Путешествие в сентябрь

                ПУТЕШЕСТВИЕ В СЕНТЯБРЬ
                (осенние заметки)

Старомодный мотоцикл с люлькой, несётся откуда-то сверху, по песочной дороге, так, что вихрь из-под колес, и смех, смех. Хотя... крик? Крик ребёнка, но откуда здесь ребёнок? У меня на зубах песок. Я просыпаюсь..
Когда я была маленькая, папа катал меня на мотоцикле, но мотоцикл был без люльки, черный "Ковровец". Мы тоже падали в песок, я помню его мягкость, и совсем не было страшно. И я не кричала.
А папа испугался. За меня.
Мы тогда остановились, я помню,  я сидела, совершенно спокойная и играла с травинкой - "Курочка или петушок"? Папа мял в руках папиросу.  Не мог зажечь спичку.
Вообще сны у меня какие-то старомодные, как этот мотоцикл,  детство снится, трамваи, песочницы, ранетка-дерево во дворе у Ани из второго "Б"...
Но иногда сон взывает к жизни какую-нибудь историю, давно забытую, вполне реальную, задумавшуюся где-то в укромном самом местечке подсознания, сон тревожит тебя, он почти назойлив, требует, шевелит память - вспоминай, но до конца ее (историю) не отдаёт, и это мучение, проснувшись, жить с ним, это состояние полусна, неопределенности, висит на тебе гирей, тяжёлыми гроздями, и это невыносимо. Иногда легче прогнать его, так не уходит, оформившись головной больше где нибудь в уголке лобной части, и тогда, приняв две или три пилюли, и не дождавшись улучшения, ты идёшь напролом: вспоминаешь, мучаешься, заполняешь пустоты, даже придумываешь, и так несравненно легче, да и интереснее потом становится, даже азарт какой.
Ведь было дело. Было.

                Я ЛЮБЛЮ ТРАМВАЙ ( вроде пролога)

  В детстве мы высовывали руки в окошко, цепляли на ходу ягоду, она застревала у нас между пальцев. Яблоня у нас такая мелкая, и яблоки как ягоды. Ранетки. Мы делали из них сережки. (Просто надеваешь на ухо, две соединённые веточками ягоды). Когда я засыпаю я впускаю этот запах, открывая окно.
Я люблю трамвай. Для меня любая поездка - коротка, люди выходят, а я остаюсь одна. Сидеть на "Конечной" в пустом трамвае - это здорово.
Вот ни автобус, ни троллейбус, трамвай-тарахтелочку люблю, отпущено ему - ни свернуть, ни повернуть, как по накатанной. Так было со Светкой  Симоновой, накатали ей родители, и Семка исчез, не вписался, стоп кран врубили - "Не запланировано, парень"! И парень растворился, пропал, спрыгнул с подножки, ушёл в пар. А Светуля, заходи, давай, не стой в дверях, сядь поближе к водителю, чтоб свою остановочку не пропустить. (То-то к тридцати скукожилась Светка- ранетка моя, а ведь румянец её даже пальцем трогали. Такой яркий был! Не верили, что свой)..
 А хозяйки трамваев всегда женщины. Слушается трамвай женщину, у них контакт.  Уходит она, женщина со смены, и он, трамвай, один остаётся, как красный кит. Ждет до утра. А дома у женщины  стол с клеёнкой, и муж.
Вот с мужем неконтакт - газетная пилотка на голове, выпивает...
Зато герань выпустила цветочек. А по выходным на обед суп.
А любите ли вы суп? Похожий на прозрачный плащ-дождевик, лук? 
На, разложившийся от времени, жемчуг-рис?
Письмо-послание в виде лаврушки?

Трамвай - мой сон, а сон - трамвай. Путешествие в сентябрь.
А осень из окон трамвая - она особая, она как картина в раме, особенно когда дождь - тогда акварель;  тебя потряхивает, подбрасывает, и остановки, как школьные годы - раз , и ты в пятом, раз - уже в десятый перешла.
Я помню трамвайную драку, выдворяли пьяного, всем миром, всем вагоном, вторым, тогда ещё трамваи двухвагонные были. Свадьбу помню, у невесты короткая фата, а жених без зуба. Но счастливый и улыбается, и все тридцать два на месте. Наверное, один лишний был. А может, мальчишник не удался. Или удался.

