Равенство как иллюзия

   Человек начинает задумываться о равенстве с детских лет. Когда брату купили мороженное, а тебе - нет. Когда сестричку не наказали за тот или иной проступок, а тебя - да, наказали. Когда учитель задал тебе на дом десять задач, а другим – по пять.
   Во взрослом состоянии люди начинают не только констатировать факт неравенства, но и пытаться понять - откуда это неравенство исходит. И интуитивно понять - это, конкретное, неравенство - справедливо или нет?
        Равенство перед законом - давняя мечта  миллионов.  С тех пор, как  человек стал задумываться над истоками неравенства, которое он видел. У одного – замок, у другого – хижина. У одного на обед – гусь с яблоками, у другого – капуста  с хлебной коркой.  Отсюда и Робин Гуд, крестьянские войны и медный бунт в придачу.  Казалось – устрани неравенство людей перед законом – и исчезнет пропасть, разделяющая бедных и богатых, аристократов и простолюдинов.
    Перепробовали множество рецептов – благо дело, любителей советовать не перевелось. Дошло и до революций и гильотины. Гильотина, впрочем, равенства не прибавила – ценой большой крови она поменяла вектор неравенства. Экономическое и социальное неравенство уменьшилось, но не исчезло.
     И тут выяснилось, что такая замечательная  и очевидная идея  – сделать всех равными, и проблемы уйдут – отказалась работать и была  отброшенной в сторону.
     В современном обществе -  высокоиндустриальном и высокообразованном - принимаются законы, защищающие отдельные категории и группы граждан. Законы, защищающие права пенсионеров. Законы, охраняющие материнство  и детство. И так далее. И что поразительно – мы  воспринимаем наличие таких законов  как свидетельство социальной зрелости общества
 Мечта о равенстве всех перед законом умерла, так и не воплотившись.
   Но и это ещё не всё.
    Помимо закона существуют подзаконные акты, и именно они определяют то, как закон используется. Пенсионный возраст определяется законом, но подзаконные акты меняют его для определенных категорий граждан. Или в зависимости от места проживания граждан, ибо условия жизни, скажем, в Норильске и в Сочи существенно различаются.  Местные подзаконные акты могут установить дополнительные выплаты - прямые или косвенные - для отдельных категорий граждан.  А есть ещё и практика применения закона.  Ибо наличие закона еще не является гарантией его исполнения. У государства может не хватить ресурсов для исполнения закона, бывают всякого рода форс-мажорные ситуации.
        Великие идеи утопистов и революционеров прошлого воспринимаются как нелепые, архаичные и абсурдные.
     Что произошло?
     Прежде всего – дело в нас, в людях. Мы - разные. Одни мужчины. Другие - женщины. Одни молодые, другие - пожилые.  Одни сообразительные, другие - не очень. Одни интроверты, другие - экстраверты. Одни трудолюбивые, другие – наоборот.  А по некоторым параметрам деление куда сложнее: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.
     Мы перестали быть безликой, однородной массой. Мы – индивидуумы. Каждый неповторим, каждый уникален. Утопические идеи великих гуманистов прошлого – от Томаса Мора до Карла Маркса были обращены, к массам, к толпе безликой и однородной. То, что представлялось почти раем на острове Утопия,  для нас почти ад, и читая написанную пять веков назад книгу, ловишь себя на мысли, что рванул бы с этого острова при первой возможности, чтобы никогда его более не знать и не видеть.
   Но мы не только осознаём себя уникальными и неповторимыми не только потому, что обладаем определённым характером, наклонностями и привычками. Каждый из нас – член какого-то этноса, относится к какой-то расе.
    Я должен сделать маленькое отступление, и пояснить, что в наши дни появились те, кто помимо того, что Земля плоская, ещё считают  что деление людей на расы ошибочно. Все мы братья. И если кто считает, что расы всё-таки существуют, то он расист. Приверженцы компромиссов предлагают заменить слова «раса» на более толерантное «политипия». Люди в таком случае делятся не расы, а на «типы».
   Вернёмся к уникальности рас, этносов и народов. Главное в этой уникальности – не цвет кожи, не строение черепа и тип волос.  Цвет кожи, что кажется нам одним из важнейших признаков расы – не случайно европеоидов называют «белыми», монголоидов – «жёлтыми»  и так далее – не самый существенный признак.   Европеоиды, когда-то пришедшие из Африки, изначально имели тёмную кожу. Общность – как расовую, так и  этническую – формирует сумму интеллектуальных, эмоциональных, культурных  особенностей, шкалу ценностей   и глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания.
