Фуга Баха
Сельский дом культуры приглашал сегодня на «Праздник баяна». Разве можно пропустить такое событие? Зал будет набит до отказа, поэтому Анна вышла пораньше. Она любила деревню, ей нравились гулянья с народными песнями, озорными частушками под звонкий голос тальянки или переливы баяна. Сейчас, правда, молодёжь едет за развлечениями в город и проводит там время в барах и клубах, но свадьбы по-прежнему редко обходятся без гармошки. А раньше, как говорится, гармонист был первым парнем на деревне.
В семье Анны никто не имел музыкального образования, но петь любили все. У отца был удивительный тембр голоса, и любая песня в его исполнении звучала душевно и волнительно. Когда собиралось застолье, кто-то обязательно произносил: «Василий, запевай!». Тот не давал себя долго уговаривать, откашливался и заводил знакомую всем песню немного дрожащим от волнения голосом. За столом воцарялась тишина. Сначала никто не осмеливался присоединиться к нему, но через какое-то время песню подхватывал хор голосов, она выплёскивалась из окна наружу и разливалась по улицам села до самой околицы. Дядя Витя подыгрывал на гармошке. Он был настоящим виртуозом. Любую песню мог подобрать на слух. С инструментом не расставался ни на отдыхе, ни на сенокосе, ни в гостях. Играл самозабвенно: казалось, поёт не гармонь, а его душа. Понятно, что на свадьбах и на праздниках он был в центре внимания. Маленькая Аня быстро запоминала слова и часто подпевала взрослым. Так что любовь к гармошке и народным напевам у неё с детства.
Анна вошла в зал, наполненный сдержанным гулом голосов, который то встревоженно разрастался, то благоговейно стихал. Она быстро нашла свободное место рядом с Татьяной, с которой работала на почте перед уходом на пенсию. Вообще кругом были знакомые лица, ведь в селе многие знают друг друга. Концерт открыли учащиеся музыкальной школы. Дети, старательно нажимая на кнопки баяна, играли заученные пьесы. Публика аплодировала. Но когда стали выступать более опытные исполнители, казалось, зал и сцена слились в одно целое: зрители подпевали, некоторые выплясывали в проходе между рядами, долго не отпускали артистов со сцены. Самые бурные овации выпали на долю восьмидесятилетнего гармониста. Сколько песен он переиграл, ловко переходя от одной к другой! А гармонь, наверное, старинная, звучала задорно и заливисто. Выходили новые выступающие, и по мере их появления уровень исполнительского мастерства возрастал. В зале царило веселье.
Во втором отделении должен был выступать знаменитый аккордеонист из Москвы с классическими произведениями. Анна побаивалась: все ли односельчане готовы слушать его? Да и самой трудно было настроиться на вдумчивое восприятие музыки после русских наигрышей и песен, то задорных, то душевных, но всегда понятных и родных. И вот ведущий объявил: «Бах. Токката и фуга ре минор». Зрители постепенно затихали после перерыва, набираясь терпения, чтобы не ударить в грязь лицом перед столичным гостем. Артист немного подождал и взял первые аккорды. Они прозвучали неожиданно мощно и требовательно. Зал затаился, ожидая, что же будет дальше. А музыка, торжествуя, что с первых мгновений взяла людей в плен и теперь уж не отпустит, повела их за собой в какой-то неведомый мир. Анна замерла. В её душе разрасталось смятение. Объёмное, гулкое, похожее на органное звучание аккордеона, рвалось вверх, отражалось от стен и потолка, с удвоенной силой устремлялось ввысь, пытаясь вырваться из этого маленького для него помещения. Звукам явно было здесь тесно, им не хватало высоких сводчатых потолков готического собора, а может быть, бескрайнего неба. И душа Анны металась вместе со звуками, как по замкнутому кругу, не находя успокоения. Вдруг музыка зазвучала особенно торжественно и мощно, как будто кто-то заговорил назидательно и уверенно. Но потом голос стал спокойней и ласковей и, наконец, зажурчал, как ручей. В душе воцарился покой.
Ведущий объявил новое произведение Баха: «Сицилиана». Первые звуки, осторожные и вкрадчивые, как будто подготавливали слушателя к чему-то более важному. И действительно, вслед за ними полилась такая нежная и грустная мелодия, от которой зашлось бедное сердце Анны. Она ещё находилась под впечатлением первого произведения, а в душу к ней опять кто-то проникал, не спрашивая разрешения. И душа открывалась и готова была слушать этот простой проникновенный голос и не только слушать, но и рассказать о себе всё, что хранилось в самых потаённых уголках, сделать самые горькие признания. В следующие мгновения Анна уже не понимала, кто с кем говорит, но она точно знала, что эта музыка, пронзительная и трепещущая, про неё. Боль, тоска и жалость к себе поднялись из глубины души, куда она их когда-то запрятала. К горлу подкатил комок. Как же так получилось, что этот Бах, который жил бог знает когда, сумел разбередить ей душу? Стесняясь слёз, выступивших на глазах, она покосилась на соседку. Но та с серьёзным выражением лица внимательно смотрела на сцену. Видимо, обдумывала что-то своё.
Анна, не торопясь, возвращалась домой. Солнце, уже не такое яркое, как в полдень, улыбалось по-прежнему ласково, также приветливо кивала сирень из-за забора, так же громко с кем-то разговаривала ворона, устроившись поудобней на старой берёзе. Но Анне казалось, что всё вокруг изменилось. Она ещё не разобралась в чувствах, которые охватили её, но понимала, что сегодня как бы раздвинулись невидимые рамки её внутреннего мира, и стало доступным то, что раньше казалось непонятным и непостижимым.
Свидетельство о публикации №219042500662
Надежда Горшкова 27.04.2019 16:36 Заявить о нарушении