 А весной "Скорая" снимала женщину, с "разрывом сердца", и мы смотрели, третьеклассницы. Как же все-таки это страшно, когда сердце разрывается.
И шевелятся оборки на наших  фартучках.
Иногда трамвай как взрывался, щёлкал, это пацаны подкладывали под рельсы монетки и пробки от пивной бутылки, а потом играли в чику.
 
Первый трамвай гремел в пять. Тогда вставала бабушка. Дворник шоркал метелкой. Это  к нам приходило утро.
Этих историй, детских и более взрослых, много. Но была история одна, трамвайная, наверное, самая необычная, за все мои долгие годы-наблюдалки. Осталась она неразгаданной, поэтому и ещё загадочней кажется.
Я периодически вспоминаю о ней. И она меня до сих пор будоражит. Хотя, может, и ничего такого уж необычного в ней и не было.
Обычная, житейская.

Хотя..
Вот она:


                ПОЖИЛОЙ  МУЖЧИНА В НЕПЫЛЬНОМ ПАЛЬТО

Было жарко, конец сентября, последние денёчки радовали, конечно, но город просил дождя. Я ездила на работу на трамвае. Всего три остановки. Когда хорошая  погода и пешком, наискосок, по Городскому саду. Маршрут этот был немного новый для меня, поскольку мы переехали, но не так далеко, в тихий Центр, и я искала новые тропочки.
Работала я первые годы, мне нравилось, и творческая атмосфера, и много молодёжи, вообщем - ТЮЗ, молодёжный, популярный, и богемный, как мне казалось. И, о, да, юные артисты и артистки, ах, завораживали меня, даже в крашеной марле (непременный атрибут театральной бутафории), видела я богемность эту. А любовные романы?? Они ведь особенные, артисты, у них психика другая, они как дети, оттого и влюбляются без перерыва, а уж если любовная линия в спектакле, то как же иначе? Вот  Фея Леса влюблена в Гуманоида, а  комсомолка Лариска - в купца из "Аленького цветочка"..
Фея Леса курит под лестницей, и зеленые листья-крылья её опадают прямо на мраморный пол, из-за неразделенной любви. Но любимый парит в иных мирах с антенной на голове. Все по-настоящему, как на сцене. (Говорили сам купец был влюблён в свою дочь, Аленушку, ну, Анютку П. в жизни.. Поэтому на сцене у него не получалось.. ("Недостоверно"-  говорил режиссер). (А ещё в Аленушку были влюблены все мужские персонажи, от  Веньки из "Жестокости", до бегемотиков-карликов из утреннего спектакля)..

Но вернёмся к трамваю. Мужчина в НЕПЫЛЬНОМ пальто всегда садился во второй вагон, без двадцати десять. В трамвае к этому времени уже пусто, мне в театр к десяти, и основное население уже на  рабочих местах. Учитывая мой юный возраст - мне казалось  мой герой старик,  под шестьдесят, или, может даже, чуть-чуть ЗА..
Был он худ, невысок, в легком, хорошего сукна, пальто, НЕПЫЛЬНОМ, видно было, что щёткой по нему проходятся регулярно, с уважением, и рубашечка под пальто выглаженная, свежая, а в руках матерчатая сумка, и выходил он на остановку раньше меня. Иногда у него была сетка. (как-то увидела в ней небольшую плоскую бутылочку арманьяка. Не прятал, значит).
Мой мужчина никогда не садился, только смотрел в окно. Странно, ничего не могла про него придумать! Определённо, интеллигент, и красивый, спокойный профиль. Ровное дыхание. А интересно, какой он после двух арманьяка??  А может уже песни поёт? 
Мне было скучно, я даже стала развлекаться так: встану у выхода, а он же понимает, что я не выхожу (сколько вместе ездим!), и скажет тихонечко - "Позвольте?"
 Я ему - "О, извините", - подыгрываю.  Однажды прямо подошла к нему - садитесь, говорю, показываю свободное место, (а вагон полупустой!), а он - "Благодарю". И стоит. Голос у него глухой, спрятанный глубоко в пальто, во внутренний кармашек. Вот думаю, запаковался, мда, "за окном сетеябрь, провода качает". Человек в футляре. Но это скучно. А интересно, кто его спутница?   Бабулька лет шестидесяти, в букольках, пьёт кофеек, читает Мельникова- Печерского?

