Разбирая на капельки. Читая Галину Высоцкую

На Стихиру, как, впрочем, и на Прозеру, рецензии обычно не пишут. Пишут отзывы-мнения в одно-два предложения, редко длиннее. И это считается нормой, в том случае считается нормой, когда отзывы-мнения хвалят автора.
Но если в отзывах-мнениях содержится отрицательное  не по душу  автора суждение, а только относительно авторского текста, то такое мнение, такой литературно-критический отзыв считается неприличным.
Поэтому на Стихиру и на Прозеру все и на всё пишут только хвалебные отклики.
И то верно: если ты не похвалишь, то кто похвалит тебя?
Я попробую перефразировать Дмитрия Кедрина:
– У поэтов есть такой обычай –
В круг сойдясь, превозносить друг друга.

Да, я порой пишу слова похвалы, но делаю я это редко и только на те тексты, которые, на мой взгляд, кажутся добротными.
Чаще я в двух-трёх предложениях выказываю своё негативное отношение к авторскому тексту (делаю я это в то время, как другие авторы  так же кратко выказывают своё положительное мнение).
Что поделать, Господь не создал меня ни льстецом, ни лицемером.
Так вот я на текст Галины Алексеевны Высоцкой «Я соберу себя по капелькам», написал реплику, признаю, реплику негативного содержания.
Для госпожи Высоцкой этой реплики оказалось мало, ей хотелось получить от меня развернутый анализ ее текста.
Я более или менее развернутые тексты  пишу тогда, когда у меня на такое написание есть время и есть желание.
Сегодня и то, и другое у меня есть.
Итак, перед нами текст госпожи Высоцкой под названием

«Я соберу себя по капелькам»

Я соберу себя по капелькам,
Войду в бездонный океан.
Я для тебя цветочек аленький,
Вселенной бесконечный дар.

Моя душа искрится радугой,
Одежды в камнях дорогих.
Я жду тебя под сенью пАгоды
В лучах сверкающих своих.

В Рубине собраны все гранечки,
Оправа золотом горит...
Эх сани - сани, Бога саночки,
Что сила-силушка творит!

Все лепестки из обережника,
Что приумножены душой,
Как самоцветика подснежником
Воскреснут яркою звездой!

10 марта 2019 г.

Первый стих действительно ярок. И он предполагает поэтические ассоциации.
Например, такие: я сложу лодочкой ладони и, поместив в них свои капельки (себя), преподнесу любимому.
Но у автора свои заботы:

"Войду в бездонный океан".

То есть растворюсь, полностью исчезну.
Поэтический выстрел первого стиха оказался холостым.

А далее либо стихотворческий кошмар, либо ужас стихотворчества.

Читаем, но с трудом:

"Я для тебя цветочек аленький",

Это для кого "тебя", кто этот "ты"? Почему не раскрыт?
Но это еще полбеды. Цветочек аленький – это символ (символ поиска любви, благополучия, счастья). Стало быть, у автора Лирическая героиня тоже – символ, но символ растворенных и потерянных в бездонном океане нескольких капелек, почему-то названных  Аленьким цветочком.
Далее:

"Вселенной бесконечный дар".

Оказывается Лирическая героиня еще и бесконечный дар Вселенной?
Если бы был подан  «дар бесконечной Вселенной», я бы со скрипом, но согласился.
А перед нами гипернарциссизм, притом нарциссизм на пустом месте, ничем не обозначенный и не подкрепленный.

Читаем дальше.

"Моя душа искрится радугой",

От чего, позвольте полюбопытствовать? От того, что мы прочитали в первом катрене?
Весьма сомнительная радужность настроения души Лирической героини.

"Одежды в камнях дорогих".

Какие у капелек, растворенных в океане, могут быть одежды?
Одежды в «камнях дорогих» могут быть только в воображении автора, камни на одежде это авторские мечтания.

"Я жду тебя под сенью пАгоды"

Про "тебя" уже было сказано.
Понятное дело, что «пагода» пришла на ум автору только ради рифмы.
Но смысл-то, смысл  где?
Лирическая героиня успешно растворилась в море-океане, а там, в океане-море,  есть какая-то пагода, а у этой пагоды есть тень…

"В лучах сверкающих своих".

Тут все просто – очередная  рефлексия автора на тему нарциссизма и самовосхваления.
 
"В Рубине собраны все гранечки",

Слова «гранечки» в русском литературном языке нет. Если «гранечки» это авторская ласкательная форма от слова «грани», то фраза построена не по законам  логики и здравого смысла: у рубина (причем тут в тексте возник Рубин, да еще с заглавной буквы? – загадка, которую не сможет разрешить сама автор), у любого камня грани снаружи, а не в…
Если «гранечки»  – это диалектизм или арго, то смысл текста на совести автора.

"Оправа золотом горит..."

Проходной стих.

"Эх сани - сани, Бога саночки,
Что сила-силушка творит!"

Простите, читатели, но это уже полный словесный бред!
Даже комментировать этот бред не берусь: тут клиникой пахнет.
Но словесный бред на этом не заканчивается, а благополучно  продолжается:

"Все лепестки из обережника",


Автор зачем-то приплела ни к селу, ни к городу еще и какие-то лепестки.
Слова «обережник» в словаре русского языка тоже нет.
Если автор пользуется местным говором или пытается конструировать неологизмы, то она обязана давать соответствующие пояснения.
Например, такие: обережник – трава, растущая по берегу рек и оберегающая человека  от порчи со стороны  лешего в виде таёжного гнуса. Эта трава имеет целительные силы, если собрана в безлунную ночь в середине мартобря. (дальневосточный диалект).


Попробуем авторский заключительный катрен перенести на прозу и попробуем таким образом  проявить смысл и мысль автора:


«Воскреснут яркою звездой, как самоцветика подснежником, что приумножены душой, все лепестки из обережника!»

И в конце, ничего не проявив и не поняв, восхищенно поставим восклицательный знак!

В конце  своего литературно-критического разбора я ставлю вопрос:
– Что нам хотела сказать автор, что мы, прочитав её  текст, поняли?
Ответ очевиден: ничего.
Так стоило ли писать эту словесную  чушь, а тем более её публиковать?

Я много раз говорил и сейчас повторю (я не устану это повторять): Поэзия это не написание абы как рифмованных строк, а Искусство, Искусство, у которого есть свои законы. Эти законы, прежде чем писать,  надо знать.
Не желаешь знать законы Искусства, пиши, но для себя, не позорь себя публикацией словесной глупости.
Если ты, не зная законов Искусства или законы Искусства зная, но сознательно  их не соблюдая, публикуешь свою словесную чушь, то будь готов к публичному осмеянию. 
Хотя бы  осмеянию из-за плетня старого брюзги, филолога с дореволюционным стажем, которому не безразлична чистота и глубина Русского Словесного Искусства и чистота и глубина творчества, пусть даже и самодеятельного творчества.

Всем творцам от души желаю творческой глубины мысли, вдохновения,   а также  знаний и соблюдений законов тех искусств, в которых вы себя желаете проявить.

Да будет так.


Рецензии