Гомеопатия - медицина или магия? Часть 4

Итак, продолжим.
В первой части работы мы разобрали – что такое гомеопатия Ганемана, рассказали о том, как начиналась его гомеопатия в России.
Во второй части попытались вскрыть магичность гомеопатии и ее антинаучность.
В третьей привели исследования о действенности гомеопатии по сравнению с плацебо лекарствами.

***
Вроде, пора уже и закругляться.
Так медицина, магия или одна из эффективных плацебо-терапий - эта гомеопатия?
Полезно ли, не опасно ли, стоит ли ходить к гомеопатам и лечиться,  покупать готовые гомеопатические средства?

***
Общепризнанное вероучение, которое нам передали отцы Церкви Русской, гомеопатию в себя не включает.
Не включили гомеопатию Ганемана в свое духовное наследство, не разъяснили её даже и те отцы Церкви, которые к ней благоволили и о ней упоминали и ей пользовались:
святой Иоанн Кронштадский, блаженная Матрона, святитель Феофан Затворник, святитель Игнатий Брянчанинов и другие.
Ни один из них не рассказал нам, чадам духовным, что такое гомеопатия с точки зрения Предания Церкви  и почему они к ней хорошо относились.
Это легко проверить – почитайте труды святых.

Святой Серафим Чичагов, изложив основы любимой им гомеопатии, не описал  воспроизводимых опытов, которые он совершил, чтобы убедиться в ее истинности.
Он лишь описал опыты, которые производили другие лица.
Никто из православных святых не учил тайнам научного разведения веществ с одновременным магическим высвобождением их духов путем динамизации.
И не передавал это "чудесное" знание своим духовным чадам.

***
Но отчего же тогда многие святые и вся Россия благоволили и благоволят к гомеопатии?
Главная причина – мало кто желает тратить время на изучение Органона Ганемана и сравнение его  учения с Преданием Церкви.
Не вдаваясь в частности,  некоторые прославленные святые и вся Россия  восприняли гомеопатию как таинственное, но вполне научное лечение сверхмалыми дозами лекарств (в основном фитопрепаратов).
Зачастую  -  с верой в Творца и упованием на Него.

***
Вот, например, как пишет святитель Феофана Затворник:
«При составлении гомеопатических препаратов  все делается открыто и просто, и всем видно, как все бывает.
Никакой скрытой силы тут предполагать не следует.»

***
Святой Серафим Чичагов, активный проповедник гомеопатии, также духов лекарств из плена вещества революционно не освобождал.
Он искал через лекарства получить милости Божии для больных - как соработник Творца, Его прославляющий:
«Господь дал человеку растения для здоровой жизни.
Из них и надо получить лекарства посредством измельчения материального и высвобождения заложенной в них Божественной целебной силы.
При высоком профессиональном и моральном уровне гомеопату позволено подобрать по принципу подобия лекарство из созданного Творцом источника (например, растения) для Богом же созданного человека.»

Он  лечил именно лекарствами -  малыми дозами, а не духами лекарств:
«Если бы гомеопаты прямо объясняли, что лечение болезни возможно только тогда, когда лекарство обладает при уменьшении дозы противоположным действием, то, мне кажется, каждый бы понял их.»

***
Чтобы выяснить,  как мистическая и магическая змея гомеопатии Ганемана вползла в Россию 19 века и до сих пор ползает среди нас, надо понять ситуацию, которая сложилась тогда в религии и  медицине.
В верхушках высшего общества России появились раковые метастазы атеизма.
Элита России, а значит и медицина, в которой эта элита преобладала, стала чуждой православию, постепенно принимая дарвинизм.
Сознание высших слоев русского общества, по мере отвержения Творца и принятия веры в то, что человек произошел от обезьяны, переставало быть трезвым и религиозным, оно становилось магическим и революционным.
Магическое сознание стремится овладеть всем миром, в том числе и духовным, и подчинить его своей воле.
Говорят, перед революцией число официальных спиритических обществ России приблизилось к 10 000.
Крутили тарелочки и вовсю "научно" общались с духами именно образованные люди - профессора и студенты, режиссеры и актеры, поэты и писатели, тайные советники, учителя, генералы.

***
Не то было в простом народе.
Россия простая и православная  все еще искала медицины, верующей в Творца.
А она медленно переставала существовать.
Официальная, премудрая, научная медицина стала чураться религии - как мракобесия.
Начался духовный раскол общества, который вскоре и явил себя в революции.

***
Магия суть своеволие.
Трезвое религиозное сознание напротив, желает избавиться от своеволия, подчинить себя воле своего Создателя – Бога.
Потому магия и религия - противники.

Но очень часто они внешне похожи - пользуются одними и теми же объектами, вкладывая в них различный смысл и преследуя при этом вовсе несходные цели.
А. Бруннер в своем прекрасном исследовании указал на важнейшее отличие содержательной стороны магии от религии:
«Мы можем рассматривать магию как нечто враждебное собственно религии, утверждающееся по мере увядания религиозной жизни и подмены идеи Бога интересом к иным духовным сущностям».