  - "Не пей коньяк, Арсений", - говорит, перелистывая страницу.

(Я ему имя придумала, Арсений. Арсений Арсентьич. Очень подходит, на мой взгляд).  А Арсений ей - "Я всего вторую, Леночка". И Леночка вздыхает, поправляет вязаную шаль, а книги стопками, да и пыльно, Леночка не очень аккуратна, и форточку не открывают, душновато.
Я уже  не стеснялась, заглядывала Арсению в сумку - что там сегодня на завтрак? - А там  булочки, такие, с помадкой, штук по шесть, по восемь, одной связкой, конфеты шоколадные, "Ананасовые", (вот вкусные, и самые дорогие!), кекс , маковый рулет видела. Вот хлеба никогда не видела, ни молока, ни кефира в стеклянных бутылках, торт "Космос", в среду нёс, ещё вафельный, часто. Вафельно- шоколадный.  Его режут очень острым ножом. Однако, сладкоежка Леночка!
Уже я не уступала ему место, так, по привычке разглядывала. Никаких изменений, и все то же пальто. И вафельный торт в авоське.
Но все случилось в пятницу.
Я торопилась, (возвращалась домой за нотами), и запрыгнула последняя.
И сразу поняла, что что-то не так. Отдышавшись, и отмотав билет, почему-то заволновалась, так и есть, вижу - мой Арсений - без пальто!  О, что такое? Леночка отдала в чистку? Отряхнуть от пыли- перхоти? Может от никотина? Арсений курит?
Нет, Арсений не курит. Он бросил, ещё тогда. Тогда, наверное, тоже был сентябрь. И  к нему обращались - "Арсентьич", по отчеству, уж больно серьёзный был. А Леночка его единственная любовь,  Арсения, правда её добивался физик Егор, с изящной мандолиной, как и полагается физику.
Арсений уже разрезает, вонзает острый нож в вафельную плоть, плоть отзывается, привычно отдаёт в сердце, давит под рёбрами.  Ах, молодость! Комсомольская стройка, Лена в  панамке, Арсений в тюбетейке. Смелость города берет! После работы - песни у костра. Стихи. Папироса в длинных пальцах Егора. Лена, честно, быстро поплыла... Егор так перебирал струнки, пел, и пальцы у него красивые. Арсений, все видел, чувствовал соперника, и Лену отдавать не собирался, но молчал, встречал её, крепко брал за руку, уводил.  Нет, стихов не читал, хотя любил и знал, просто не хотел как Егор, по-другому хотел, (тогда и курить бросил), и крепко держал Леночку, что-то было во взгляде его решительное, непререкаемое. Но мягкое.  Зато вместе читали Веру Кетлинскую. Вместе  перелистывали страницы.
Егорка, кстати, потом женился-переженился, девки, прошлые жёны, плакали, выли, хватали за руки, за пальцы - жить не могли без егоркиной мандолины.
Но формула одна - скорый развод. Егоркины жены все идут к Лене, плакаться.
Одна мандолина даже висит у Арсентьевых (они Арсентьевы) на стене, на ковре, она забрала у Т, когда её не стало, как память о ней, хотя получается больше как о Егорке.  Т. была подругой Леночки, побывавшая, в своё время, за Егоркой, и не оправившаяся от его пассажей.
А Арсений был мягок, предупредителен, надёжен. Книга, ладошка на запястье подруги. Леночкина ладошка мягкая, в жилках. Но Арсению душно. Он скидывает пальто одним движением плечей. А сколько, кстати, лет черному пальто? Судя по крою рукава - где-то пятидесятые... Моя бабушка была закройщицей. Рукав у пальто с крутой проймой, такие кроили. Арсений берет полкило аппетитной коврижки, изгиб у коврижки такой, крутой, где я это видела? Да, изгиб рукава.. Как берег на даче.. летом.. в сентябре..
Я  засыпаю..

