Анастасия Сергеевна Гл. 5

Гл.5


В народе говорят, что после любой ссоры больше переживает тот, кто не виноват или менее виноват. А ведь так и есть. Настя не находила себе места, чувствовала, что всё правильно Катьке сказала, но внутреннее чутьё ей подсказывало, вроде она пропустила что-то важное, которое теперь не давало ей покоя. Вновь и вновь женщина мысленно перебирала свои слова, брошенные Сомовой в лицо, но ничего лишнего в них не находила.

"Ох, горечко... Не зря умные люди придумали все эти пословицы и поговорки. В одной из них прописано, мол, сто раз помоги - не заметят, а стоит раз отказать - сразу заметно и тот же час попадаешь в немилость. Но самое обидное то, что прежние твои заслуги, перед кем-то определённым, уже никто никогда и не вспомнит. Вот так и помогай людям. Сколько я шла навстречу этой Катьке, жалела и терпела её сыночка, беспробудного пьяницу. Всё надеялась, что рано или поздно он за ум возьмётся, но всё тщетно."

Увидев, что полеводша ему всё прощает: прогулы, распитие спиртных напитков в рабочее время, он совсем распоясался, уже чуть ли не на три буквы Настю посылал, думал, будто дружба между матерью и его непосредственной начальницей, будет длиться вечно, но, к сожалению, ничего вечного в этом мире нету, всё постепенно превращается в тлен.

И вдруг, Настю словно осенило. До сих пор она "пережёвывала" свои высказывания Катьке, а не наоборот.

"Да, Катька, по существу, и ничего такого не произнесла, в основном молчала, и всё же, что-то такое было и с её стороны.  -  Настя напрягала память. Из-за расстройства разболелась голова и ничего не шло на ум, ну ни одной мысли как назло.  -  Стоп. Катька намекнула, будто Валерку теперь только могила исправит. Да, точно, это её изречение. Затравленно так произнесла и с такой болью. Господи, я и не задумывалась, а ведь как это страшно потерять единственное дитяти. У меня их двое, а у Катьки один Валерка. Мне простительно, я защищала своего сына, потому и не обратила внимание на состояние Катьки, а так нельзя."

Настя отодвинула тарелку с пловом, есть уже некогда да и аппетита нету, и выскочила из дома. Путь-дорожку она держала к пенсионерам Кравченко, бабе Зине и деду Алексею. К ним у Насти было очень срочное дело, вернее, ей позарез нужен их совет, даже не совет, а консультация.
Пожилые супруги Кравченко сидели во дворе за столом, под высокой раскидистой вишней, листья которой, несмотря на сентябрь, ещё были зелёными, словно не осень уже постучалась в окошко, а ещё продолжалось жаркое солнечное лето. Старики обедали. Настя позвала их через забор, предварительно извинившись, что помешала трапезе, но гостье здесь явно обрадовались.

-   Настенька, вот удружила!  -  поднялась со стула баба Зина, проворно так, вроде какая молодуха. А дед Алексей улыбался доброй открытой улыбкой.  -  Заходи, Настя, у нас собака на привязи, не достанет. Нас лещиками угостили сегодня, а я их пожарила. Присоединяйся, вместе пообедаем.

-   Тёть Зин, спасибо за приглашение, но я только что покушала. Плов варила, поэтому я не голодная.  -  соврала Настя, но есть ей, действительно, не хотелось.

-   Ну хоть компотику.  -  настаивала гостеприимная старушка.

-   Вот компотику можно.  -  согласилась Настя.

-   Что тебя к нам привело, Настенька?  -  отозвался дед Алексей.  -  Знаем, что у тебя постоянно дел невпроворот, а значит, пришла по делу. Я угадал?

-   Угадали, Алексей Алексеевич, прямо в точку.

-   Что-то случилось?  -  насторожилась баба Зина.

-   Может и случилось, но не у вас. Я, тёть Зин, хочу у вас спросить кое-что. Помните, как-то вы со мной откровенничали возле магазина, из чего я узнала, вроде ваша Нэллочка возила мужа на лечение от алкоголизма? Скажите, если не секрет, как далеко возила и что это за организация такая? А также, если можно, ещё раз проявите прямодушие и честно признайтесь, есть ли в последствии положительный результат?

-   А, вот ты по какому вопросу!  -  облегчённо вздохнула пенсионерка.  -  Да какие тут тайны, Настя! Конечно расскажем всё, что нам известно. Дед, у тебя лучше получится, потому что я никогда не запоминаю названия, вот уже и не вспомню "имя" того санатория, четыре года с тех пор минуло.