   Это – глубинный источник неравенства людей. То, что приемлемо в одном народе, для одного этноса – неприемлемо для другого.  Одна и та же профессия может быть уважаема у одних и презираема у других.
   Оказавшись в арабской стране, мы инстинктивно жмёмся к тем, кто нам близок – итальянец или датчанин, встреченный на рынке, нам как никогда близок, хотя мы не знаем языка друг друга. Но он представитель той же культуры, что и мы, у него похожая ментальность.  Различия, что есть между нами, на арабском рынке второстепенны и теряют своё значение.
    Ментальность как совокупность и  иерархия идей, воззрений, представлений о мире, оценок, вкусов, культурных канонов, способов выражения мысли, формировалась в народах веками, десятками поколений.  Как можно говорить о равенстве между людьми, мыслящих по-разному, пользующихся разными шкалами ценностей, опирающихся на разные культуры? Китаец, возвращает вам подаренную вещь со словами «Вкус вишни, запах корицы» и вы недоумённо пытаетесь понять – причём здесь вишня и корица, когда в его руках несъедобная вещь. Секрет простой – так в Китае вежливо намекают об обмане. Вкус и запах не совпадают. Но – возможно – европеец об этой тонкости не знает. Оба будут думать о собеседнике не лучшим образом. Тут уже не построишь равенство в отношениях!
     Переводчики  и люди, владеющие несколькими языками, знают, что самый некачественный перевод – построчный. Возможно, вас поймут, но там так не говорят.
    Массовая миграция людей в наши дни усугубляет неравенство. Оставим в стороне те случаи, когда люди переезжают в страну, где живут люди той же расы и близкой этнической  группы. Например, поляк, переехавший в Германию. Он быстро вольётся в другое общество, и его дети, максимум – внуки, будут полноценными членами германского общества. Близкая ментальность.
     Совсем иначе, когда – предположим для примера - житель Пакистана переезжает во Францию. Ментальность – то есть опыт поколений, спрессованный в культуру, обычаи, традиции, шкалу ценностей, эмоциональность и многое другое – не даст мигранту влиться в общество. Он ехал в надежде стать равным им гражданином, но в душе привозит то, что не позволит ему этого добиться. Равенство, о котором он мечтал, превращается в иллюзию. И  его дети не будут ощущать равенства, ибо основы ментальности закладываются в семье, и дети к тому времени, когда они выйдут «на улицу» уже впитают ментальность родителей. Половину всей информации о мире человек узнаёт за первые пять лет жизни. Добавьте к этому пресловутую «мультикультурность, которая мешает перенять ментальность общества и фиксирует неравенство. Законы общества, в котором живёт взятый для примера мигрант из Пакистана и его дети, ориентированы на людей другой ментальности.
     Ментальное неравенство будет сохраняться несколько поколений. И, чем больше начальное различие, тем большее количество поколений потребуется для преодоления барьера.
   Неравенство заключено в самой сущности человека. Неравенство по расовой и этнической принадлежности, по условиям жизни, но типу и складу характера, по образованию и профессии.
   Законы, действующие в обществе, могут изменить сущность и направленность неравенства, но не в состоянии отменить его,  превратив тем самым общество в однородную массу.
   Мы живём в век промышленного прогресса. С удовольствием используем плоды прогресса и возмущаемся, когда нам чего-то не хватает.
   Одно из движителей этого прогресса – неравенство. Связанное с личными качествами индивидуума, оно заставляет двигаться вперёд: производить больше, зарабатывать больше. Многократно проверено – там, где уравниловка – там нет прогресса.
   До тех пор, пока существует промышленное производство, до тех пор будет сохраняться неравенство людей, обусловленной их личными качествами и ролью в обществе.
   Трудно представить, как будет выглядеть общество будущего, в котором нет промышленности и экономики. Но только в таком обществе может быть реализована старая и приятная нам идея равенства. А пока нужно добиваться не равенства, а лучшего места «под солнцем».
   Нет ничего горше, чем расставаться с иллюзиями. Но если этого не сделать, то спрятанная когда-то в сарай гильотина вырвется на свободу.


