На полях истории. Когда обрусели?

Тема эта интересна нам для того, чтобы выяснить сроки обрусения, облик, настоящие имена некоторой части коренных жителей Забайкалья, названия которых остались только в исторических документах, зафиксировавших факты сбора ясака с жителей края и приведения к присяге (шерти) семей и родов.

Без определения сроков обрусения и перехода в православие конкретных, коренных, фамилий Забайкалья, представления их дорусского образа жизни и облика, говорить хотя бы о приблизительно-правильной истории тех или иных родов весьма трудно. Какими ориентирами мы пользуемся для определения таких исторических координат? Возможно, тут мы должны вернуться к жизнедеятельности князя Гантимура. Даты его ухода в Китай и прихода в Забайкалье, поездки в Москву, смерти в Нарыме, даты его передвижений вместе с ними других родов, принятие им и его соплеменниками православия – и будут датами обрусения и перехода в православие многих коренных фамилий Забайкальского края. Какой была жизнь на территории Урульгинской думы или управы?
Из истории рода Гантимуровых каждая коренная, условно-русская, фамилия забайкальцев (скажем, Номоконовых или Казанцевых) может вывести свою родословную.

Большинство людей улятского рода не обрусели по причине того, что жили ближе к Монголии, в безводных степях, где не было серебряных месторождений и куда не очень-то стремились русские землепроходцы? А намятский род обрусел полностью, ибо люди этого рода кочевали вблизи серебрянных месторождений, по берегам рек и в тайге?

Для начала изучения этого вопроса обратимся к разным материалам о князе Гантимуре, которые появляются на просторах Интернета, они, может быть, внесут ещё больше вопросов и проблем, нежели прояснят нам мглу истории.
Но нам ли бояться этой мглы? Ведь мы стараемся увидеть предков современных Номоконовых, Апрелковых, Казанцевых, Эповых, Шадриных и многих других, которые в это же время либо идут вместе с ватагами русских землепроходцев в Забайкалье, либо кочуют по берегам забайкальских рек, а предки их сегодня живут во всём Байкальском регионе и России.
При этом будем помнить, что передвижения этих людей продиктованы жизненной необходимостью, которая всегда в гармонии с природой, а не захватами территорий и последующим варварским освоением земель, что непременно приводит к их оскудению и вырождению нравственности общества. Какими наши предки были, какими стали мы и какой вместе с нами стала наша земля? Сможем ли мы ответить на этот вопрос?
За научными изысканиями и домыслами мы должны увидеть Шилку и Нерчу, Ингоду и Онон, Аргунь и Ган, Борзю и Урулюнгуй по берегам которых кочуют предки забайкальцев. Очень скоро они станут данниками, потом воинами и гражданами России. Но какими они были до того, как стать русскими людьми? Хамни-Ган, Ган-тимур... Что означает слово хамниган?
Без ответов на эти вопросы история Забайкалья представляется голословной и неубедительной, в итоге таковой предстаёт и современность.


Рецензии