Козырный Валет...

    Получив очередную отсрочку от армии в Колпинском военкомате Ленинградской  области,  Михаил принял решение уйти на службу  с родной Брянской земли. Приехав домой, сразу же направился в райвоенкомат  и попросил, чтобы в эту осень его призвали. Капитан удивлённо  выслушал посетителя:
    -Как твоя фамилия?  Михаил назвал по слогам фамилию, так как  часто при написании две буквы исчезали.
    -Не нужно раздельно, у меня с памятью всё нормально, запомню.
    -Многие записывают с ошибками.Капитан просмотрел дела и  вежливо ответил:
    -Видимо, не пришло с Ленинграда. Жди до весны, сообщим.
    -Мне что в двадцать семь лет идти служить?  Третья отсрочка…   Михаил вышел, резко хлопнув дверью.  Медленно текли дни осени 1979 года, плавно перетекая в долгие зимние вечера. Михаил узнал об очередном призыве. Дождавшись утра, отправился в четвёртый раз в военкомат.
    -Что с моим делом? – спросил он дежурного. Тот недоуменно посмотрел на Михаила:
    -Ну, надо же, тут многих разыскиваем с милицией, а ты упрашиваешь. Так, сейчас посмотрим… Михаил Петрович?
    -Нет, Михаил Васильевич.
    - А, вот и Михаил Васильевич, раз просишь, встречай почтальона.
    - А сразу получить нельзя?
    - Нельзя, но обещаю, первым получишь.
    Через неделю его мама держала повестку о призыве на  срочную действительную службу.
    - Что он там забыл? Два года, а обо мне он подумал, а я как здесь без сына? А если он не вернётся? Материнское сердце подсказывало что-то тревожное… 
    А впереди будет гражданская война в Афганистане и военный переворот в Польше.  Мама подошла к сыну и обняла, Михаил понял: плачет…
    - Мама, что-то случилось?
    - Вот держи мои материнские слёзы. И протянула повестку сыну. Михаил с радостью принят эту весть.
    - Мама, как можно в руках  держать материнские слёзы?
    - Будут свои дети,  поймёшь, её  руки  задрожали и слёзы пуще прежних…
    -Мама, если ни я и такие как я, тогда кто будет защищать свою Родину?
Михаил прошёл медкомиссию, получил  повестку:- прибыть на призывной пункт 09.05.1980 года.Родственники успокаивали маму, а отец обнял сына и сказал:      
    - Служи, сынок так, чтобы не было  мне стыдно за тебя. А там на всё Божья воля…Мама, она и есть мама, будет плакать, утешать себя и ждать…Родину нужно любить и защищать, кто это сделает за нас?
    И вот он тот долгожданный час! Друзья подняли Михаила на руки и стали подбрасывать, а внизу большой булыжник, который охранял угол дома  от автомобильных лихачей. Одно желание было у Михаила, чтобы поймали.  Друзья на  своих руках донесли до дверей военкомата…
    Прозвучала команда: «По автобусам». На большой скорости с разворота путь на  Брянск, вслед уходящему автобусу машут родные и друзья, провожающие  слились в единое море. В открытые окна доносятся крики и плач родных.
    Вместе с Михаилом призвался Николай, друзья называли его Белый - по цвету волос. Вечером прибыли в  Брянск , 11 мая друзей встречал город дождей Богодухов. С вокзала до части, а это примерно два-три километра, Михаил, Николай и ещё  около тридцати призывников шли под моросящим дождём – весело, бодро. 
    Старослужащие кричали:
    - Сосмари, вешайтесь! А те в ответ, ещё не понимая, что означают эти слова:
    - Сами вешайтесь!  Это потом оказалось, что старые служаки в чём-то были правы.  Прибывших солдат сразу направили в баню.
    - Ну вот, хоть в баньке попаримся с дороги, а веники будут?
    - Всё будет, - ответил старшина, - горячая вода, веники, только бы духу у вас хватило. Вы ещё от маминых пирожков не отошли, вот вылезут с одного места, тогда вам и веники выдадим, и горячую воду включим. Ребята не оценили шутку старшины, а он не стал рассказывать об  армейских традициях. Время придёт, сами шутить будут…
    Старшина Василий Кутищев улыбнулся и выкрикнул:
    - По команде намылились, включили воду!  Новобранцы намылились, а из крана хлынула ледяная вода. Кто-то от неожиданности завизжал как поросёнок, кто-то смеялся, понимая, что их сделали. Так в воинской части встречали молодых воинов.  Следующая баня с горячей водой, но без права париться…
    Три дня ребят никто не трогает. Призывники учатся наматывать портянки, подшивать воротнички. Каждое утро пять км, вокруг «учебки» с голым торсом. В столовой учились, есть: вначале компот, потом второе блюдо, хлеб, а борщ и суп,  приспособились съедать к третьему месяцу, так как данное блюдо было, как кипяток. И если ты начинал с первого, то второе до команды: «Встать! Выходи строиться!» доесть не успевал.  Кто-то прятал куски хлеба в пилотки, карманы, а потом сожалели, что так сделал.