-   Название и я запамятовал, но это неважно. Настя, да не так и далеко ехать, всего семьдесят километров. За Большим Логом открыли санаторий, вот там теперь и помогают людям, больным алкоголизмом, стать на правильный путь. Ты спросила о результатах... Если честно, то мы довольны. Ведь Нэллочка наша разводиться уже собиралась, а тут ей кто-то посоветовал обратиться за помощью к нужным специалистам и адресочек туда подсказали. Вот доченька и дала ему ещё один шанс. И не ошиблась. Если похвалюсь, будто Иван совсем не пьёт, то это будет неправдой. По праздникам по чуть-чуть выпивает или в выходной с друзьями иногда пива купят с рыбёшкой, но всё в порядке разумного. И это уже другой человек, ни то, что был раньше.

-   А после приезда из санатория, вообще в рот не брал два года, даже сухое вино.  -  вмешалась в разговор баба Зина.

-   Да это нормально.  -  поддержала Настя.  -  Кто же против всякого застолья, но ведь голова должна быть на плечах, зачем же терять человеческий облик? Ни каждый день и не до поросячьего визга, как у нас тут принято, верно?

-   Всё верно, Настенька.  -  кивнул головой Алексей Алексеевич. Пенсионер всю свою жизнь проработал в этом колхозе, начинал с тракториста, а потом заочно закончил сельскохозяйственный институт и двадцать пять лет трудился агрономом, из них пятнадцать - вместе с Настей в одной упряжке. Потому старик до сих пор сохранил к Насте неподдельное уважение за её честность, порядочность и присущую ей прилежность.

-   А как долго длится курс лечения?  -  спросила Анастасия Сергеевна.

-   Полгода.  -  ответил пенсионер.  -  И считаю, это разумно. А что толку, как у нас в райцентре однажды пытались открыть какой-то филиал от московской фирмы. Тоже обещали полнейшее излечение от этой пагубной привычки и всего за кротчайшие сроки, то есть, за месяц. Ерунда! Я в это сразу не поверил. Да за месяц у всякого алкоголика ещё запах во рту не пройдёт после последней пьянки. Но кого это волнует, администрации фирмы деньги были нужны прежде всего, а остальное - как кому повезёт. А в том учреждении и питание отличное, Иван нам рассказывал, также психологи там с ними занимались и другие специалисты. Никто никого не унижал, относились ко всем ровно, внимательно. Единственное, что напрягало многих тамошних пациентов, это то, что за весь курс лечения не разрешалось туда наезжать их родственникам, причём, категорически.

-   Ну, это понятно.  -  поддержала Настя.  -  Дабы не разлагали дисциплину.

-   Именно! -  Алексей Алексеевич поднял указательный палец вверх.

-   А дорого это всё стоит?  -  Настя посмотрела на бабу Зину.  -  А то, вряд ли я профорга уломаю, чтобы что-либо подкинул.

-   Ничего.  -  чуть ни хором ответили пожилые супруги.

-   Ни копейки, Настя. Это государственная основа.  -  гордо заявил дед Алексей.

-   А что туда нужно, Алексей Алексеевич? Я имею в виду, разрешение у кого-то взять следует, например, у участкового или местного фельдшера? Бумаги же требуются какие-нибудь?

-   Только паспорт и заявление от родных, которое заполняется там же, по приезду. Всё очень удобно, как видишь.  -  пояснил пенсионер.

-   И действительно, удобно.  -  кивнула Настя.  -  Ладно, пойду. Спасибо за компот и информацию. Извините, что перебила вам обед, но я не нарочно, дорогие мои. Так туговато со временем свободным, что сама себе не принадлежу.

-   Да знаем, проходили.  -  вновь улыбнулся Алексей Алексеевич.  -  Не извиняйся, Настя, мы очень довольны, что ты нас навестила.

-   Настенька!  -  у самой калитки остановила её баба Зина.  -  А для кого ты всё узнавала? Твой мальчик такой примерный, ни разу его даже с папиросой не видели, так, кому тогда?

-   Тётя Зина, вы меня простите, но это не мой секрет. Обо мне и моей семье, что угодно спрашивайте, я отвечу, а тут не могу. Но слухами земля полнится, всё равно они и до вас дойдут, если что.

-   Понимаем.  - ласково погладила её по руке баба Зина.

