Александр Кудрин. Моё туманное село. Часть 5

Продолжение.  Часть 5

Начало http://www.proza.ru/2019/04/21/744
http://www.proza.ru/2019/04/21/744
http://www.proza.ru/2019/04/24/459
http://www.proza.ru/2019/04/25/364

 
СТЕПАНОВСКАЯ ДОРОГА

По этой дороге все жители Чля ходили не один раз. Как я уже писал, строить её начали летом 1896 года, когда возникла необходимость завоза оборудование для обустройства Колчанских приисков. Сначала Степановская совпадает с Колчанской, а километра через 2 уходит вправо и огибает крутую сопку по пологой линии. Дорогу построили так, не напрямую к приискам, потому что эту сопку лошади, везущие нагруженные телеги, преодолеть не могли. Позже, когда появились машины, дорогу спрямили, и она прияла современный вид.

Отворот дороги назвали Стрелкой, и в 40-50-е годы это место было очень популярным у молодежи, а так же у грибников, ягодников и путников с Белой Горы и Колчана, которые использовали его для привала. Транспорт тогда ходил редко, ходили пешком, и в этом приметном месте отдыхали. Были сделаны лавочки для отдыха, которые служили также для посиделок молодежи. Когда влюбленные парочки за полночь возвращались со Стрелки, им приходилось идти мимо кладбища. И мальчишки-хулиганы, завернутые в простыни, пугали х, завывая и ухая.  Снова старая Степановская дорога выходит на Колчанскую сразу за тем местом, где Колчанскую дорогу пересекает ЛЭП-110, идущая в поселок Многовершинный.

В «Памятной книжке Приморской области» за 1913 год есть такие строки: «… на прииска Озерской ЗПК от Николаевска пароходом по Амуру, протоками к озеру Чля до резиденции 100 верст и далее до приисков 15 верст хорошей колесной дорогой». В цитате подтверждаются высказывания о потерянном имени села и указывают на хорошее качество строительства дороги. В этой же «Книжке…» говорится о дороге с озера Орель на Векчинские прииски, которую называют «плохой». Если вы сегодня от Стрелки пойдете по Степановской дороги вниз к ручью, то увидите её уже разрушенной, а вот за ручьем она неплохо сохранилась, и можно увидеть аккуратные кюветы, остатки гатей и мостов. После пересечения с трассой она сохранилась еще лучше, хотя довольно сильно заросла. Во времена моего детства самый первый участок дороги, уложенный лиственничными бревнами (гать) , был недалеко от села, там, где дорога подходит к ручью, стекающему с кладбища.

Степановская дорога является старейшей из дорог в окрестностях села Чля, ей уже более 110 лет. Кто же Артамон Петрович Степанов, много сил и средств вложивший в развитие нашего села, и, скорее всего, являющимся одним из его отцов-основателей? Это бывший крестьянин Забайкальской губернии, николаевский купец, доверенный в Николаевске крупного хабаровского водочного заводчика Пьянкова. В 1903 году у торгового дома братьев Пьянковых в  Николаевске было восемь лавок.

В середине 90-х годов XIX веков Степанов был купцом 2-й гильдии. В 1903 году он жил береговой полосе Первого проспекта, в доме, оцененном в 13130 рублей, чтобы было крупной суммой в те времена. Сейчас это улица Невельского, а Первый проспект – улица Советская. То есть Степанов жил практически в центре города.

Поиски золота А.П.Степанов начал с 1891 года: на Амгуни, около Маго, по Улу-Морскому, возле Николаевска, на южных притоках озера Чля, но хорошее золото, как уже отмечалось выше, он нашел в районе Белой Речки, на Колчанке и Мыргане.

Артамон Петрович очень много сделал для развития дела Охотской ЗПК, для развития приисковых поселков. И в городе он тоже проявлял общественную активность: был заведующим Николаевским сиротским приютом, старшиной Николаевского общественного собрания, членом Николаевского по золотопромышленности раскладного присутствия, почетным смотрителем Николаевского городского училища, гласным (депутатом) Николаевской городской думы (один созыв), членом комиссии в Приамурском Горном Округе, кандидатом в Приморское особое раскладочное по золотопромышленности присутствие.

После 1908 года фамилию Степанова в справочниках я больше не встречал. Что с ним произошло – выяснить не удалось. В названиях  географических объектов на территории Николаевского района сохранились имена и фамилия самого Степанова и его родных. Кроме Степановской дороги есть прииск Аннинский, названный так по имени его жены, Анны Алексеевны, на Белой Горе был рудник Артамоновский, названный по имени самого Степанова.

СТАРЕЙШИНА НИЖНЕ-АМУРСКОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

С началом ХХ века на Дальнем Востоке началась электрификация. Первая электрическая станция общего пользование была пущена в строй в Хабаровске, вторая – в Николаевске.  Идея постройки городской электростанции в Николаевске возникла в 1907 году, до этого небольшие электростанции были на рыбалках, лесопильнях и в Николаевской крепости.  Было создано «Николаевское акционерное товарищество по эксплуатации электричества», которое в 1908-1909 годах построило здание, в навигацию 1909 года завезло машину, установило и пустило станцию в строй. В 1910 году эту электростанцию выкупила городская управа, и она стала городской.

В 1910 году начала давать ток и Члянская электростанция. История её постройки такова. Еще в 1905 году А.П.Степанов и А.П.Надецкий решили построить на Сретенском прииске электрическую драгу, а выработки тока для неё – электростанцию в Чля.  Для постройки драги и станции нужно было много денег. Потому-то и был взят кредит, 225 тысяч рублей в Государственном банке, остальные в частных коммерческих банках, главным образом в Русско-Китайском, который позднее был переименован в Русско-Азиатский. Добавили и свои деньги, и деньги членов своих семей.