Рецензии
Равенство - это не только иллюзия. Думаю, что равенства быть и не может. Странно мне всегда читать комменты людей, которые, например, возмущаются тем, что вот такие сякие учителя и врачи получают больше тех, которые работают продавцами, дворниками, сантехниками... Чем они лучше нас?... И не понимают такие люди, что чтобы получать больше, нужно и сил больше на это потратить. Но сейчас у нас случается такая странная вещь, как зависть учителей, преподавателей вузов , например, которые" завидуют" уборщицам, получающим даже больше, чем они. Вот это и есть несправедливость, когда у нас высокообразованные люди, ценятся очень низко. То есть нас приводят к мысли, что мы все равны и будем получать одинаковую зарплату и пенсии, которые получают даже те, кто никогда не работал.Всё это делается, наверное, для того, чтобы не лезли в вузы. Сейчас вузы закончили больше людей, чем в СССР. И учатся в вузах сейчас даже те, кто школу закончил с горем пополам. Создается иллюзия равенства для тех, кто не входит в правящий класс и в элиту общества, то есть не является “избранным”, “наилучшим”, “отборным”. Успехов.

Галина Рязанова   28.09.2019 10:45     Заявить о нарушении
И это не помешает -

http://www.proza.ru/2019/10/07/1842

Если образование позволит...

Аникеев Александр Борисович   08.10.2019 13:32   Заявить о нарушении
Образование позволяет понять, что дворник никогда не будет получать, как инженер, хотя у нас учителей уже приравняли к уборщицам по зарплате. Но это говорит о том, что простых людей просто не считают за достойных получать не нищенскую зарплату и поэтому равенство нищих людей возможно и может быть, но не нищих и богатых.

Галина Рязанова   08.10.2019 13:37   Заявить о нарушении
А это зависит от того, какой дворник и у кого работает, поэтому хороший дворник легко может получать значительно больше дипломированного инженера!

Аникеев Александр Борисович   08.10.2019 14:30   Заявить о нарушении
У нас так и происходит, поэтому гордиться совсем нечем.

Галина Рязанова   08.10.2019 14:34   Заявить о нарушении
Но Вы только что были убеждены, что дворник никогда не будет получать, как инженер.

Аникеев Александр Борисович   08.10.2019 15:20   Заявить о нарушении
Быстро же Вы меняете своё мнение, чисто по-советски...

Аникеев Александр Борисович   08.10.2019 15:21   Заявить о нарушении
Менять мнение не запрещено пока ещё.))))Просто у меня мысли были о другом, куда пойти погулять.))))Но, да, равенство, возможно, может быть только среди нищих, когда все получают одинаково. А вот среди богатых не может быть, потому что там одни -миллионеры,а другие- миллиардеры и одна зависть и желание разбогатеть ещё больше. Так что равными могут быть только равные во всем, но такого не бывает. ))))

Галина Рязанова   08.10.2019 16:28   Заявить о нарушении
Равенства вообще никакого не может быть, кроме равенства прав граждан страны перед Законом!

А социальная справедливость может быть только при равенстве их прав перед справедливыми законами и такой закон первым вывел Маркс!

А поскольку большевики не приняли такой закон за основу жизни в России после захвата власти, поэтому так и живём... -

http://www.proza.ru/2019/09/25/539

В Германии ему до сих пор памятники ставят и не только в Германии...

Аникеев Александр Борисович   08.10.2019 17:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.