Гомеопатия - медицина или магия? Часть 1

 Этот вопрос  занимает многих  и до сих пор вызывает горячие споры.
 Между тем, гомеопатия пришла в Россию не вчера, ей около 200 лет отроду.

 Гомеопатию, как новое медицинское учение, основал примерно в 1796 году немец - Христиан Фридрих Самуэль Ганеман (1755 - 1843).
 Поскольку гомеопатия - именно его детище, несколько слов об отце основателе.

 Ганеман изучал медицину в Лейпцигском университете, практиковать начал в Вене.
 Начало его врачебной карьеры было не совсем удачно.
 Затем Ганеман поселился в Эрлангене, где в 1779 году, защитив диссертацию в Университете Эрлангена, получил степень доктора медицины.
 В это же время Ганеман начал высказывать свои разочарования современной медициной и раскрывать недостатки господствовавших теорий и практических приемов лечения, зачастую действительно не имевших тогда разумного объяснения.

 В 1790 году Ганеман начал бесстрашно экспериментировать над собой.
 И, как это ни странно, над вполне  здоровыми людьми – он произвел ряд опытов по изучению действия запредельных доз некоторых лекарств (веществ).

 Он проверял в опытах верность трех своих главных гипотез:

 1. Большие дозы лекарственных и иных веществ вызывают в здоровом организме явления, подобные симптомам  болезней.

 2. Когда лекарство (вещество) в очень больших дозах обладает действием, подобным действию определенной болезни (т.е. схожим), то его в очень малых дозах можно применять для лечения этой болезни.
 Закон "лечи подобное - подобным".

 3. Действие лекарства можно усиливать не только путем концентрации, но, напротив, путем многократного разведения в воде (или растирания и смешивания с другими порошками).
 Разведение нужно проводить путем особой процедуры (активизации, динамизации).
 Если разводим достаточно сильно, то начинает проявлять себя уже не материальное, но духовное и необъяснимое действие лекарства (действует уже не вещество, но дух вещества - дух лекарства).

 Вот цитата – в обоснование, что именно эти таинственные тезисы являются фундаментом  гомеопатии Ганемана:
 «Наша духовная жизненная сила может подвергаться заболеванию только под давлением духовных болезнетворных влияний; равным образом исцелять ее может только духовное (динамическое) действие лекарств» (С. Ганеман, Органон врачебного искусства, §16).
 Там же, в Органоне:
“Лекарственная сила находится не в материальных частицах в высокой степени активизированных лекарств, а также не в физической или математической их плоскости, но она открывается и освобождается от лекарственного материала (вещества).
 К тому же она настолько более эффективна, насколько стала более свободной и нематериальной путем активизации”.
 “Путем (гомеопатической) активизации вещество (материя) полностью растворяется и поэтому можно считать, что оно состоит только из воздухоподобной сущности”.

 Любящий мыслить глубоко читатель, тут же спросит: что это за зверь такой -  "активизация" и "динамизация" лекарства при его разведении?
 Все просто.
 Гомеопатический метод подразумевает не только значительное разбавление действующего вещества, но и строгую процедуру этого разбавления.
 «Динамизация» - это встряхивание, перемешивание, растирание.
  Например, способ Ганемана предполагает обязательное многократное постукивание стаканчиком с получившимся раствором по кожаному переплету Библии.

 Да...
 И вправду, чего её читать-то - Библию?
 Лучше об неё чем-нибудь постучать!

 Итак, Ганеман с самого начала вовсе не скрывал, что его новая медицина, в отличие от существующей, основана, прежде всего, на духовных, а не на материальных действиях лекарств.   
 А значит его новая медицина есть духовное учение (учение о духах).
 Кто не верит – читай главную книгу Ганемана - Органон.

 Где именно читать в Органоне?
 В третьем издании Органона,  в 1824 г., впервые появляется примечание к § 287, в котором говорится, что от фармацевтических процессов растирания и взбалтывания происходит развитие духа лекарства, пропорциональное продолжительности растирания и числу взбалтываний.
 Следовательно, регулируя эти процессы, мы получаем возможность умерять избыток грубой силы лекарства и развивать более тонкие и проницательные его свойства.
 В изданиях 1825 и 1827 гг. Ганеман простирает эту мысль еще далее.
 Первоначально он приписывал возрастание силы более тщательному смешению от его процессов.
 Теперь же он объявляет, что независимо от этого они ведут к изменению свойств, освобождению динамических и развитию духовных сил лекарственных веществ, наподобие происхождения теплоты от трения.
 Он утверждает, что при этих процессах "лекарства по мере разведения не только не утрачивают своей силы, но становятся еще могущественнее и проницательнее", и что вследствие их происходит "положительное возрастание силы лекарства, одухотворение его динамического свойства, истинное и изумительное раскрытие и оживотворение его духа".