                ******


Сегодня Леночка завтракает коврижкой, тягучее повидло облепило рот, Арсений наливает ей кофе, в чашку с блюдцем - так у них заведено.
(Как люблю я этот стук фарфора! Сейчас прокладывают салфетку, чтоб не стучало, но мне не нравится). Леночка что-то хочет сказать, улыбается -  и не может. А Арсений мнется - Что?  Письмо от Егора?
Леночка удивлена, просит вскрыть конверт. Залпом допивает кофе.
Ну конечно,  у Егора новая жена, молодая брюнетка, с яркими красными, "сердечком", губами. У них мальчик, совсем маленький, вот на фото они на мотоцикле, Егор ещё тот гонщик. Леночка пожимает плечами, откладывает фотографии. Когда у старых друзей появляются молодые жены - это не всем нравится. Леночка опять тянется к фотографиям, цветным и глянцевым. Вот все они, в блестящем новомодном мотоцикле. О, да, Егор любит скорость, во всем. В любовных отношениях тоже. Леночка вздыхает. Почему он не оставит их в покое? Эта мелодия на мандолине преследует их как побочная партия в сонате, и не главная, но преследует, оттеняет, дополняет, чувствует себя наравных, оставаясь в тени...

А трамвай привычно тарахтит, акварельные пейзажи плывут, ты можешь быть в соавторстве с природой, и сделать свой мазок. Ты даже берёшь кисточку, прищуриваешься. Да, Арсений без пальто ! - "Не жалейте воды" - учили нас в "художке". Тогда акварель будет нежнее. Арсений в светлой, с сиреневым оттенком, рубашке, я добавляю воды - у него светлые, почти сиреневые глаза.

- Осторожней с цветом. Чувство меры, - не оставляют нас учителя.

О, Лена-Лена. Какой Егор? Васильковые глаза Арсения холодят.
Хотя - жарко. Может, просто и снял, поэтому, пальто.
А в окне ранетка. Рот наполнился слюной, как в детстве. "Да ты держи, держи, вон ту ветку, там много",  - это мы, пятиклассницы, наклоняем её, гнём, карабкаемся вверх даже, набиваем карманы недоспелыми красноватыми ягодами. Но дерево не держит нас, и ладошки в ссадинах, и горят.

 Я даже не знаю, как так получилось, но я выпрыгнула на остановку раньше, вслед за Арсением. В свой театр я не спешила, влюблённые артисты пускай курят без моего моего аккомпанемента. Кстати, сегодня "Робин Гуд".
Сегодня он будет грабить, чтобы раздать все это награбленное бедным.
Я уже придумала музыку, и даже залезла в средневековый  фольклор.
Но сейчас я шла за Арсением. Я шла за ним, удивлённая своей мгновенной инициативе, пружинила, улыбалась,  предвкушая свидание с тайной, чужой, для меня не предназначенной, свалившейся с неба ранетковым дождём.

 Так интересно идти за человеком, немного неловко. Ты даже копируешь его походку. Он остановился - ты тоже. Он прислонился к дереву, и ты.
Арсений привычным старомодным движением подтянул брюки на коленках, и сел. (Так делали с брюками мой папа и дед.)
Я посмотрела на свои коленки - и засмеялась.
Арсений не торопился, вытащил часть покупок, разложил на разноцветной, переломанной лавке, и что-то рассматривал. (А ведь ждёт Лена!)
Потом сложил назад,  в матерчатую свою сумку, и задумался.
Я видела дом, и даже подъезд куда он вошёл, но увидела, что на лавке что-то осталось.. Вернее, под лавкой. Я подошла.
Это был плавленый сырок.

- Ооо.. Арсений, - нагнулась я и взяла сырок в руки. - "Волна" - прочитала..
- Оо, Арсений.. Только не сырок!

Я стояла с маленьким кусочком мягкого сыра, загнанного в металл, и не знала что мне делать. Положила назад, потом взяла. Побродила, зацепила рукой несколько ягод. Съела.
Во дворе было шумно, бабушки, молодые мамы, дети, мальчишки с мячом.

- Сырок "Волна", цена - 12 копеек, - прочитала я на блеклой, вытцвевшей этикетке с "волнами".  Такое море я не любила.

