Д. Быков - навозный жук русской литературы
«Это один из самых талантливых русских писателей, если не самый. Он пишет так складно и ладно, на таком образцовом русском языке, что и сам Лев Николаевич мог бы почувствовать себя графоманом после прочтения быковских творений».
Это отзыв одного из его почитателей, вот так, ни много, ни мало! Честно говоря взялся я прочесть несколько его лекций - ни одну не дочитал до конца, токсикоз замучил. Кто он такой, чтобы осуждать русский народ, русскую литературу, русских писателей с мировым именем? А потом посмотрел, как он стоял тупым пеньком на сцене, когда выступал великий Сергей Юрский и понял – если критиковать великих, копаясь в их мыслях и высказываниях, вырывая их из контекста и подавать их, как можно гаже, то в можно просто примазаться к славе великих. А такая, даже скверно пахнущая слава в наше время приносит известность и деньги. Вот несколько высказываний Д. Быкова о русской литературе:
«Мы практически не отдаём себе отчёт, что русский роман и методы русской литературы придуманы не русскими мастерами словесности. Однако им, на основе заимствованного материала, удаётся сделать великое художественное открытие - взять чужую форму, чтобы наполнить её глубоким содержанием».
«Толчком к написанию романа «Война и мир» послужило появление, выход из печати, многотомного романа Виктора Гюго - «Les Mis;rables» (Отверженные). Толстой позаимствовал у Гюго приём совмещения философского отступления с описанием сцен: рассуждения виснут на тонких нитях фабулы, но роман , тем не менее, держится. Однако Гюго показывает, что смысл всей истории, это преображение частного человека. Толстой утверждает иное: историю делает народ (миллионы воль) ; история иррациональна, и смысл истории в том, чтобы нация ощутила единство и патриотизм. В мире Гюго , главной единицей является человек. В мире Толстого , единицей является огромное тело народов».
«Культура Европы насчитывает 10-12 веков, то русская культура насчитывает всего 3 века, включая 18-й, который дал, увы, очень мало шедевров. Русская литература в огромной степени игровая, ироническая, иногда пародийная и почти всегда радикально переосмысливающая. Она берёт чужой художественный опыт и наполняет его совершенно иным содержанием».
«Евгений Онегин Пушкина является переосмысленным ответом на огромное количество европейских текстов о жизни праздного молодого человека. Байроновский Дон Гуан наделён положительными чертами. Своеобразно отвечает Пушкин — выворачивает наизнанку байронизм».
«Пушкин, взяв известный байроновский роман в стихах, поменял вектор на противоположный; и вместо байроновского героя у него получился протагонист — «самодовольное, тупое ничтожество».
«У Пушкина везде обман — «Капитанская дочь» не про капитанскую дочку, «Медный всадник» не про медного всадника. «Дубровский» потому про Дубровского, что название давал не Пушкин — он бы назвал своё произведение, например, «Маша Троекурова».
«Например, Достоевский — писатель, который тоже всегда берёт то, что «плохо лежит». Позаимствовав идеи великого романиста Диккенса, его семейный философский роман (где есть всегда семейная тайна и налёт мистики), он переосмыслил сюжеты».
Достоевский потрясающе издевается над канонами жанра.Понятно кто убил, кого убил, при каких обстоятельствах и зачем. А дальше нетипичный для детектива вопрос: «И что?». Это пример великолепной авторской наглости. Русская литература - молодая и наглая. Сюжетная техника оригинальна: НИЧТО абсолютно не приводит Раскольникова к признанию. Гениально натянут нос читателя: единственный свидетель застрелился. Если Раскольников не захочет каяться, его никто не сможет взять. Не убийцу ищет Достоевский, а… Бога. Есть Бог или нет? Вот какой вопрос решает автор. В романе «Братья Карамазовы», где убить могли все, и мы не знаем «кто убийца» — ответ на этoт вопрос так и нe был дан в романе, потому что на самом деле «ищут не преступника (виноваты все), ищут смысл».
А вот мнение о русской литературе западных критиков и писателей (и не только) с мировым именем:
Возникновение «русской моды», по словам английского критика Г. Фелпса, относится к 1912 году, когда К. Гарнетт опубликовала свой перевод «Братьев Карамазовых», принято считать, что именно эта дата означает подлинное начало русского романа в Англии.