 С самого начала Ганеман также публично заявлял, что новая медицина – не  плод его собственных научных изысканий и опытов!
 Гомеопатия – плод не усилий человека, но дар Божий, который Господь через Ганемана подарил человечеству:
 - «Гомеопатия божественна» (С. Ганеман, Органон врачебного искусства, §52);
 - «Милосердный Господь Бог одарил нас Гомеопатией» (там же, §76);
 - «Я был первым, кто открыл этот путь» (там же, § 109).

 Еще раз повторим, ибо это очень и очень важно: согласно учению самого отца-основателя Ганемана, гомеопатия есть, прежде всего, сверхъестественный дар (знания, учение) из иных миров, а не плод его научных изысканий и опытов!
Наука развивается из опытов (экспериментов) и Предания науки (плоды научных трудов предшествующих ученых).
Медицина Ганемана, как он и объявил, не вытекает из Предания медицины,  не является результатом экспериментов, которые может повторить любой, но является откровением Небес. 
Гомеопатия - не научна с самого начала.


 Слово «гомеопатия» состоит из двух слов.
 "Гомео" + "патия"  =  "подобный"  +  "болезнь".
 Слово «подобие», как видим, вошло даже в наименование нового учения Ганемана, а поэтому сразу подробнее разъясним этот термин.
 Подобный – означает другой, но такой же по сути.
 Если есть только  внешняя схожесть двух объектов, как, например, схожесть человека и его портрета, то это ещё не подобие.
 Нужна и внутренняя схожесть.
 Например,  бывают и внешне, и внутренне схожи отец и сын - тогда подобие налицо.
 Слабый удар по мячу подобен сильному удару.
 Сияние свечи подобно сиянию солнца.
 Выдох воздуха из легких подобен ветру.
 
 Со времен Ганемана гомеопаты утверждают, что их лечение основано на принципе:  «подобное подобным» (лат. similia similibus curantur).
 Так, например, современный гомеопат может на полном серьезе посоветовать вам подержать руку над огнем, если вы её только что обожгли в огне (воздух над костром также тёпл, как огонь,  то есть подобен огню, а значит в малых дозах может лечить от ожогов).
 Этого не может быть, скажите вы, это же сумашествие?!
 Но именно такое лечение ожогов пропагандируют некоторые профессиональные гомеопаты (кто не верит - см. ролик на Ютубе – «Что такое гомеопатия?).

 Во время Второй мировой войны английских солдат от обморожения армейские врачи-гомеопаты лечили именно по принципу лечения подобного подобным - погружая замерзших в холодную воду.
 Это издевательство длилось долго, но, в конце-коцов, сердобольные ом русские врачи на примере лечения русских воинов доказали, что смертнссть при гомеопатическои лечении на порядок выше, чем при применении теплой водой.
  Кажется,  русскому врачу, доказввшему английским генералам убийственность лечения подобного подобным в данном случае и остановившему добивание бедных солдат, даже дали орден.

 Но вернемся к Ганеману.
 Установив теоретически «закон подобия» в действии лекарств и болезненных агентов, и создав целое учение о «гомеопатическом» действии лекарств (впервые изложенное им в медицинском журнале Гуфеланда в 1796 году), Ганеман вновь принялся за практику.
 Таинственность и оригинальность нового метода лечения привлекли пациентов.
 Основы нового учения подробно изложены автором в сочинении «Органон врачебного искусства», изданном в 1810 году и явившемся затем катехизисом гомеопатии.
 В 1821—1835 годах Ганеман выпускает четвёртое и пятое издания Organon.
 Вскоре явились у Ганемана и последователи, начавшие основывать в разных концах Германии гомеопатические общества.


 Что еще любопытного известно о Ганемане?


