После книги Жизнь Ивана Кукши Г. Ф. Артемьева
если "Евгений Онегин" Пушкина - энциклопедия русской жизни, то книга Г.Ф. Артемьева "Жизнь Ивана Кукши" - это энциклопедия жизни чувашей.
Я читала, открывала новые страницы, и мне уже думалось, что начну так: Я влюбилась в Ивана Кукшу, настолько герой получился настоящим Мужчиной, за которым- как за каменной стеной.
Читала, и была в восторге: автор в книге показал реальную жизнь чувашей со всеми подробностями и деталями, что читая, невольно "примеряла" эту жизнь на себя, потому что многое из детства Ивана мне близко: игры в лапту, катание на санях на склоне оврага, рассказы взрослых о духах и нечисти- страшно, но любопытно.
У меня сложилось ощущение, что с середины XIX века(именно с того времени идет повествование) до сегодняшних дней мало что изменилось в жизни чувашей: тот же изнуряющий сельский труд,те же бытовые проблемы, те же духи и отношение к ним( и к Богу), и даже -те же сплетни.
Как в обычных отзывах, я могла бы написать так: мне понравилась(не понравилась) книга тем, что автор... А герой... И время... Потому что...
Как в школе.
Мне же хочется просто поразмыслить , как говорится, на тему.
Волею случая Иван стал плешивым, и только не ленивый не смеялся над ним. Люди быстро окрестили его Кукшой( в переводе с чувашского - плешь)
Скажете: так то же в книге!
А что в современном мире?
Мой ребенок- инвалид. И я вижу отношение к нему - брезгливое и с отвращением.
И я вижу, как люди пялятся на увечья, не с целью помочь,- с желанием полюбопытствовать для дальнейшего обсуждения и сплетен.
И если Иван Кукша не обижался, то я чувствую стальной холод в косых взглядах.
Кукше проще: его не сковала тяжелая хворь,он всего лишь плешивый, в остальном- парень хоть куда. Автор рассказывает в книге, что люди считали это -наказанием за грехи. Или происками нечистого шуйтана или озала( узал - злой).
Сколько раз я слышала подобное от "сердобольных" людей! А на дворе - 21 век...
Маленькое не лирическое отступление:
стоим на рынке, подошла к нам торгашка травами и говорит:
-Я так жалею твоего ребенка, купи у меня траву...(назвала целебную травку), я тебе подешевле отдам.
Или:
купила в магазине женщина конфет, и со словами:
-Ай-уй, как жалко, вот возьми конфету,- и протянула руку слепому.
Видя, что слепой не берет конфету, засунула в пакет и ушла.
А вот еще:
Были мы на фестивале... Еджем в автобусе. Мне на ушко:
-Вот ты подумай: не просто так же это тебе дано?!
Есть у меня "доброжелатели", которые прочтя это воскликнут:"Но ведь правильно же! За что то( обычно, -за грехи: совсем как в книге об Иване)дано!".
Не судите, да не судимы будете. И почему МНЕ дано? Может, восклицающим так и косящимся на инвалида дано, чтобы стать лучше, чтобы проснулась душа и возвысилась?
Незнание Святого писания и показушная поверхностная вера в Христа, не оставление языческих верований - вот что движет такими.
Христос говорил, что инвалиды существуют для того, чтобы на нем явились дела Божьи. Не ведают люди, ибо заняты поклонением маммоне.Хотя было сказано: невозможно служить двум: духовному и деньгам.
Ивану Одиванову(Куша) бесконечно повезло с дедом, который "вдохнул" в него всё самое лучшее и святое. У него были бесконечно любящие родители. Семья. Сёстры. С детства впитавший народную мудрость, научившийся труду, он достиг многого, и дальше большего, чем остальные не плешивые.
Понимаю авторскую идеализацию героя. Так должно быть по законам литературы.
Как же в мире обстоит дело?