    - Я думал, что в армии одеваются за сорок пять секунд, но оказалось, пока горит спичка, а это зависит оттого, как эту спичку держит сержант. Тебе Мишка и здесь повезло: ты спишь на первом ярусе, а я на втором, - с горечью произнёс Николай…
    - Да научимся мы с тобой мотать портянки и бегать по пять км вокруг части…  Для Михаила пять км не проблема: он занимался спортом  со школы , принимал участие во многих спортивных соревнованиях: по бегу, лыжным гонкам, футболу. Для Николая кросс – большое испытание, целая мука…
    Вскоре друзья научатся быстро одеваться. Порой казалось, что Николай спал одетым, настолько он быстро облачался в форму.
В «учебке» личное время - условность, оно даётся, чтобы солдаты могли написать письмо подшить подворотничок, почистить обувь… 
Николай подошёл к Михаилу с просьбой:
    -Напиши моей девушке письмо…
    Михаил усмехнулся:
    - А что, тебя русскому письму в школе не научили?
    - Просто я не умею выражать чувства, как это делаешь ты;      - А ты что, во мне Пушкина увидел, не Татьяне ли нужно написать письмо? Николай не понял юмора, обиделся на Михаил , но тот успокоил:
    - Давай, рассказывай всё, что знаешь про свою Татьяну…
    - А зачем, тебе знать про неё?      
    - Хорошо, я так и напишу: привет, Татьяна. Ты даже имя её не назвал.
    - А что про её рассказывать? красивая, учится в восьмом классе, зовут Светлана, я подарил ей свадебное золотое кольцо. Она провожала меня  ты, возможно, её видел.
    - Как я понял, ей пятнадцать лет, выходит ты с малолеткой связался? ну, брат, куда тебя занесло… Выдержав короткую паузу, Михаил произнёс:
    - Хорошо, как получится, так получится, детям я ещё ни признавался в любви… А будет ли она тебя ждать: два года, это не два месяца?
    - Будет! ответил Николай…
    - Что делать, армейская дружба святое дело. В личное время Михаил за друга писал Светлане, надеясь, что заденет девичью душу…
    -Для меня это важно, ответил Николай…
    - На свадьбу друга позовёшь?
    - Дружком будешь, флаг чести  жениха понесёшь, обещаю…
    - Смотри, не обмани, перепиши письмо и отправь своей Светлане. Николай стал читать письмо .
    - Николай не стоит при мне читать,  ведь письмо любовное. Николай, было, отвернулся, но вдруг понял, что Михаил шутит…
    - Я бы, так не смог. Не буду переписывать: она не знает мой почерк.  Михаил похлопал друга по плечу и сказал:
    - Ну, как знаешь, отправь так,  мой почерк она тоже не знает. Про свадьбу не забудь, не позовёшь, приду незваным… Пять с половиной месяцев пролетели одним днём. Михаил и Николай не знали, как судьба распорядится с ними.
    - Ну что, Колёк, до старшины - узнаем, какие сапоги и форму  выдадут в дорогу…  Колёк, тебе кирзовые, мне форма  ПШ (полушерстяная), сапоги юфтевые, ты остаёшься в Союзе, я за границу.        А что пишет твоя красавица Светлана?
    - Ничего не пишет, ответа нет.
    - Я тебе сразу сказал: девчонка малолетка, придёшь с армии и спросишь: отчего и почему, да мало ли их, на твой век хватит, не переживай…  Деревенский почтальон принёс письмо Светлане, он не увидел на заборе почтового ящика и воткнул конверт между двух досок калитки.  Светлана  увидела почтальона и вышла из дома, на какие-то секунды её пёс Валет опередил свою хозяйку, пёс выдернул торчащий конверт отбежал в сторону,  на мелкие кусочки разрывал конверт и всё в то, что в нём находилось, поднял ногу и сделал своё собачье дело…
    Светлана подняла отнесённый ветром в сторону обрывок  от письма, штамп солдатской почты  г. Богодухов.
