Кольца Борромео

Кто не знает идей Лакана, тот не только не имеет представления о том, КАК думает потребительский Запад, вымуштрованный снами о странных вещах, но и не понимает в каком мире он живёт.
*    *    *
Этот таинственный знак я увидела впервые на фото, сделанном с самолёта. Он был создан на земле из примятой травы и был гигантским - величиной с аэродром. "Этот загадочный рисунок, - гласила надпись под изображением, - была, по всей видимости, сделала инопланетянами".

Второй раз этот же знак всплыл на лекции одного физика, который, показывая на загадочный чертеж на стене, возвещал о наступлении эры Водолея. Он что-то долго и путано говорил о каком-то смещении чего-то вбок и вглубь, что непременно должно повлечь за собой жуткую перестройку всего мира.

Ну, и в третий раз знак выскочил, когда я пыталась понять скользкие мысли французского философа и психиатра Жака Лакана.

В общем, оказалось, что знак имел вполне человеческое происхождение и изобретен он был давным  давно - его изображали на скалах древние скандинавы, а также евреи и майя. Вот этот-то знак и приспособил к своей теории Жак Лакан.
 
С его помощью он пытался изобразить три мира. Три кольца, нарисованные как угодно - даже и в виде перекрещивающихся треугольников - должны были быть соединены таким образом, чтобы при размыкании одной фигуры, разрушалась бы вся конструкция. Но, если изобразить эту фигуру в виде концентрических кругов, то получается  засасывающая воронка, образующая число 666 или, уж извините, тривиальный унитаз с крутящейся в нем водой.

Если следовать трактовке древних, то, в общем, так оно и получается. Внешний круг у них означал космический мир (энергия), второй внутренний - мир божественный (миф) и третий - грязное человеческое обиталище.

Истина, - говорили древние, - рождаясь из космических энергий, снисходит в божественный мир символов и затем спускается в "унитаз" грязного человеческого мира, где, поблуждав некоторое время, искажается до полного безобразия и умирает в страшных муках.*
________
* Это, собственно, и есть миф о, втянутом в земной мир, Деннице. Потому его и называют "падшим" ангелом.
________


У Лакана вся эта механика оказалась сниженной и привязанной не только к буржуазному миру с его психозами и извращениями, но также и к человеческому безумию. Ну, это и понятно, ведь Лакан был психиатром и большим специалистом по паранойе.*
________
* Самой жестокой критике Лакана подвергали исследователи из области точных наук. Например, Алан Сокал и Жан Брикмон в своей книге «Интеллектуальные уловки» осуждали  вольность Лакана с которой он использует термины, заимствованными из математики, в которой ничего не понимает. Ученые обвиняли его в «поверхностной эрудиции» и злоупотреблении научными понятиями.

Малькольм Боуи заявил, что Лакан злоупотреблял склонностью упрощать мир, изображая его в виде схемы.
 
Некоторые из критиков-позитивистов отвергали работы Лакана полностью, не ограничиваясь акцентами на несостоятельности и противоречивости использования математической терминологии.

Ричард ДОКИНЗ в рецензии к книге Сокала и Брикмона «Интеллектуальные уловки» в связи с этим написал:

«Для гарантии того, что автор всего этого — шарлатан, нам, в сущности, и не нужен математический кругозор Сокала и Брикмона. Возможно, он прав относительно вещей, не касающихся науки. Но, на мой взгляд, философ, приравнивающий эректильный орган квадратному корню из минус единицы, полностью теряет доверие, когда дело доходит до вещей, о которых я не имею вообще какого бы то ни было представления».

Франсуа Рустанг отзывается о текстах Лакана не иначе как о «бессвязной системе псевдонаучной тарабарщины» и приводит цитату Ноама Хомского, в которой тот описывает Лакана как «забавного и сознательного шарлатана».

Иного рода критике подвергали Лакана близкие к нему по мысли философы. Например, 15 марта 1980 года французский философ Луи АЛЬТЮССЕР на заседании Парижской школы Фрейда назвал Лакана «великолепным и жалким Арлекином».
________

Фигура, которую Лакан взял на вооружение называлась "кольца Борромео", хотя правильнее было бы их назвать "омутом".*
________
* Во все времена кольца Борромео служили символом «силы в единстве».Название колец Борромео происходит от фамилии аристократической итальянской семьи Борромео, которая владеет на севере Италии тремя островами на озере, где расположен впечатляющий дворец в стиле барокко, построенный в семнадцатом веке Витальяно Борромео. В самом дворце и в саду можно встретить много примеров знаменитой эмблемы дома Борромео.
________

Первый круг был Ничто или "РЕАЛЬНОСТЬ". О ней даже и говорить нечего, потому как об этом никто и ничего сказать не может.

