Офицер Василий Сталин

Все сыновья Сталина были людьми военными. Этот факт в определенной степени не оставлял другим партийным лидерам стимула и предлога определять своих отпрысков в более теплые и "хлебные" места - в снабжение, дипломатию, в искусство.
Василий Сталин обучался в Качинской Авиационной школе.
Армейская жизнь в Качинской авиашколе выявила сильные и слабые стороны характера молодого Сталина. Вот, например, какие записи есть в его первой летно-строевой характеристике: "Воинская дисциплина хорошая, но имел ряд нарушений в начале обучения: опоздания в учебно-летное отделение, выход на поле небритым, пререкания со старшиной группы". Однако Василий, как следует дальше из характеристики, "охотно признает и охотно изживает недостатки". Оценка пилотирования - отличная. Осмотрительность в полете - отличная. В полете Василий характеризуется как инициативный, решительный пилот. Летать Василий любил, но и в небе не раз нарушал дисциплину, игнорируя строгие указания с земли.
Сохранились свидетельства, что без пяти минут курсант Василий Сталин при первой же встрече как бы невзначай сказал летному начальству, что скоро в Севастополь, вероятно, приедет его отец... Как бы там ни было, расчет был тонкий. Юноша понимал, кем он является, и не собирался отказываться от преимуществ, которыми обладал. Поначалу Василия поселили в школе отдельно от остальных курсантов, то есть не в казарму, а в гостиницу ("домик для гостей"). Питание готовили ему в столовой для командиров. Безопасность гарантировали несколько телохранителей. Курсант В. Сталин в отличие от других воспитанников авиашколы был не ограничен в свободе передвижения: он часто выезжал в Севастополь, Мухалатку.
Сохранились записи, как осенью 1938 года Василий Сталин и начальник школы по фамилии Иванов гоняли на мотоциклах наперегонки, в результате чего будущий генерал авиации упал на повороте и сильно поцарапался. Об инциденте стало известно в Кремле. Последовали меры. Нарком внутренних дел СССР Л.П. Берия по личному поручению И. Сталина изучил условия прохождения учебы курсанта, после чего о привилегиях последнему пришлось позабыть. Василия переселили в казарму, поставили на котловое довольствие вместе с остальными курсантами.
8 декабря 1938 года Л.П. Берия письменно доложил руководителю Коммунистической партии страны о том, что начальнику Качинской авиашколы тов. Иванову и начальнику НКВД Крымской АССР тов. Якушеву даны указания "...снять гласную охрану как неприемлемую и организовать агентурную охрану с тем, чтобы была гарантирована сохранность жизни и здоровья Василия". Было настойчиво рекомендовано проявлять внимание и заботу в отношении необычного курсанта не в смысле создания каких-либо особых условий, нарушающих установленный режим и внутренний распорядок авиашколы, а "оказания помощи в деле хорошего усвоения программы школы и соблюдения учебной и бытовой дисциплины".

Младший сын Сталина был веселым, заводным молодым человеком, сумевшим занять свое место в коллективе. Правда, одна привилегия за ним все-таки оставалась: в полеты Василия обязывали брать парашют, в то время как другие курсанты обходились без него. Василий якобы ругался и противился (парашют занимал много места в кабине), но на этот счет был строжайший приказ: не рисковать жизнью младшего Сталина. А вот в годы войны, как вспоминали современники, на боевые задания В. Сталин летал без парашюта со словами "Хватит им Якова" (сводный брат Василия)
У Василия в школе было  три самолёта – учебный, переходной и боевой. Обычно же три самолета закреплялись за группой из десяти курсантов. Соответственно, часов налета у сына Сталина набиралось намного больше, чем у его сокурсников, – в десять раз больше.
Преподаватели за Василием были закреплены из числа начальников циклов – опытные специалисты. Так и учился он: один сидел в классе, а перед ним – преподаватель. Комнату выделили на втором этаже штабного здания. На дверях табличка имелась: здесь, мол, жила и работала Герой Советского Союза Полина Денисовна Осипенко.

За обедом в нелетную погоду Василию не нужно было идти в столовую – еду ему приносили. Если же он летал, второй завтрак доставляли прямо на старт.
 В школе произошли четыре катастрофы, погибло трое курсантов и начальник политотдела школы. Тогда начальник школы Иванов — он был прирожденный артист — собрал всех и произнес такую речь: «Товарищи курсанты! Вы учитесь на летчиков. Говорят, что авиация опасна для жизни. Но если бы она была опасна, то товарищ Сталин Иосиф Виссарионович никогда бы не разрешил своему сыну учиться в нашей школе».
Насколько близкими в тот период времени были отношения И. Сталина с сыном? Федор Усков, однокурсник Василия, вспоминал, что не раз был свидетелем достаточно частой их переписки. Он видел, как Василию приносили из штаба письма, видимо, от отца, которые он тут же распечатывал. Мог вслух одобрять или не одобрять обращенные к нему слова и предложения.

Артем Сергеев, воспитанник Качинской школы, рассказывал следующую историю. Однажды Василий в письме попросил отца выслать ему денег - в части открылся буфет. А еще ему очень хотелось сшить новую офицерскую форму. На этом же письме И. Сталин в левом верхнем углу наложил свою резолюцию: "1. Насколько мне известно, строевой паек в частях ВВС КА вполне достаточен. 2. Особая форма для сына тов. Сталина в Красной Армии не предусмотрена". Но вряд ли такой ответ можно расценивать как отцовскую холодность. Наоборот, Сталин хотел, чтобы его сын был достаточно аскетичен, а значит - менее уязвим.
Полученные навыки и знания выпускникам Качинской летной школы выпала участь проверить на войне. На фронте Василий Сталин, несмотря на попытки оградить его от непосредственного участия в боевых действиях, показал себя решительным и отважным командиром.


Рецензии
И сбил ОДИН самолёт.. Истребитель - это "руки" и талант ,который не пропьёшь.. А Вася очень любил инструменты и токарное дело..

Иванов Андрон   25.04.2019 22:01     Заявить о нарушении