    -Интересно,  у нас там нет никого, про Николая Светлана даже не подумала.  Через два дня судьба разлучит друзей на полтора года.                Михаила отправят в Польшу, Николай будет служить в Ленинградской области…
    Восемнадцатого февраля 1982-го Михаил приехал  на десять дней в пуск.  А вечером с друзьями в соседнюю деревню на танцы. За пятнадцать минут до закрытия объявили белый танец, к  Михаилу подошла девушка необычной красоты.
    - Можно старшего сержанта пригласить на танец?
    - Как такой красивой  и отказать?  Два последних танца он танцевал с ней. Михаил спросил  разрешение проводить девушку до дома, но та рассмеялась, подошла к улыбающемуся парню, взяла под руку,  и   вышли из клуба.
    -Что ж,  нельзя вмешиваться в чужие отношения, красивая, но видать не моего поля ягодка, а жаль, я бы с такой  девушкой под венец прямо сейчас, произнёс Михаил, Васёк поехали домой… К Михаилу подошла знакомая девушка и спросила:
    - А почему ты не пошёл провожать  мою лучшую подругу?
    - Она же со своим  ушла.  Девчонка рассмеялась:
    - Тот парень её родственник…  Михаил взял девушку за руку:
    - Веди к ней!
    - Пожалуй, она уже спит, давай лучше завтра?
    - Ничего не знаю, веди, я хочу видеть её сегодня…
    - Хорошо, пошли, только я ничего не обещаю…  Вскоре  перед глазами Михаила предстала незнакомка, луна осветило её лицо, и он увидел очаровательную улыбку.
    - Я на  минуточку, не более,  Михаил взял её руку,     - Мне хватит, я судьба твоя, встретимся завтра. Он хотел отпустить её руку, но почувствовал, что она не хочет этого.
    - Холодно я, правда, на минуточку…
    - Я согрею,  не причинив тебе ни боли, ни зла…
    - Хорошо, тогда до завтра. Светлана скрылась за калиткой забора…
    - А я даже имени её не знаю…
    - Завтра и узнаешь. Наступило то самое завтра…  Михаил с друзьями зашли в клуб. Незнакомка со своей подругой стояла в углу зала, они встретились взглядами. Заиграла музыка, он  пригласил девушку на медленный танец…
    - Как тебя зовут, прекрасная незнакомка?
    - Светлана.
    - Я бы хотел всю оставшуюся  жизнь быть с тобою, но…    
    - Что «но»?
    - Я в отпуске, через семь дней уеду дослуживать, будешь ждать?
    - Нужно подумать, а у тебя девушка есть? Спросила его Светлана…
    - Теперь уже есть, надеюсь, что есть…
    - Если я правильно поняла сейчас речь обо мне?
    - Всё так, надеюсь, что будет так...
    -Ну, это зависит не от меня, больше от тебя, где ты служишь?
    -Пять с половиной месяцев в Богодухове, потом    Польша…  Я уеду, а через два месяца мы с тобою встретимся, дембель…
    -В Богодухове? с удивлением спросила Светлана…
    -Да, в Богодухове, а что здесь не так…
    - Да нет, всё хорошо, где-то я слышала про этот город, а потом вспомнила и рассмеялась. Нет, не может быть, что бы это он писал, этот настойчивый, ещё бы одно написал, но спрашивать у Михаила не стала.. .Сославшись на случайность…
    - Понимаю, что долго, а что поделаешь, служба, есть служба.     Обнял Светлану и впервые поцеловал её, для Светланы этот поцелуй был первым в её юности…
    - Я буду тебя ждать, даже если ты так шутишь.  Вечером следующего дня Михаил уехал дослуживать. Светлана продолжала учиться в школе и с нетерпением ждала возвращения Михаила. Михаил, как и обещал двадцать четвёртого апреля стоял у калитки Светланы. Пёс Валет повизгивая от радости, виляя хвостом, давая понять, что рад  встречи. Вышла Светлана. Михаил обнял и поцеловал в девичьи губы…
    -Ты, что родители увидят, не забывай я ещё ученица девятого класса…
    - Ладно, давай до вечера, встретимся в клубе…
Через три недели с армии вернулся Николай… Дождавшись вечера, пришёл к дому Светланы…Постучав в окошко, после чего вышла Светлана…
    -Поговорим? предложил Николай Светлане…
    -О чём нам с тобой разговаривать, у нас с тобой ничего общего,
ты умудрился подарить мне чужое золотое кольцо, был уверен, что правильно со мной поступаешь, за кольцом пришёл? так нет у меня твоего золотого кольца, отдала тому, кто потерял, мне чужого не нужно…
    -Я написал тебе письмо, ты не ответила, почему? Светлана поняла, что то разорванное Валетом письмо писал Николай… Валет находился рядом с хозяйкой и давал понять Николаю, что он готов его покусать…
    -Вон, к нему все вопросы, Светлана указала на пса.
