без затраты энергии!  Энергия спутника и агента в начале и в конце операции не изменилась, трения никакого нет!
А можно ещё отпустить агента, когда он будет в верхней точке оборота, и полетит он у нас по межпланетной траектории, например к Земле. Без ракетный старт с Луны к Земле!
Это всё конечно здорово, но как-то недоработано, надо ещё подумать.
Спутник, в результате операции у нас будет вращаться. Придётся тормозить вращение… .
Без реактивного двигателя тут не обойдёшься. После того, как ты выведешь агента на орбиту, высота  спутника над поверхностью Луны уменьшится. Ведь на то, чтобы поднять его на орбиту, да ещё на разгон потребуется энергия. А если ты его ещё и забросишь к Земле, орбита спутника соответственно просядет. Чтобы вернуть его в исходное положение, придётся включать реактивный двигатель.
Какая-то недоделанная система получилась. Поднять груз с поверхности можем,  опустить можем. А подтянуть к спутнику не можем, спокойно пристыковаться, перетащить что-то на другой корабль тоже не можем. Уродец какой-то.  Так дело не пойдёт.
Надо сделать так, чтобы можно было поднимать и опускать груз в любой наперёд заданной точке, чтобы можно было этот груз затащить на борт, чтобы можно было к спутнику пристыковать другой аппарат.  Вобщем,  это должна быть простая рабочая лошадка без всяких  там закидонов.
 «Да» – думаю, - « не простая задачка!»
 А у самого душа поёт. Чувствую, что смогу разрешить эту проблему.
Стали укладываться на ночёвку. Серёга залез в палатку, а я предпочёл свою машину. Разложил все сидения, разлёгся как король.
Ночное небо за городом, это совсем другое дело. В городе оно какое-то жалкое, еле проглядывает между фонарей. А тут!
Как это у Ломоносова «открылась бездна, звёзд полна, звездам числа нет, бездне дна ». Какой тут сон.
И полная Луна на речке высветила дорожку. Зовёт в гости, ждёт.
И забегали у меня в голове шарики, начала моя идея поворачиваться и переворачиваться.
И всё как-то стало прилаживаться одно к одному.
Сначала у тебя в голове, вроде как куча бесформенная навалена. И вдруг, глядишь, начинает эта куча как-то стройнеть, облагораживаться. И превращается во что-то пристойное, приятно посмотреть.
И как оно получилось, что за что зацепилось, уже и сам не понимаю. Раз, два и «уноси готовенького».
К утру у меня сложилась в голове полная картина всего комплекса.
 Во-первых, пришлось отказаться от троса постоянно свисающего со спутника к поверхности.
Трос у меня теперь вращается вокруг спутника, находящегося на полярной лунной орбите таким образом, чтобы конец его каждый раз касался (почти касался) поверхности с нулевой скоростью.
Звучит парадоксально, но задумайтесь, с какой скоростью движется нижняя точка колеса автомобиля летящего со скоростью 200 км/час. Ответ - 0 км/час.
Впрочем, это не совсем так. Луна, которую мы всегда видим с одной стороны, вращается вокруг Земли со скоростью – один оборот в месяц. Откуда, собственно и произошло слово месяц. То есть она вращается вокруг своей оси со скоростью – один оборот в месяц.
И зная радиус Луны – 1700 км. , нетрудно вывести, что линейная скорость вращения на экваторе составит  4.2 м/сек. Всего 16 км /час.  Для космоса – это немного.
Таким образом поверхность Луны на экваторе будет двигаться относительно троса со скоростью 16 км/час. поперёк движения спутника.
Если раньше, когда трос просто свисал со спутника, чтобы ухватиться за него, надо было просто занять позицию на линии движения спутника. То теперь надо точно оказаться в той точке, куда будет опущен в очередной раз конец троса.
Для того, чтобы иметь возможность изменять скорость вращения комплекса вокруг своей оси пришлось добавить в систему два противовеса. Один выше центрального блока, один ниже.
Они представляют собой связку соединённых тросами тел. Центральный блок, регулируя длины тросов, размещаем в центре вращения комплекса.
Теперь любой космический корабль сможет пристыковаться к центральному блоку, т.к. он не вращается.
Регулировать скорость вращения комплекса можно притягивая, или отпуская тросы с противовесами.
С нижнего противовеса спускается на тросе объект, который я решил называть «Наживкой».
Это устройство, которое позволяет быстро подцепить груз, лежащий на поверхности планеты, или наоборот отцепить его.
Весь комплекс работает как удилище, которое забрасывает на определённую точку поверхности «наживку», и выхватывает «улов» с поверхности.
А если повесить его на круговую полярную орбиту над Луной, то мы сможем положить или поднять груз из почти любой точки лунной поверхности. Причём две точки поверхности, а именно Северный и Южный полюса будут доступны при каждом обороте. А над остальными точками поверхности Удильщик будет пролетать раз в две недели, по мере вращения Луны вокруг своей оси. 
И кроме того, а почему только Луна. Можно спускать и подбирать грузы и на Марсе, и на астероидах. И даже … с Земли.
Например с Южного полюса. Правда он занят. Ну да , я думаю, с американцами этот вопрос можно как-нибудь согласовать. Впрочем, это очень дальняя перспектива.
Может этот мой аппарат поработать и «пращёй» для запуска межпланетных кораблей … .
И дал я ему имя – «Орбитальный Удильщик».
И прошла ночь, и начался новый день.
Проснулся Серёга, вылез из палатки, и я начал осаду его разума. Он сопротивлялся, упирался, не соглашался, но всё ж таки сдался.
В качестве условий капитуляции он накидал мне кучу проблем. Ещё бы, не было проблем… .
И наличие достаточно прочного троса, и отсутствие  подходящего двигателя, для корректировки орбиты. Неровность поверхности Луны потребует очень точной регулировки длины тросов.   
В конце концов выяснилось, что обращаться с предложениями подобного масштаба некуда.
Фирму его интересуют только спутники связи. А всякие глупости, вроде универсальной Лунной транспортной системы, не интересуют.
Вобщем наплевать и забыть!
Обидно, досадно, но ладно.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.