Чужой среди своих

Позади собеседование и я назначен на должность главного инженера небольшого предприятия. И сразу первое задание:
- Артур Оскарович, кровля над машинным отделением лифтов потекла. Нужен срочный ремонт. Если лифты встанут, план не выполним, - закончил директор.
- У кого я могу получить контакты? Вы ведь работали со строительными фирмами.
- Все контакты у юриста. Так сложилось, что он у нас работал со строителями.

Юрист выслушал мою просьбу и предложил свою помощь:
- Эти работы у нас выполняет Рафик. Все качественно, без обмана. Он может за нал и безнал.
- Пусть он ко мне подходит, мне надо с ним пообщаться, - ответил я.

Рафик появился через полтора часа.
- Вот смета, - сказал Рафик и положил на мой стол бумаги.
- А как вы составили смету без дефектной ведомости и техзадания?
- Мне юрист все сказал.
- Зайдите ко мне вместе с ним.

Едва войдя в мой кабинет, юрист пошел в атаку:
- У меня была старая дефектная ведомость, по ней и составлена смета.
- А можно на нее  взглянуть?

Парочка переглянулась и, пообещав вернуться, ушла.

Опыт работы с подрядчиками подсказывал, что лучше организовать подобие тендера. Для большей ясности и безопасности. Попробуй потом объяснить, почему подрядчик был выбран без тендера?  Да и наверняка на вшивость будут проверять. Конкуренция  - вещь полезная. Нашел в интернете две местные строительные фирмы и договорился о встрече.

Чтобы иметь представление о проблеме, взял у охраны ключи и вышел на крышу. Классическая мягкая кровля, водостоки забиты листьями, потому и воды накопилось как в детском бассейне. Палкой очистил два ближайших водостока – вода начала убывать. Почему не поставили защитную сетку на водостоки – загадка. Почему периодически не чистили – тоже.

Зашел к директору с предварительным докладом:
- Кровля пока не протекает, но это до первого серьезного ливня. Этот квадрат надо капитально ремонтировать. Но лучше построить скатную кровлю из оцинкованного профнастила. Мягкая кровля – это куча проблем.
- Сколько это будет стоить? – спросил директор.
- Пока не знаю. Надо заказать проектно – сметную документацию. Если есть деньги.
- Это решает собственник. Я ему доложу.

В кабинете меня ждал Рафик:
- Вот дефектная ведомость, только что сделал.
- А как Вы на кровлю попали?
- Взял ключ на вахте.

Звоню на вахту: запасных ключей нет. Показываю ключи Рафику:
- Вот эти?
- Поймал Рафика! Давай, вместе пообедаем? У меня повод есть.
- Какой?
- Я познакомился с умным человеком с армянским именем Артур!
- А с чего Вы решили, что  оно армянское?
- «Ар» - храбрый, «Тур» - меч. Меч храбреца.
- Буду знать. Обедайте без меня и составьте смету на капитальный ремонт мягкой кровли площадью 144 квадратных метров. Число водостоков Вы знаете. И помните, еще две фирмы делают свои сметы н этот объем работ. Будет тендер. Гарантия – три года.

Собственник решил не тратиться скатную кровлю, поэтому я получил добро на капитальный ремонт.
Директорам строительных фирм я выдал техзадание и попросил составить смету без учета «откатов». Один из них удивился и спросил:
- А как же Вы собираетесь работать? Или у Вас большая зарплата?
- Мне хватит, - ответил я.

Когда все три сметы и проекты договоров были у меня на руках,  ко мне обратился юрист:
- Я слышал, что Вы планируете организовать тендер на ремонт кровли?
- Да.
- А кто будет принимать решение?
- Директор.
- А может, стоит организовать тендерную комиссию?
- Зачем?
- Одна голова хорошо, а три – лучше.
- И чьи головы Вы видите в комиссии?
- Директор, главный инженер, юрисконсульт. Нечетное количество голосов, решение будет принято при любом раскладе.
- Вы можете проанализировать смету?
- Нет, но я могу проанализировать договор.
- Вы его проанализируете в любом случае. Его без вашей визы директор не подпишет. Какой смысл Вас отвлекать?
- А можно мне на сметы посмотреть?
- Зачем? Вы же в них не разбираетесь.
- Хочу быть в курсе.
- Как только тендер закончится, все материалы я подошью в одну папку, и любой желающий сможет с ними ознакомиться.