    -А пёс здесь, с какого бока? спросил Николай
    -А это он твоё письмо на маленькие кусочки разорвал. И с чего ты взял, что я должна быть с тобой…Не приходи больше ко мне, я не твоя невеста…
    -А чем Михаил лучше, чем я?
    -Нравится он мне…Николай, не приходи, не трать напрасно время на меня…Это ты желаешь быть со мной, а не я…
    -Ну, тогда будь счастлива…      
    -Постараюсь, надеюсь, ты всё поймёшь правильно, я тебя не люблю…Михаил не знал, про этот разговор…И то, что эта та самая Светлана которой писал письмо за Николая…
Прошло полтора года…
    - Видишь, Николай, как всё получилось: ты несёшь флаг чести жениха. Видать, не судьба мне погулять на твоей свадьбе, через месяц уезжаем в Сибирь. Вернусь или нет, не знаю.   
    -Женился на малолетке, а надомной смеялся, а сам? счастья тебе в семейной жизни, не обижай её, она у тебя красавица…
    - Было дело, беру свои слова обратно. Судьба… Через пять лет между Михаилом и Светланой зайдёт разговор о Коле Белом… Михаил расскажет, как  писал письмо девушке по имени Светлана от имени Николая и про кольцо, которое он подарил девушке…
    -Ну и что ты ей писал?
    - О любви, как Николай её любит, просил, чтобы его дождалась. Выходит не дождалась, вышла замуж за другого парня…
Дослушав историю про Николая,  Светлана уставилась на Михаила, как будто впервые увидела мужа и громко рассмеялась.
    - Что тут смешного, парень написал любимой девушке письмо, а ей трудно было ответить?
    - Да так, ничего, та девчонка действительно вышла замуж за другого парня.   
    - Может, ты ещё знаешь за кого она замуж вышла, раз так осведомлена о Николае?
    - Знаю.
    - Интересно, за кого?
    - За тебя.
    - Не стоит так шутить, могу обидеться.
    - А я и не шучу. Не могла Светлана прочесть письмо которое ты писал от имени Николая и тем более ответить.
    - Откуда ты это знаешь?
    - Да я и есть та самая Светлана, которой ты писал письмо мелким почерком.
    - Не стоит прикалываться, я серьёзно.
    - Так и я не шучу. Поражённый неожиданным известием Михаил помолчал и спросил:
    - Тогда почему ты не ответила  на письмо? Она засмеялась
    - А как  бы я смогла его прочитать!?
    - Что, мелко написано?               
    - Нет, ты помнишь нашего Валета ?
    - А причём здесь собака?    
    - Когда почтальон принёс письмо, Валет достал из «почтового ящика» конверт и разорвал на мелкие кусочки. Мне досталось только кодовое слово: г.Богодухов – это всё, что я прочла в том письме. Михаил мысленно поблагодарил пса: и впрямь собака друг человека.
    - После армии я никак не мог понять, почему Николай стал относиться ко мне с холодком. Ведь я сначала заходил к Николаю, мы шли с ним на танцы. Но он никогда и словом не обмолвился о тебе и о своих чувствах к  тебе. Михаил обнял жену и поцеловал. Судьба.
    - А если бы не пёс?
    - А пёс  здесь причём, я верю, в судьбу, -  ответила она мужу.
    - Выходит, что причём. Прошли годы ... Теперь и Михаил знает, что такое радость и слёзы в одной бумажке.  Когда пришла пора служить его сыну, он отчётливо понимал, что такое материнские слёзы и что такое сдержанные, но обжигающие, уходящие внутрь себя  невидимые слёзы отца.
    Материнские слёзы, они и есть материнские, наполненные любовью и тревогой за родное дитя… А что бы произошло, не вмешайся в происходящее Валет?-
«Козырный Валет»
 
  Автор: Михаил Мёд-Мелешенко 26.04.2019 картинка с интернета


Рецензии