Намаз в колонии вместо зарядки

Суд Грозного заступился за заключенного мусульманина, которому в колонии Красноярска запрещали молиться вместо зарядки. Суд признал незаконным помещение заключенного в штрафной изолятор, подчеркнув, что молитва важнее, так как право на свободу вероисповедания установлено Конституцией РФ. Адвокаты и правозащитники давно указывают, что в местах лишения свободы ущемляются права мусульман. ФСИН России ранее заявляла, что готова улучшать для них условия пребывания.

Фонд «Общественный вердикт», защищающий права осужденных, обнародовал решение Старопромысловского районного суда Грозного по жалобе заключенного из красноярской колонии №17 Сулима Битаева. Господин Битаев, осужденный в 2005 году на 18 лет колонии строгого режима за участие в незаконном вооруженном формировании, бандитизм, теракт, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов и незаконное хранение оружия, просил признать незаконным его помещение на полгода в единое помещение камерного типа (ЕПКТ) и в штрафной изолятор (ШИЗО) за три нарушения режима в 2017 году, в том числе за утренний намаз вместо зарядки. Сулим Битаев отметил, что выполнение зарядки является его правом, а не обязанностью, а молитва — это его обязанность. «Истец исповедует ислам, и это право ему гарантировано Конституцией РФ. Соответственно, все действия ответчика, запрещающие ему данное вероисповедание, в том числе проведение религиозных обрядов, являющихся для мусульманина обязательными, нарушают конституционные права Битаева»,— определил суд.

Также осужденному назначили взыскания за то, что он сел на кровать за 12 минут до отбоя и отказался убираться в выходной день. Представитель ИК-17 настаивал в суде, что осужденного привлекли к ответственности по закону. Однако суд счел, что нахождение осужденного на кровати перед отбоем является подготовкой ко сну и не нарушает режим. По поводу уборки суд пояснил, что колония не доказала, был ли ее начальник на работе в субботу, поэтому его постановление о привлечении к ответственности не может быть законным. Таким образом, водворение Сулима Битаева в ЕКПТ и ШИЗО было признано незаконным.

У ИК-17 есть время до 15 мая, чтобы обжаловать решение в Верховном суде Чечни. Когда оно вступит в силу, Сулим Битаев получит право на требование компенсации со ФСИН. В настоящее время у него продолжается конфликт с ИК-17. Он сообщил адвокату, что 30 августа 2018 года его несколько часов избивали семеро сотрудников колонии. Следователи СК отказали в возбуждении дела, пояснив, что видеозаписи с камер отсутствуют из-за сбоя электропитания. Однако правозащитники утверждают, что сбоя не было. Они через суд обязали краевое УФСИН ответить, что произошло с видеозаписями. Сулим Битаев, по данным адвокатов, был переведен в Кировскую область.

Обычно распорядок дня в колониях позволяет верующим молиться в свободное время, но оно не всегда совпадает со временем молитв, которое в исламе строго определено для каждого дня. В 2016 году гражданский активист Ильдар Дадин, находившийся в карельской ИК-7 по обвинению в повторном нарушении правил проведения митингов, заявил, что в колонии мусульманам не дают молиться и кормят их свининой. В конце того же года уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова посетила ИК-7, и мусульмане подтвердили это. Тогда госпожа Москалькова заявила о необходимости найти компромисс со ФСИН. В конце 2018 года Совет при президенте РФ по правам человека (СПЧ) подготовил рекомендации по изменению УИС, в числе предложений было введение диеты для мусульман.

Член СПЧ Андрей Бабушкин отметил,  что Коран разрешает находящимся в тюрьме отступать от требования молиться пять раз в день: «Но, конечно, эта возможность должна быть предоставлена, ведь люди привыкли молиться и невозможность этого вызывает у них депрессию». Господин Бабушкин отметил неразрешимую пока проблему — режим колоний не позволяет молиться до подъема и после отбоя, но зачастую в этот период наступают восход и заход солнца, когда мусульмане должны совершать намаз. Правозащитник добавил, что ФСИН России в целом идет навстречу мусульманам: в колониях появляются молельные комнаты, а в Татарстане при колониях открываются мечети.


Рецензии