Вспоминаются паралимпийские игры, и кажется, что эти состязания проходят для тех, кто здоров, мол, посмотрите, мы тоже- люди, такие же, как вы.
Жизнь- вечная борьба. И борьба с болью.
В современном мире до сих пор сохранилось языческое верование.
Люди плюют через левое плечо, сворачивают "фигу", когда видят черных кошек, плюют в глаз при ячмене,закрывают коляски с младенцами от сглаза, прикалывают булавки на груди... Это - самое простое. До сих пор люди верят колдунам, гадалкам, всяким эпи(знахарка- обычно: повитуха). И верят в Озалов больше, чем в Христа.
Безоговорочно в злых, в Христа - местами и иногда. Носят крестики, ходят в храмы, совершают таинства, и тут же готовы верить в гороскопы, в камни, деревья, совершать языческие обряды- выйти на перекресток, бросить через плечо... Или растерзать отличающегося от них, и не думая подставить вторую щеку при обидах.
Такое же описано в книге об Иване Кукше. Люди с недоверием,злобой, завистью относились к Ивану.Да,ходили в церковь, но поклонялись Киреметь, приносили жертвы...
А что изменилось со времен описываемых событий?
Цивилизация пришла в деревню. Нет курных изб. Греемся газом. Дороги( которые все современники вечно ругают)- стали асфальтированными.Туалеты сейчас у нас- в доме, в квартире. А тогда вот Иван построил "отхожее место" - и все в селе удивлялись, ведь до этого справляли нужду -где попало. Одеваемся красиво. Спим на постельном белье - не на соломе и укрываемся не тулупами. Новые резиновые галоши Ивана Кукши в книге - диковинка для сельского жителя, а современник уже эти галоши практически не носит.
Что изменилось? - Образованными все стали. Вон Иван, грамоте и русскому языку учился, и многие в селе хотели учиться, да возможности не было: нужно было трудиться. Книги иван читал селянам, всем в диковинку было.А сейчас все шибко грамотны, что считают чтение книг - бесполезным занятием.
Что еще?- Жили в гармонии с природой. А сейчас природу превратили в то самое "отхожее место".Живу рядом с полем, вижу: поле "засеяно" пластиковыми пакетами, фольгой, бутылками и прочим мусором... Помню, в школе ходили в так называемую производственную бригаду, ходили по засеянным хлебом полям, собирали овсюг. Теперь нужно собирать отходы жизнедеятельности человека, который не задумывается над тем, что природа гибнет, а думает лишь о том, "куда уходят мои деньги, которые я плачу за вывоз мусора?". Его не реальное состояние природы волнует, а деньги, которые разные управляющие и эко- компании сдирают за мусор, произведённый им же.
Плешь - она не на голове. Она- В голове, в мозгах, в мыслях и помыслах.
Чтобы быть человеком- много не нужно: всего-то - быть человеком. Частью природы.
Жить в гармонии.
И если писать отзыв на книгу Г.Ф. Артемьева, то в двух словах можно сказать так: мне понравилась. Человеколюбием автора.Ведь даже, казалось бы непристойное, он описывает мягко, без злобы и агрессии, с пониманием человеческой сущности. Понравилась книга интересным сюжетом. Историей. Правдивостью. Честностью.В книге всё: и предания, исторические места, события, личности, народные игры, традиции, верования, обряды. Читала, и думала: мне бы так написать!
Видна огромная работа по изучению истории, культуры, традиций чувашского народа.
И понравилась книга своим героем- Иваном Одивановым, который хоть и был плешивым на голове, но был полным духовности и человечности. Настоящий мужик! Наш мужик! Чуваш! Крепкий физически и морально,Улып, такой, на которых держится земля наша.
P,S: Поэт из г. Ядрин составила презентацию по книге, точно отражающую суть книги:https://www.art-talant.org/raboty/item-553608.html
Свидетельство о публикации №219042601222