Но двенадцать копеек - и ты знакомишься с Леночкой, и пьёшь кофе из старинной чашки с блюдцем. Я готова была поспорить - Леночка - блеклая блондинка с выцветавшими глазками, и очочками на носу. 
В доме пахнёт корвалолом. Фикус давно не поливали. Возможен старый любимый кот.
Я покрутила сырком в воздухе, даже подкинула пару раз. 
Но Егор-то, Егор-то.. Хорош! Держит Лену.
Квартиру мне  сказали сразу:

- Николай Степаныч в двадцать девятой, - бабули хором закивали, и глядели на меня с интересом.

Я забежала в подъезд, изнемогая от жары, последних деньков бабьего лета - в конце концов, просто отдам и все, извинюсь. Проще простого..

Он открыл, и как-будто поклонился мне.Я, нелепо улыбаясь, протянула сырок.  Он благодарил, кажется...
Его пальто, на плечике, висело в крошечной прихожей.
А в небольшой зале, в уютном эркере, прямо у окна, сидела красивая молодая женщина, и улыбалась; на столике перед ней были пирожные, византийская сахарница, и чашка с блюдцем. Женщина сидела как- будто на троне. Волосы её собраны кверху роскошными локонами, а на шее ряды ярко-красных нарядных бусин. Она уже смотрела на меня, удивленно, лицо её даже будто вытянулось, яркие  губы собрались "в сердечко", потом она закивала, как-будто узнала меня, начала говорить, смеяться, приглашая меня в комнату, потом надрывно, истерично даже, кажется, тысяча молоточков застучало  по столу.. или это рассыпались красные бусины?

- Извините, - сказал Николай Степаныч, - и чуть подтолкнул меня к двери, очень тихо, интеллигентно.

Я хотела что-то ответить, но от ранетки во рту все завязло.
Дверь захлопнулась, приняв удар чего-то звонко-хрупкого, наверное, византийской сахарницы.
Весь вечер я гадала, крутила, но так ничего и не придумала.
Чужая тайна, как и чужая дверь захлопнулись передо мною.
Моя сказка кончилась, а ладошки горели. Фея леса сбросила последнюю листву, а трон превратился в инвалидную коляску.
Мой трамвай мчался, потеряв рельсы, а Робин Гуд не спешил делиться с крестьянами награбленным. Кстати, английские крестьяне пели особые жнивные песни, благоприятные для урожая, блестя серпами, и призывая небо в помощь, и небо дрогнуло. Это разрыв сердца. Оно разорвалось крупным дождём, томившим небо, красные спелые ранетки застучали по мокрому асфальту.

 - Следующая остановка - "Ранетковый дождь", - Сказала женщина, водитель трамвая, подмигнув мне, и закрывая двери.
 
Красный кит миролюбиво засопел .

Это моя остановка. Я спешила в свой Театр, мокрая, без зонта, меня ждали влюблённые артисты, и кажется, за мной была погоня, по крайней мере разбросанные фотографии летали в воздухе.
Прощай, Арсений, я выхожу...


PS. Да, забыла.. На стене у Николая Петровича висела мандолина! Это такой инструмент, типа балалайки, но кругло-вытянутый, сейчас на таких уже не играют..
P.S.S.. Больше я свой сон не тревожила. Я его оставила в покое. Мы с ним договорились..
P.S.S.S. Все-таки сентябрь лучшее время года.



ЭПИЛОГ. (дописано спустя 12 лет, сентябрь)

Утро. Кофе не удался - кончился сахар. Нашла свои записки.(пишу иногда). Устроилась читать.

... "Я была в этом районе, случайно. Так как меня давно не было в этом городе - ничего и не узнала. Старая пятиэтажка, правда, сохранилась. И молодых берёзок понасадили. Играли дети, бабушки так же сидели на лавочке.
Я неожиданно повернула и пошла по направлению к подъезду, успев проскочить, пока мне придержали двери (так и не научилась пользоваться домофоном). Я позвонила, дверь тихонько открылась, немолодая, крепкая женщина,  внимательно смотрела на меня.

- О, его давно нет.. Николай Степанович давно умер, - ответила она на мой вопрос.

В это время в комнате начались какие-то шевеления, возня, женщина с распущенными волосами, в расстегнутом халате, равнодушно проехала в инвалидной коляске.