-   Вот за что я всегда ценил тебя, Настенька, это за твою смекалку. Ты десять раз подумаешь, а потом уж ответишь. Спасибо, что наведалась. Ещё заскакивай, по возможности.  -  на прощание махнул ей рукой бывший агроном.

-   Я постараюсь.  -  пообещала Настя.

От Кравченковых, Настя прямой наводкой поспешила к Сомовым, она знала, что Катька уже дома. На всё про всё, у неё оставалось полчаса, ну, минут сорок от силы, а потом ей нужно срочно бежать в бухгалтерию.

Настя вошла прямо во двор и постучалась в крайнее окошко, и Катька тут же показалась в проёме двери. Немного помедлила, холодным взглядом молча оглядывая не прошеную гостью, но всё же вышла на улицу и присела на скамейку, жестом руки указывая Насте место напротив, на такую же самодельную деревянную скамейку.

Украдкой улыбнувшись, Настя подчинилась.

"Раз не выгнала взашей, то разговор получится."

-   Кать, ну чего ты не хочешь отправить Валерку на принудительное лечение?  -  сходу начала Настя.

-   Я не хочу?  -  возмутилась та.  -  Ты что, специально прикидываешься или память отшибло, как я его и по больницам таскала, и по бабкам тоже, а он, самое многое неделю воздерживался, а потом вновь запивал ещё сильнее прежнего. Но хоть с дому не воровал, а теперь... Всё абсолютно прячем от него.

-   Я не о том, Кать. Это я всё прекрасно помню и не думай, будто я тебя за плохую мать считаю. Кать, за Большим Логом есть санаторий.  -  и Настя поведала ей все новости, что ей удалось сегодня узнать.

-   Откуда такая осведомлённость?  -  заинтересовалась Катька.

-   К Кравченковым ходила. Нэлька ихняя мужика там вылечила.

-   Точно.  -  тихо проговорила Катька.  -  Я тоже это слыхала, но давно, поэтому и выпустила из виду.

-   Ты не волнуйся, я им не призналась для кого нужны эти данные.  -  заверила Настя.

-   Ой, Божечки, чего волноваться-то? Какие тут секреты, можно думать, что люди слепые. Я бы и не обиделась, если бы и призналась.

-   Тогда в чём дело, Кать?  -  настаивала Настя.  -  Почему ты решила, что жизнь у Валерки закончилась и у него уже нет будущего? Не вздумай опускать руки, поняла? Неужели никогда потихоньку не мечтала, чтобы он семьёй обзавёлся, чтобы ты внуков нянчила... Не верю!

-   Да что ты мне душу рвёшь на кусочки?  -  вскричала Катька.  -  Это какой же матери такого не хочется? Или я наотрез отказываюсь от поездки?

-   Так действуйте, Кать! Оплата туда не требуется, посадили с Василём его в автобус и повезли. Что мешает?

-   Василь завтра из отпуска выходит, а я одна его не довезу. Он на первой остановке от меня сбежит. Небось, не дитё малое, а бугай тридцатилетний.

-   От горечко...  -  встревожилась Настя, оценив обстановку и осознавая, что планы её могут нарушиться.  -  Постой, а давай я с Петей Елизаровым договорюсь, а он и доставит вас туда на своей Ниве? Петро хороший мужик, добродушный, никому не отказывает. Только бензин ему надо залить. А хочешь, я с тобой поеду и вместе Валерку доставим к месту назначения.

-   Хочу.  -  внезапно согласилась Катька.  -  Боюсь, что сама не справлюсь я, Насть.

-   Ну вот и замечательно!  -  обрадовалась Настя.  -  Я с утра всегда в поле и только после двух - в контору. Да то ладно, как-нибудь договорюсь с девчатами, если, вдруг предстоит задержка. А может, и поспеем. Всего сто сорок километров туда и обратно, и если выехать пораньше, то пораньше и вернёмся. Подумай, Кать, а после скажешь мне, на какой день готовиться, хорошо?

-   Я подумала. Завтра сможешь?  -  она с надеждой глянула на Настю.  -  Понимаешь, ты сейчас такую веру в моё сердце вселила и мне так не терпится, чтобы всё это быстрее закончилось. Только не держи на меня обиду ни за что, ладно? Я не со зла. Нету у меня ненависти ни к тебе, ни к твоим детям. Поверь мне, пожалуйста.

-   Я верю, Кать, поэтому я здесь. Ну что же, завтра - так завтра. Иди к Петру и проси его, чтобы подсобил. А я на работу, а то опаздываю.


Рецензии