***
Магист не может терпеливо и смиренно жить с Богом, исполняя Его волю. 
Своим Творцом он овладеть не может, а потому предпочитает вынести Его «за скобки» и поселиться в мире духов – таких же сотворенных сущностей, как и он сам.
С ними иметь дело попроще, их можно попробовать использовать - как инструмент.
Гомеопатия Ганемана - именно магична.
Она не желает ждать или выпрашивать милостей от Творца, она жаждет по своей воле и своими усилиями освобождать и использовать для лечения больных невидимые духовные сущности.
Кстати, получая при этом с больных неплохие деньги!

***
Итак, в 19 веке и начале 20 века Россия простая и православная  всё ещё искала медицины, верующей в Творца.
Православные люди понимали, что наука и религия должны быть едины, так как реальность, которую они изучают, тоже едина.

«Человек сотворён не из одного тела (плоти), а также из души и духа.
Может ли наука в таком случае говорить об устройстве человека и болезнях его, отвергая религию, подобие человека с Создателем и Самого Бога?
Наконец, к чему послужит такая наука, если она заботится лишь о доставлении помощи болеющим тканям и не желает знать о существовании души, неразрывно связанной, однако, с телом, и духа, вселяющего страх Божий, возбуждающего совесть и имеющего столь громадное влияние на чувствительную и деятельную сторону человека» (священномученик Серафим (Чичагов).

***
Вот тут и подвернулась немецкая новинка - гомеопатия!
Заявляющая о себе как о новом медицинском учении, объединяющим религию и науку!
Не только не отрицающая Творца, но именующая себя даром Божьим!
Ну как было люду православному не открыть свои объятия новой "божественной медицине"?

***
Вот как воспринимали гомеопатию совсем недавно:

«Дорогая…
Маме скажи, что многие святые лечились гомеопатией.
Святитель Игнатий Кавказский только ею и поддерживал свой крайне слабый телесный состав, а дух-то каков?
А кто и что сейчас изобретает от скудости ума и изобилия — это нам не указ, одно ясно: и то, и другое — плотское мудрование.
Верующему же всё во благо, что по вере и всё в помощь или научение.
С Богом всё хорошо, и ничего не вредит нам».

«Дорогая о Господе А.!
Я Вам приведу в пример Святого епископа Игнатия Брянчанинова, который всю жизнь лечился гомеопатическими лекарствами, и это не помешало ему стать святым.
Купите лекарство, осените его Крестным знамением, как и пищу осеняете, и лечитесь.
Умудри Вас Господь и помоги!»
(Иоанн Крестьянкин, архимандрит, конец 20 века).

***
Увы, но все это, к сожалению, заблуждение !
То, что было в головах у православных авторитетов Церкви 19-20 веков насчет гомеопатии - это вовсе не гомеопатия!
Гомеопатия –  именно то, что основано Ганеманом и описано в его Органоне.
А значит это именно магическая лечебная практика, основанная на чуде умножения (разведения) лекарств с одновременным увеличением их целебной силы, причем не материальной силы, но духовной.
Это чудо ныне может совершить каждый, почти не учась – это заманчиво для многих!
Особенно тех, кто желает зарабатывать  много, быстро и  не особо потея.
В этом, кстати, один из секретов популярности гомеопатии среди врачей.

***
Отец гомеопатии Ганеман не мыслил лечения без Творца, именуя гомеопатию Божьим даром и постукивая сосудом с разводимым лекарством не по чему-либо, но по кожаному переплету Библии.
Ныне среди его последователей есть и атеисты.
Оказывается, «чудо» совершается и без веры в Бога или каких-нибудь духов.
Врачи-гомеопаты, исповедующие атеизм, верят в непознанные пока еще наукой силы, действующие при применении гомеопатических средств.
Эта вера передается больным.
И налицо эффект некоторого, хотя бы временного улучшения состояния.
Именно поэтому гомеопаты так любят православных.
Если больной имеет дар веры и если поверил в гомеопатическое средство – успех обеспечен!

***
Ныне, в 21 веке, мировая гомеопатия внешне быстро меняется.
Она все больше напоминает религиозную секту с двухсотлетней историей и со всеми характерными особенностями:
- почитаемым основателем (авторитет которого неоспорим),
- метафизическими предпосылками,
- агрессивными претензиями на исключительное обладание истиной,
- сводом неизменных учений,
- ритуалами, действенность которых зависит от точности их исполнения,
- проповедниками и восторженными почитателями.
Ее рекламные проспекты исполнены такой неукротимой страсти, что в уме невольно возникает образ церкви Гомеопатии.