О пристальном внимании к творчеству Пушкина, Толстого, Достоевского и Маяковского, Есенина, Булгакова в своё время писал и американский критик И. Уайл: «Ни одна другая страна не располагает литературой, которая бы пользовалась среди американских интеллектуалов более высокой репутацией, чем русская литература».
«В 23–24 года я никогда бы не справился с работой над «Будденброками», если бы не черпал силу и мужество в постоянном чтении Толстого. Русская литература конца XVIII и XIX вв. и вправду одно из чудес духовной культуры, и я всегда глубоко сожалел, что поэзия Пушкина мне осталась почти что недоступной, так как у меня не хватило времени и избыточной энергии, чтобы научиться русскому языку. Впрочем, и рассказы Пушкина дают достаточный повод восхищаться им. Излишне говорить о том, как я преклоняюсь перед Гоголем, Достоевским, Тургеневым. Но мне хотелось бы отметить Николая Лескова, которого не знают, хотя он великий мастер рассказа, почти равный Достоевскому» - Томас Манн.
«Если ты хочешь изучать эмоциональный мир — не сейчас — но, может быть, через несколько лет — прочитай «Братьев Карамазовых» Достоевского. И ты увидишь, каким может быть роман» - Фрэнсис Скотт Фицджеральд.
«В пятнадцать лет я напал на Достоевского, и это было для меня истинным откровением: я сразу почувствовал, что прикоснулся к чему-то огромному, и бросился читать все, что он написал, книгу за книгой, как до того читал Бальзака» - Антуан де Сент-Экзюпери.
«Моя цель — «Братья Карамазовы». Написать что-то подобное — вот пик, вершина. «Карамазовых» я прочел в возрасте 14-15 лет и с тех пор перечитывал четыре раза. Каждый раз это было прекрасно. В моем представлении это идеальное произведение» - Харуки Мураками.
А вот высказывание Д.Быкова о России и русском народе: «Разговоры о российской духовности, исключительности и суверенности означают на самом деле, что Россия - бросовая страна с безнадежным населением. Большая часть российского населения ни к чему не способна, перевоспитывать ее бессмысленно, она ничего не умеет и работать не хочет. Российское население неэффективно. Надо дать ему возможность спокойно спиться или вымереть от старости, пичкая соответствующими зрелищами».
Кажется, да Бог с ним, это всего лишь частное мнение какого-то литератора, но ведь он у нас ещё и великий просветитель, который ездит с лекциями по стране, которую сам люто ненавидит. Почему это стало возможным?
В своё время А.П.Чехов писал: «Я не верю в нашу интеллегенцию лицемерную, фальшивую, невосптанную, ленивую, не верю даже когда она страдает и жалуется, ибо её притеснители выходят из её же недр».
Если привести эти слова к современности, то это звучит примерно так - современная российская либеральная интеллигенция – это импортная прокладка, ещё советского производства, между власть имущими и народом, которая одинаково раздражает и тех, и тех. Ни на что действительно значимое она не способна, но хорошо впитывая все финансовые выделения, она разбухает от собственной значимости и может вызывать болезненный зуд в определённых местах.
В 1978 году Г. Бурков сделал в своём знаменитом днивнике такую запись: «Удивительную черту советской интеллигенции наблюдаю в течение долгих лет. Почти вся советская интеллигенция оппозиционно настроена к власти. Но это не мешает ей устраиваться в жизни именно за счёт власти...».
Есть все основания предполагать, что в самое ближайшее время Д.Быков объявит, что его пытылись отравить российские спецслужбы за его «гражданскую позицию» и таким образом стать эдаким новым Скрипалём, что видимо обещает принести дополнительные дивиденты. Вопрос: - Да кому он нужен, этот жук навозный? Печенек госдеповских объелся, вот и вся беда! Ведь алкоголь и наркотики, по заявлению самого Д.Быкова, он употребляет без излишеств!
Свидетельство о публикации №219042601510
С добрыми пожеланиями.
Вера Вестникова 21.06.2019 21:14 Заявить о нарушении
Васлий Кузьменко 21.06.2019 21:23 Заявить о нарушении