Фридрих Ницше. О творчестве

           После прочтения произведений Фридриха Ницше возникает чувство, что в своих высказываниях он руководим двумя противоположными личностями, настолько бывают противоречивы его высказывания. Я выбрала те, что мне увиделись значительными для жизни земного человека, а именно для творчества.
         
           Из книги «Человеческое, слишком человеческое» Фридрих Ницше:

«… не следует быть слишком  уверенным в своём хорошем мнении о каком-нибудь художнике; такое мнение означает ведь не только веру в правдивость нашего ощущения, но и веру в непогрешимость нашего суждения …».
 
           Как научиться писать?
 
«Нужно делать сотню и более набросков новелл, не длиннее двух страниц, но столь отчётливых, что каждое   слово в них необходимо; нужно ежедневно записывать анекдоты, пока не найдёшь самую выпуклую и действительную форму для них; нужно неутомимо собирать и вырисовывать человеческие типы и характеры; нужно, прежде всего, как можно чаще рассказывать и слушать чужие рассказы, зорко наблюдая за их действием на присутствующих, нужно путешествовать, как художник-пейзажист и рисовальщик костюмов; нужно делать заметки по отдельным наукам, записывать всё, что при хорошем изложении может оказать художественное действие; наконец нужно размышлять о мотивах человеческих поступков, не пренебрегая ничем, что может  быть здесь поучительным, и денно и нощно коллекционировать такого рода вещи».

«… для самых великих умов, вероятно, полезнее, если они уяснят себе свою силу и её источник…»

«… возникает внезапно великая пропасть между художником, который на отдалённых высотах творит свои произведения, и публикой, которая не может уже взбираться на эти высоты и под конец в недовольстве спускается ещё ниже».

«Единая мысль, которой выдающийся человек приписывает большую ценность, несмотря на смех и глумление незначительных людей, есть для него – ключ к потайным сокровищницам, для остальных же – не более чем кусок старого железа».

«Так называемые парадоксы автора, шокирующие читателя, находятся часто не в книге автора, а в голове читателя».

«Незаконченное часто производит большее впечатление, чем законченность».

         От себя хочу добавить, что каждое произведение имеет свой ритм смены событий.

«Кто преподаёт, тот в большинстве случаев не способен делать что-либо для своего собственного блага: он думает всегда только о благе своих учеников, и всякое познание радует его, лишь поскольку он может преподать его другим. Он рассматривает себя, в конце концов, как проходной путь для знания и вообще как средство, так что теряет серьёзность в отношении самого себя».

«Всегда должны будут существовать плохие писатели, ибо они соответствуют вкусу людей неразвитого, незрелого возраста; последние тоже имеют свои потребности, как и зрелые люди».

«Читатель и автор часто потому не понимают друг друга, что автор слишком хорошо знает свою тему и находит её почти скучной, так что он опускает примеры, которые знает сотнями; читатель же чужд теме и легко находит её плохо обоснованной, если ему не показывают примеров».

«Писатели, которые в общем не умеют придавать отчётливость своим мыслям, в частностях будут с особой любовью выбирать сильней, самые преувеличенные выражения и превосходные степени; этим создаётся световой эффект, как при освещении факелами тёмных лесных дорог».

«Подобно тому, как не только зрелый возраст, но и юность и детство имеют собственную ценность и совсем не могут быть рассматриваемы только как переходы и мосты, - так и не законченные мысли имеют свою ценность».

«Каждого писателя постоянно вновь изумляет, как его книга, раз отрешившись от него, начинает жить самостоятельной жизнью … Быть может, он её почти  совсем забыл, быть может, он возвысился над изложенными в ней мнениями …, тогда как она ищет себе читателя, зажигает жизнь, приносит счастье, устрашает, создаёт новые произведения, становиться  душою замыслов и поступков – словом, она живёт, как существо, озарённое разумом и душой … .  Счастливейшая доля выпадает автору, который в старости может сказать, что все бывшие у него творческие, укрепляющие, возвышающие и просветляющие мысли и чувства продолжают ещё жить в его произведениях… .  Если принять ещё во внимание, что не только книга, но и каждое действие человека каким-то образом становиться поводом к другим действиям, решениям, мыслям, что всё совершается неразрывно сплетается  с тем, что должно совершиться, то можно познать подлинное, реально существующее бессмертие – бессмертие движения …»


Рецензии