 В начале XIX века он развил забавную идею - в эссе 1803 года «Об эффектах кофе на основе оригинальных наблюдений».
 Согласно этой идее большинство болезней вызывались употреблением кофе.
 В 1835 году Ганеман опубликовал книгу «Хронические болезни», в которой развил еще одну странную теорию о том, что причиной подавляющего большинства хронических заболеваний, встречающихся в Европе, является таинственный инфекционный агент («миазм»), названный им «псорическим миазмом».

  Известно о вступлении Ганемана в юношеском возрасте в масонскую ложу, что оказало значительное влияние на его философские и религиозные взгляды (журнал «Гомеопатическая медицина», 1993 г., вып. 5, с. 10-11).

 Связь Ганемана со спиритизмом обнаруживается и в самом известном его сочинении, в «Органоне», где достаточно глав посвящено прославлению отца спиритизма Антония Месмера, в чью теорию «жизненного магнетизма» он верил и которую сам применял на практике (Hanemann. Органон..., с. 301-305).

 Великий гомеопат скончался в возрасте 88 лет от пневмонии и был погребён на кладбище Пер-Лашез.
 Увы, сам себя он исцелить не смог!



                ПОСЛЕДОВАТЕЛИ         



 Кто подхватил эстафету гомеопатии Ганемана, именуемую им "божественная", полученную как дар от Бога, основанную на вере в невидимых духов?
 Да кто же иной мог её подхватить, кроме людей, верующих в Творца?
 Если человек честно, искренне, от всей души не верует в Творца, как может он принять религиозное, духовное, медицинское учение.
 Гомеопатия - прежде всего, для верующих в Творца.
 Это и подтвердила история российской гомеопатии.



                ВЕК ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ




           Действие первое: гомеопаты и официальная медицина России.


 Первое упоминание о гомеопатии на просторах империи относится приблизительно к 1823 году, а первые врачи-гомеопаты были, как и положено, немцы.
 Многие из них были "врачами по вызову" для членов царской семьи и пользовались державным покровительством, что в целом являлось неплохим началом для развития гомеопатии.

 Однако, как и везде в Европе, противодействие официальной медицинской школы, ещё не ставшей атеистической, но уже всерьез желавшей дистанцироваться от религии, оказалось достаточно сильным.
 Запретить не успели - обрушилась холера (1830-1831), обнаружив всю слабость тогдашней аллопатической (официальной) медицины, а гомеопатия показала себя как нельзя лучше: некоторые помещики (в частности, Семен Корсаков) cпасли жизни сотен крестьян, назначая им гомеопатические средства.
 Сообщения об этом достигли Санкт-Петербурга, где благодаря поддержке адмирала Николая Мордвинова было разрешено использовать гомеопатию в частной практике, запретив, однако, ее применение в официальной медицине.

 Это двусмысленное положение оставалось в силе еще очень долго, и, несмотря на появление своих российских врачей-гомеопатов, было ясно, что надежды заинтересовать медицинское сообщество доктриной гомеопатии оказались тщетными.
  "Журнал гомеопатического лечения" даже требовали закрыть - как представляющий опасность для системы здравоохранения.

 Гомеопаты были вынуждены искать новых союзников в российском обществе.
 Как ни парадоксально, таким союзником гомеопатии на долгие годы становится православное духовенство.
 


                Действие второе: немецкие гомеопаты и Церковь России.



 Самым курьезным, но и показательным явился опыт православных миссионеров Иркутской епархии, где гомеопатия получила распространение благодаря архимандриту Иннокентиевского монастыря Вениамину.

  Миссионеры методично изучали принципы гомеопатии и по благословению Преосвященного были оснащены даже индивидуальными аптечками.
  Успех был настолько необыкновенным, что в 1871 г. Комитет Православного миссионерского общества признал роль гомеопатии в обращении малых народов Сибири и Дальнего Востока в христианство, так как местные жители, несмотря на успехи буддийских лам в медицине, были поражены результатом гомеопатического лечения у православных священников.

  Трудно сказать, имела ли эта история продолжение, но другая разворачивалась уже не на окраинах империи, а в самой российской глубинке.
  Там сельские батюшки, упоминание о которых вызывает в памяти образы колоритных лесковских персонажей, понесли гомеопатию в массы, сделав ее поистине народной медициной.
  Эти скромные труженики на ниве Христовой облегчили страдания тысяч простых людей, а возможно, спасли и сотни жизней.