- Я сиделка, - сказала женщина, мне открывшая. - Николай Степанович с Таисией Ивановной  последние годы ухаживали за Милой... (она кивнула в сторону женщины в коляске), а теперь я, вот. Николай Степаныч завещал. У неё семья погибла, разбились на мотоцикле, - шёпотом заговорила она. И муж и сыночек. Вот, ухаживаю. Николай Степаныч просил, завещал. И Таисия Пална просила, ушли друг за другом, сначала Таисия Пална, потом Николай Степаныч. Такие замечательные люди. Ушли...

Я уже не слушала. Я смотрела на стены, увешанные фотографиями, видела их всех, молодых, красивых, которых судьба переплела таким странным образом, так распорядилась жизнью, и смертью, и позволила заглянуть и мне..
Но только заглянуть.

- Лена! Лена! Домой! - кричал кто-то с балкона.

Я извинилась и ушла. Молоденькая девчонка, с белыми волосами и в смешных очочках торопилась домой, смешно перепрыгивая через ступеньки.

Больше я ничего про эту историю добавить не могу. Она мне не снится.
И, вообще, я уехала. Ну, по крайней мере, никогда не была более в этом районе. И вообще, я выросла. Вышла замуж, все как полагается.
Артисты тоже выросли, стали как все, и не так часто влюбляются.
У Аленушки трое детей. Фея Леса эмигрировала, а Робин Гуд ушёл из театра,  стал крутым бизнесменом.

(О, замечательно - нашла сахар, "кусочком"! Я пью только "с фарфора", привычка с юности, салфеткой не прокладываю)...

... Зато я встретила Светку Симонову! У неё все хорошо, вернулся Семка, правда уже с залысинами, но она так трещала, счастливая, что голова у меня заболела...
Мы ехали в трамвае.
Все-таки сентябрь - лучшее время года...


               


Рецензии
Спасибо! История полу мечта, полу реальность...
И правда - как сон.
Удивительный пассажир трамвая и его настоящая жизнь.
И после 12 лет времени - эпилог.
Замечательно про время детства и юности. Душу успокаивает.
Не знаю, читаешь и своё вспоминаешь, тех времен.
Просто навевает, необязательно совпадением.
И особенно понравилось - пусть маленькими хитростями и просто настойчивостью, но узнать тайну Арсения наяву удалось.
Не все идут до конца по воле своего воображения - дорисуй меня реальностью.
Не всегда увиденный "ответ" будет по душе и таким, как хотелось.
Иногда он бывает ошеломительней нашей фантазии.
И, наверное, тогда чаще - грустным. Если нет, тогда - простым и неинтересным.

Остановка маршрутки, на которой каждый вечер возвращаюсь домой...
К ней вкрест подходит небольшая улица.
Вдоль неё стоят старые пятиэтажные дома и большие деревья.
Ощущение, что кронами они почти образую высокую арку.
В конце этой улицы виден дом, с огромными светящимися окнами на первом этаже.
Вечером, особенно осенью и зимой - кажется, что изнутри здание светится теплым
желтовато-белым светом. Всем первым этажом. И вход как будто манит тебя.
Он один и точно посередине.
И каждый раз я себе говорил, глядя из маршрутки - надо дойти до этого дома.
Что же там?
Фотографировать пытался - это уютное тёплое очарование на фото не разглядеть издалека. Телефон не может.
Только вживую видно это волшебство.
Манит к себе, манит.
Наверное, там хорошо и спокойно. И ничего не тревожит.
Но что там?
Всего-то - плюнуть на вечную спешку и усталость и дойти.
И не днём. Дом тоже виден, но теряет свою обаятельность без покрова ночи.
И что?
Лучше смотреть издали и жить своим воображением или любопытство сильнее?
Я дошёл однажды. Сказка вблизи теряет свою волшебность.
Это школа. Вестибюль. Парадный.
Но как замечательно на него до сих пор смотреть издалека.
Но уже не манит. Если не забыть, что был рядом.
Спасибо, понравился рассказ.
С уважением,
Сергей

Кандидыч   26.04.2019 16:26     Заявить о нарушении
Спасибо за столь прекрасную рецензию!!

Марина Аржаникова   26.04.2019 17:08   Заявить о нарушении