Из-за невозврата кредитов в 1906 году Охотская ЗПК была объявлена банкротом, и по её делам была образована Администрация, главным образом из правления Русско-Китайского банка. Администрация продолжала строительство драги и электростанции, занялось поиском арендаторов для разработки колчанских приисков. Их наши в лице вновь образованного Общества Орских золотых промыслов, или просто Орского акционерного общества, действующего на английские капиталы.

Если Николаевская электростанция строилась два года, то наша вдвое дольше. В начале её строительства Надецкий несколько раз плавал в Америку, на заводе Нью-Йоркской инженерной компании закупил паровые машины, перевез их на Чля. Из Америки были также выписаны инженеры-строители и монтажники. Даже кирпич и цемент везли из Америки, хотя в Николаевске было несколько кирпичных заводов, а цемент можно было купить и в Николаевске, Хабаровске и во Владивостоке. С другой стороны, стройматериалы были качественные, монтажники-строители квалифицированные, и наша станция стоит до сих пор почти целенькая, в то время как в Николаевске её уже нет.

Новые хозяева компании, англичане, считала способ получение энергии без утилизации даровых сил природы с передачей на 15 верст до приисков крайне невыгодным: полученный пар лишь частично использовался в машине и просто стравливался в атмосферу, горячая вода просто вливалась в бассейн электростанции, и не использовалась ни для отопления, ни для других нужд. Но  в электростанцию и драгу было вложено много средств, строительство близилось к завершающей стадии, и англичанам пришлось их достраивать.

Электростанцию построили на самом высоком месте близ резиденции, ныне в центре села, справа от ручья, впадающего в озеро. Около неё был вырыт котлован-бассейн для слива горячей воды и забора холодной. Холодную воду также брали из родника на берегу озера с помощью водокачки. Дебит ручья был невысок, но до поры до времени его хватало. Этой ручей в настоящее время практически не функционирует. Ручей, который вытекает ныне из бассейна, появился позднее 1937 года, так как на плане 1937 года его нет. Когда потребовалось больше воды, новый ручей завели из западной Первой Речки. Сейчас этот ручей функционирует только весной и в дождливое лето и осень.  Англичане подсчитали, что строительство электростанции обошлось Орскому АО 282868  рублей.

Электростанция имела паровую машину мощностью 330 лошадиных сил, трансформация на драгу составляла 660 вольт. Помещение станции строилось с запасом для установки новых машин, чтобы снабжать током целую группе драг на приисках в системе озер Чля и Орель и речек, впадающих в Охотское море. Так, почти сто лет назад в нашем медвежьем углу уже светились электрические лампочки, в то время как почти вся Россия жила при керосиновых дампах и лучинах.

В годы гражданской войны по приказу Я. Тряпицына станцию должны были взорвать, но взрыв удалось предотвратить, хотя начавшийся пожар сильно повредил крышу и испортил оборудование.  В 1926 году станцию восстановили. В 1932 году в её штате было 43 человека. Чтобы заготовить для станции дрова, в лесу создавались целые поселки – Мырган, Котлован, Абрамовский и др. Тайга на многие тысячи гектаров вокруг села была вырублена. В поселках Колчанского районного приискового управления в 1935 году электричеством освещалось 4999 квадратных метров жилой площади.

Дрова как топливо на станции применялись до 1957 года, затем перевели на уголь. На пристани построили бункер для погрузки угля , который привозили на сухогрузах типа СТ-500. Уголь краном загружали в бункер, потом перегружали в самосвалы и везли на электростанцию, сгружали на территории близ неё. Еще и сейчас можно найти кусочки угля возле здания станции.

Увеличение объемов золотодобычи потребовало увеличения выработки электроэнергии. Эта задача было решена двумя способами; в 1959 году к старому кирпичному зданию пристроили деревянный корпус, в котором установили паровую машину фирмы «Грамм», а в 1967 году было построено второе здание электростанции, и в нем установили три дизеля. Позднее в старом здании установили два дизеля, а паровую машину в пристройке демонтировали, как и американские «Бьюсайрус». В 1964 года, когда я учился в 7 классе, на уроке физики мы ходили на станцию с экскурсией по теме «Тепловые двигатели» и видели там паровые машины.

Летом, когда шел промывочный сезон, и требовалось много электроэнергии для драг и гидравлик, работала новая дизельная. А зимой, когда потребление падало и электричество требовалось только для освещения поселков, работали дизели в кирпичном здании, а дизели летней станции были на ремонте.

Электростанция в жизни село играла важную роль: это и свет, и рабочие места, и какая-то особенная атмосфера. Гудок станции звал на работу, сообщал об окончании рабочего дня, провожал в последний путь сельчан. Во время туманов и буранов на озере рыбаки и охотники ориентировались на шум машин станции, на её гудки.

В начале 90-х годов село Чля через подстанцию «Белая Гора» было подключено в ЛЭП-110, идущей от Николаевской ТЭЦ. Все пять дизелей нашей станции были законсервированы, оставлены в резерве на случай аварии на ЛЭП.  Ураган в ноябре 1995 года повалил несколько опор на ЛЭП-110, и пришлось запускать наши дизели. Поскольку их осталось  всего два, и они не могли дать ток для всего села сразу, пришлось подключать улицы села веерно.

К 2000 году все дизели были демонтированы, вывезены или приведены в негодность из-за снятия с них основных деталей. Здание кирпичной станции стали растаскивать, а здание деревянной разбирать на дрова.  Осенью 2008 года деревянное здание было окончательно снесено, как и градирня. И только старое американское здание до сих пор стоит в центре села, печально глядя окнами без рам на почти уже заросшую бассейку.

Окончание следует.


Рецензии