По горячим следам...

В связи с известными событиями в Париже мне хочется привести стихотворение Александра Городницкого, которое он написал 15 апреля по горячим (!) следам того, что произошло в те дни с Собором Парижской Богоматери. Публикуя здесь это стихотворение, я надеюсь, что не нарушаю законов об охране авторских прав, так как стихотворение находится в инете в открытом доступе и размещение его на моей странице, на мой взгляд, не является перепостом, а лишь иллюстрацией к тому, о чём мне сейчас хотелось бы сказать.

Александр Городницкий

Горящий Нотр-Дам

Знак тревоги нам Господом дан,
Предвещание злых потрясений:
Над Парижем горит Нотр-Дам,
Отражаясь в разбуженной Сене.
Превращается в серую пыль,
То, что прежде стояло веками:
Обгоревший обрушился шпиль,
Раскаленный обуглился камень.
Грош-цена нашим тщетным трудам,
В бытии ненадежном убогом.
Над Парижем горит Нотр-Дам,
Подожженный невидимым Богом.
Уберечь не сумели его,
От огня и крутящейся сажи,
Ни писатель суровый Гюго,
Ни пожарные чуткие стражи.
О любви позабудьте, мадам, —
Стекла окон мерцают пожаром.
Над Парижем горит Нотр-Дам,
Угрожая бедой горожанам.
Возвращает к иным временам,
Заставляя задуматься – где я,
Погибающий в пламени храм,
Что когда-то горел в Иудее.
Разрушенье суля городам,
Вызывая испуганный ропот,
Над Парижем горит Нотр-Дам –
Поминальной свечой для Европы.

Об Александре Городницком вкратце напомню, что он –  известный учёный–геофизик (доктор наук, академик РАЕН) и одновременно – поэт и бард, хорошо знакомый по творчеству более старшему поколению. Помните: «Когда на сердце тяжесть и холодно в груди/К ступеням Эрмитажа ты в сумерках приди...»? Уверен, что многие хорошо знают и представляют личность Александра Городницкого и его песни (только что у него прошло выступление в нашем городе, к сожалению, не слишком замеченное и отмеченное в инете и прессе).

В его стихотворении меня больше всего затронули не эти слова: «Над Парижем горит Нотр-Дам -/Поминальной свечой для Европы».

Уверен, что просто так Европа не исчезнет с лица Земли, - она сама по себе не только обширный географический континент, а ещё и архи-мощная, прошедшая огонь и воду, мировая цивилизация, которая обязательно защитит себя, а, если потребуется, и самоочистится от всего, что ей мешает, но скорее всего тронули вот эти слова: «Превращается в серую пыль/То, что раньше стояло веками...» и те ощущения, которые вызывают они, говоря об исторической бережливости...

Я не придерживаюсь никаких версий о каких-либо предзнаменованиях в связи с происшедшими событиями и вспоминаю пост в Фейсбуке одного из знакомых во Франции, в котором он пишет, вероятно ссылаясь на прессу, о том, что «викарий собора предостерёг от ссылок на какие-либо знамения».

Вообще говоря, если посмотреть на строительные леса вокруг собора, то вполне можно поразиться не просто грандиозности этой строительной паутины, вознесшейся выше его башен, а прежде всего сложности этого инженерного сооружения, рассчитанного в том числе и на то, чтобы выдерживать сильные порывы ветра, если не бури, не будучи жёстко скреплённым непосредственно с каркасом собора.

И, как в каждом сложном инженерном сооружении, обязательно бывает скрыт какой-нибудь мелкий, но фатальный изъян или дефект: например, в стартующем в космос «Аполлоне» вдруг отказывает миниатюрный датчик стоимостью 5 долларов... И тела астронавтов в мгновение ока испаряются где-то высоко в небе... Или на строительных лесах вокруг Нотр-Дама по проекту устраивают помосты, по которым должны передвигаться рабочие, не из металла, а из дерева, и кто-то забывает горючие материалы на этих помостах... Или нештатно срабатывают датчики и подвисают компьютеры пожарной сигнализации и кто-то медлит, пытаясь разобраться в этих сбоях... И рабочие во время обеда выпивают вина или пива...

Мне кажется, что, когда эту строительную паутину стали возводить и устремлять, как Вавилонскую башню, до неба, у многих могли появиться некоторые тревожные, но, как это часто бывает, мгновенно проходящие мысли об этом.

Беда, наверное, состоит также и в том, что, диалектически, в любом достижении ума, позволяющем возводить подобные сооружения для реставрации известных исторических объектов, как философская категория отрицания, обязательно присутствует опрощение вся и всего. То самое, на что мы все не обращаем никакого внимания.

К сожалению, нас всё больше и больше пугают рассказами о плачевном состоянии Парижа, о проблемах Франции. И это всё больше отдаляет «голубую мечту детства» побывать в этих великолепных исторических местах Европы. И, хотя, может быть, в полной мере всё это не соответствует действительности, но в наши души уже закрались сомнения...


Рецензии