  Во многом распространение гомеопатии было вызвано разочарованием в системе медицины земской, которая у современного человека ассоциируется исключительно с интеллигентным лицом Антона Павловича Чехова.
  На деле же земская медицина зачастую оборачивалась к бедным людям другими частями тела, так как была весьма накладной, а во многих районах России квалифицированная врачебная помощь была вообще практически недоступна (земства не имели средств для содержания врачей).

  В 1880-е годы священники-гомеопаты начали активно печататься в гомеопатических периодических изданиях, рассказывая о своих опытах лечения.
  Вот характерное сообщение, представленное священником Димитрием Матвеевым (подобных сообщений было множество):
  "11 сентября 1886 г. меня пригласили к больной женщине для "прощального напутствия".
  Пациентка оказалась роженицей, и она действительно могла вот-вот умереть.
  Несмотря на все усилия местных сельских старух, в течение двух дней желанные результаты (роды) не последовали.
  Ситуация стала критической.
  Благодаря недавней практике гомеопатического лечения я вызвался помочь.
  Отсутствие родовых потуг и общая слабость женщины указывали на Secale cornutum.
  Я назначил частые приемы этого средства".
  После приема препарата, предписанного священником, роды начались и закончились наутро рождением ребенка.

  В 80-е годы Святейшим Синодом была даже предложена программа преподавания основ медицины в духовных семинариях, включающая изучение гомеопатического метода.
  В 1890 г. ведущее православное периодическое издание "Церковные ведомости" по разрешению Победоносцева выпустило на правах брошюры специальное приложение "Некоторые краткие сведения относительно гомеопатии", что произвело эффект разорвавшейся бомбы.

  После публикации резко возросло число священников-гомеопатов.
  В конце столетия многие священники и епископы были активными деятелями гомеопатических обществ, причем это участие было профессиональным.
  Вот некоторые цифры: в 1896 г. из трех гомеопатических аптек Санкт-Петербурга препараты получали одна тысяча сто семьдесят два священника!
  Учитывая, что по России насчитывалось 16 специализированных аптек, мы получаем просто шокирующую статистику.
 
  Около тысячи священников были также подписчиками журнала "Врач-гомеопат" и участвовали в сборе средств на памятник Ганеману.

  Одним из самых больших достижений российских гомеопатов было одобрение св. праведного Иоанна Кронштадского, который оказал существенную поддержку методу гомеопатии и словом, и делом.
  Позднее некоторые священники, практикующие гомеопатию, писали, что к изучению метода их подвигли проповеди отца Иоанна, в которых он говорил о чудесах исцеления больных с помощью гомеопатических лекарств.

  Не обошел вниманием гомеопатию и другой великий подвижник и духовный писатель прошлого столетия - святитель Феофан Затворник.
  В письмах духовным чадам он советовал обращаться к гомеопатам, ибо те "не пасуют перед болью".

  Интересно отметить также, что между гомеопатическими обществами и корпорацией врачей-аллопатов (врачей официальной медицины)  разница была не только в исповедании разных подходов к болезни и больному, эта разница касалась также общественных и религиозных идеалов.
  В то время как гомеопатические общества имели выраженный консервативно-монархический оттенок и были практически православными по духу (во многом благодаря влиянию духовенства), официальные медицинские структуры дореволюционной России были рассадниками не только либеральных, но во многом радикальных и атеистических идей с выраженной критикой по отношению к государству и Церкви.

  Каким бы поверхностным не был наш исторический экскурс, его вполне достаточно, чтобы понять одно: гомеопатию и Русскую Православную Церковь раньше связывало соработничество на ниве исцеления душ и телес.

  Православные пастыри минувшей эпохи воспринимали гомеопатию как христианскую медицину, позволяющую видеть и врачевать в человеке не отдельные болезни, а целостную личность в совокупности ее духовного, душевного и телесного страдания.


 ***

 Так научна ли гомеопатия, или магична?
 И если научна, то вполне ли?
 Увы, всё не так просто!
 Надо углубиться в тему дальше, это будет сделано в последующих частях данной работы.




ИСТОЧНИКИ:
Священник Антоний Ильин. «Православна ли гомеопатия» (изм., доп., сокр.)
Д-р Ричард Юз. Ганеман как врач-философ. «Органон»


Рецензии