Юрист ушел недовольным. А тендер состоялся час спустя. Я ознакомил директора с тремя предложениями: Рафик запросил 387 000 рублей; второй участник – 210 000 рублей; третий – 206 000 рублей. Третий участник был согласен на пять лет гарантии. Фирма работала на рынке уже четырнадцать лет. Они и победили.

Едва я известил участников тендера о результатах, мне позвонил Рафик:
-  Артур, надо поговорить!
- Говори.
- Почему ты мне не сказал, что смету надо делать без откатов?
- А кто тебе сказал, что смету надо делать с откатами?
- Я всегда такие сметы для вас делал.
- Больше не будешь.
- Я сделаю кровлю за 190 000 рублей! Отдай мне работу!
- Поздно. Могу тебе предложить поучаствовать в другом тендере.
- Каком?
- Завтра приезжай с лазерной линейкой, сделаешь замеры, а потом смету.
- Штукатурить?
- Да.

Юрист предложил мне побеседовать с глазу на глаз в нерабочей обстановке. Пришлось согласиться, накануне директор обронил фразу: «Наладьте отношения с юристконсультом, с ним лучше дружить».
Столик в летнем кафе, юрист допивает графин с водкой и выкуривает одну сигарету за другой.
- Оскарыч, ты пойми, откаты на нашем предприятии не корысти ради, а для пользы дела! Проверяющие к нам почти каждый день приходят. Штраф может быть на физическое лицо, а может – на предприятие. В первом случае это тысяча рублей, а во втором – сто тысяч. И все зависит от проверяющего. Так я лучше ему десяточку в конверте, и тысячу на компенсацию оштрафованному физическому лицу. И предприятию экономия! И ведь так со всеми. Я тебя понимаю, хочешь по - честному. Я тоже так хочу, но не получается. Правила игры такие. Вот до тебя была история с бомбоубежищем. Оно есть, оно старое, его заливает, там уже лягушки квакают. А тут МЧС требует привести его в порядок! Это миллионы надо потратить, а я отвез конвертище, и наше бомбоубежище превратилось в заброшенный подвал! Что скажешь?
-  Вы не подумали, что если на территории предприятия построено бомбоубежище, значит, в нем есть надобность? – возразил я.
- Все это фигня! Упадет атомная бомба, и оно не спасет! Хотя это мыль! Договор на капремонт бомбоубежищ, там откат неплохой получится! Я и не сообразил. Вижу, ты все понял. Молодец!

Следующие четыре тендера я попытался провести с безоткатными сметами. Три на мелкие суммы директор подписал,  четвертый притормозил и предложил обсудить его в присутствии юриста.
- Я все объяснил Артуру Оскаровичу, - начал юрист, - но судя по последним тендерам, он меня не услышал. Может, Вас он услышит? – обратился юрист к директору.
- Артур Оскарович, - обратился ко мне директор, - не хочешь объясниться?
- Могу. Я с откатами связываться не буду. И липовые сметы пропускать тоже.
- Артур Оскарович, есть хорошая русская поговорка: «В чужой монастырь со своим уставом не лезут».
- Я в курсе. Наверное, мне лучше уволиться.
- Доведете до актов начатое, и пожалуйста.

После увольнения я ехал домой и думал: «Ведь это скоро станет нормой, если уже не стало. Так никаких денег не хватит на ремонты и модернизацию. А еще удивляемся, почему китайское дешевле.
 И ведь не поспоришь с директором: « В чужой монастырь со своим уставом не лезут»…


Рецензии