Второй круг - "СИМВОЛИЧЕСКИЙ МИР". По Лакану - это мир снов, где текут и появляются какие-то "жидкие" вещи, которые как-то называются, но, в действительности, названия эти произвольные, ненадежные и могут меняться.

Третий круг - "МИР ВООБРАЖЕНИЯ". Это те самые образы вещей, но застывшие или... уснувшие. Этот мир, - по мнению Лакана, - совершенно мёртвый. И люди в нём - тоже мёртвые. Это, собственно, наш привычный и обжитой физический мир, населенный мертвецами, которые ничего не понимают. А, чтобы они что-то начали соображать, их надо вытолкнуть во второй круг - в область снов, где всё течет, меняется и всё равно ничего не понятно.

Собственно, шизофреничный "жидкий" мир - это мир рекламы, кинобоевиков, спорта, компьютерных игр, бизнеса, денег и странной политики. Это сон, в котором уже давно делают деньги из воздуха и резвятся играющие мальчики и девочки.
"Твердый мир" ("Воображение") - это привычный физический мир. Он устойчив, определенен и строг. Его также называют "традиционным".

"Жидкий мир" ("Символический") аморален, шизофреничен, безответственен и неопределенен. В нем смазаны все законы, традиции, отношения и начисто отсутствет смысл, а главным действующим агентом является "процесс".

В это состояние миру помогли погрузиться З.Фрейд, Э.Нэш, сенсуалисты, пост-структуралисты (деструктивисты) и, примкнувшие к ним, русские методологи.
Все они дружно отключили здравый ум, врубили ощущения и рванули в технологический игровой "процесс", который не мог быть ничем иным, как разрушением старого "твердого" мира.

В результате всех этих экспериментов западный мир стал всё больше напоминать "палату №6". Крики и вопли оттуда дошли и до некоторых ушей на российской земле. Произошло "заражение" и вот...

Собственно, кричали тонущие в омуте, западные  люди. Но их странные вопли свидетельствовали о том, что тонуть им ужасно нравится. Правда, не в одиночку, а вместе со всем миром. Они прекрасно понимали, что совершают самоубийство, но... Но!

Главным в этом жертвоприношении было то, что они накладывали на себя руки добровольно, в акте абсолютной свободы. Точно так же, как это делал в романе Достоевского "Бесы" Кириллов. Помните, как он говорил? В точности, как Лакан:

«Человек только и делал, что выдумывал Бога, чтобы жить, не убивая себя». «Свобода будет, когда будет все равно, жить или не жить». «Один, тот, кто первый, должен убить себя сам непременно, иначе кто же начнет и докажет.

Но я заявляю своеволье и обязан уверовать, что не верую. Только это одно спасет всех людей, и в следующем же поколении переродит физически; ибо в теперешнем физическом виде, сколько я думаю, нельзя быть человеку без прежнего Бога никак...
Я убиваю себя, чтобы показать непокорность и новую страшную свободу мою». 

«Если нет Бога, то я Бог... Если Бог есть, то вся воля Его, и без воли Его я не могу. Если нет, то вся воля – моя, и я обязан заявить своеволие... Я обязан себя застрелить, потому что самый полный пункт моего своеволия – это убить себя самому... Я один во всемирной истории не захотел в первый раз выдумывать Бога».

Послушав западных путаных сказок в духе самоубийцы Кириллова, Россия сделала под козырек и, решив жить в мире снов, нырнула, очертя голову, в самую середину лимба.

В связи с этим, в стране были приняты соответствующие законы и жизнь изменилась самым коренным образом. Из мира "твердого" и определенного, Россия сиганула во что-то жидкое и не сильно приятное.

Народу это не понравилось и он решительно отказался ошизофрениваться в духе Лакана и Делёза. После чего элита заявила, что российский народ неправильный и надо его исправлять.

И закрутились кольца Борромео. И понеслась чертова колесница прямиком в ад.
А, между тем, жизнь все больше становилась похожей на кошмарный сон, где всё горело, взрывалось, фонтанировало, где ползали ядовитые тараканы и энцефалитные клещи, бегал свиной грипп под руку со скарлатиной, хлестали огненные дожди, накрывал ледяной холод, а  крысы в желтых жилетах грызли Исаакиевский Собор и поджигали череповецкими спичками Нотр-Дам-де-Пари.

Но, если кто-то  до сих пор не так и не понял, что происходит, то объясню.  Нынче мы живем в пост-человеческом, символическом пост-мире. Приставное слово "пост" означает, что прежний "твердый" мир мы благополучно покинули и теперь - живее всех живых - резвимся в кипятке "жидкого мира".

И сегодня нам остается только одно: натянуть трусы на голову и заорать благим матом: "Слава Лакану» Слава самому шизофреничному из всех психиатров" и после этого нырнуть в подлинную "реальность".  В ничто.  В сортирную дыру.


Рецензии