***
Сегодня, двести лет спустя, эффективность гомеопатии при каком-либо конкретном заболевании всё еще не доказана.
Механизм ее действия неизвестен.
Принципы лечения ничуть не изменились с тех пор, как они были сформулированы Ганеманом, и те, кто практикует такое лечение, мало что добавили к первоначальным принципам.

***
Почему же государство Российское ныне узаконило гомеопатию, сделав ее частью официальной медицины?
Да потому что считает ее одним из видов плацебо-лечения.
Какая разница чиновникам – что послужило причиной возникновения эффекта плацебо и наступившего  исцеления (точнее - временного улучшения состояния)?
Все имеет право на жизнь - индивидуально подобранное гомеопатическое снадобье, магнетические пассы, танцы шаманов в дебрях Амазонки или мертвая кошка, подброшенная в полночь на кладбище, - но только в том случае, если приносит результат.
Таков принцип современной коммерческой медицины.
Современная гомеопатия является ни чем иным, как явлением в жизнь современного общества нового и доброго чудотворца - врача Гарри Поттера!

***
Для многих людей не важно, на чем основана практика, приведшая к выздоровлению (а точнее к временному улучшению состояния) -  на истине или на выдумках.
Это важно только для нас, православных!
Ведь наш Бог Христос именуется Истиной!
И мы не может ничего строить на лжи, в том числе и храм нашего здоровья, и здоровья наших детей!

***
Случаи исцеления наблюдаются везде, во всех новых таинственных практиках лечения.
Но эти исцеления имеют временный характер - от нескольких дней до нескольких лет.
Часто после этого болезнь поражает какие-либо другие органы (особенно сердце), но теперь уже смертельно.
Мы знаем также из Священного Писания и нашей православной традиции, что лекарь может вылечить тело, чтобы дать завоевать своим духам-хозяевам душу человека.
Нам нельзя лечить тело ценой продажи  души.
Оттого мы должны быть всегда внимательны и осторожны, не открывая доверчиво свою душу новым врачам и новым лечениям, как это сделали Адам и Ева.

***
Так научна ли гомеопатия?
Если гомеопатия Ганемана, которую он описал в своем Органоне - научна, то Луна – квадратна, непременно квадратна!
Что же касается какой-то другой «гомеопатии», которая существовала лишь в мировоззрении православных святых и ныне существует лишь в головах у населения России, то кто же его знает?
Кто знает - что у нас в головах, кроме нас самих и Бога?

***
Нет ничего худого в лечении дарованными Богом из земли врачевствами, пусть и в сверхмалых дозах.
При разведении вещества его действие ослабляется (чем меньше в растворе вещества, тем меньше действие раствора) - это знают все.
Но нет ли при разведениях непознанных физических явлений?
Нет ли при достаточно больших разведениях всплеска какой-либо нелинейности (странности)?
Нет ли на каком-то, строго определенном этапе разведения вещества (от сих и до сих), действия обратного закона: чем меньше, тем больше?

***
Теоретически это возможно.
Всем известно о странных свойствах воды.
Почитайте, например, об эффекте Мпемба, который был отмечен еще Аристотелем, Фрэнсисом Бэконом и Рене Декартом: горячая вода может замерзнуть быстрее холодной.
Одним из неповторимых и странных свойств воды является ее способность расширяться при замерзании.
Почти все вещества при замерзании, то есть при переходе из жидкого состояния в твердое, сжимаются, а вода наоборот — расширяется.
Ее объем при этом увеличивается на 9%.
Только поэтому лед плавает, а не тонет.
Еще одно удивительное свойство воды связано с ее особым состоянием при температуре +4°С.
При этой температуре она обладает максимально возможной для себя плотностью, а значит — и тяжестью.
Вода при этой температуре тяжелее, чем при какой-либо другой, и поэтому такая вода зимой всегда будет опускаться в водоеме на дно, что вызывает перемешивание.

***
Итак, может ли возникнуть некая удивительность у растворов при точно определенной (не максимальной, а именно точно определенной) степени  разведения веществ? 
Теоретически - да.
Это могут выявить и точно подтвердить только физические и химические эксперименты.
Отчего же гомеопаты их не проводят?
Ведь они так просты - разводите, например, соль  и следите за всеми физическими свойствами раствора с помощью тонких приборов.
Если эти свойства плавно меняются, если нет никакой странности (нелинейности) при любых разведениях раствора, то и говорить не о чем.
А если выявляется - надо проводить опыты на больных животных.

Я думаю гомеопатам это просто не очень интересно.
Главное для них - с помощью определенных манипуляция и максимальных разведений высвободить чудесный "дух" лекарственного вещества.
Гомеопатия до сих пор больна магией, потому что с самого начала гомеопатия была духовной, а не научной терапией.



 


ИСТОЧНИКИ:
Д-р Пол Рейссер, д-р Дэйл Маби, Роберт Веларде


Рецензии