У солдата нелёгкая служба

    Моему доброму знакомому Михаилу Фёдоровичу Долгополову из села Усть-Пит сейчас 86 лет. Недавно он поделился со мной таким воспоминанием.
  Во время армейской службы в Челябинской области он где-то около года стоял на посту в помещении завода № 817 (ныне производственное объединение "Маяк"). Его задачей было допускать работников в цеха только по пропускам. Всё было очень строго. Туда часто проходил и Игорь Васильевич Курчатов - известный физик-ядерщик, первый научный руководитель этого завода. Армейское начальство намекало Михаилу Фёдоровичу, что Курчатова можно пропускать и без документа, но Игорь Васильевич всегда показывал свой пропуск.
   Были случаи, когда начинала выть сирена и мигал красный сигнал опасности. Это означало, что в цехе что-то не в порядке. И тогда рабочие быстро бежали в специальное укрытие. "Я же, согласно присяге, был обязан стоять на своём месте", - вспоминал Михаил Фёдорович.
    По завершении армейской службы Михаила и его однополчан стали агитировать остаться и работать на этом заводе, соблазняли большой зарплатой и квартирами. Некоторые ребята остались, ведь они в большинстве своём были из деревень, а послевоенные деревни были очень бедными. Но Михаил Фёдорович, стоя на посту, узнал, что это за работа, и от контракта отказался.
    М.Ф. Долгополов рассказывал также о том, как он в составе взвода своих однополчан участвовал в устранении одной из аварий на этом заводе.
     "Я до сих пор удивляюсь, - недоумевал Михаил Фёдорович, - как я там "не схватил дозу". Может быть, причиной было моё крепкое сибирское здоровье?.."
    За службу на этом объекте М.Ф. Долгополов получает сейчас небольшую надбавку к своей пенсии.
    Мне вспомнились эти откровения ветерана в связи с тем, что завтра, 26 апреля, очередная годовщина чернобыльской катастрофы. Да, и мирный атом, и ядерный щит родной страны дорого обходится людям. Об этом мне напоминают и публикуемые в нашей краевой газете "Красноярский рабочий" некрологи о трагической гибели участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из Красноярского края. Последний некролог опубликован в номере газеты от 19 апреля 2019 года. Это некролог Василию Васильевичу Плесникову 1956 года рождения.


Рецензии