Раздражение

-Раздражение… - протянул Вальтер, поднявшись по широкой горной тропе на комфортабельный утес, с которого открывался прекрасный вид, и на котором он так любил отдыхать и вести беседы, и остановившись у его края, вглядываясь в красоту мира.

-Что? – спросил Аларий, подойдя к нему поближе.

-Ну что-что? – не поворачиваясь к собеседнику, и взмахнув руками, в тоже время, оглядывая свой дворец, стоящий неподалеку, протараторил Дьявол – «Здравствуй, бич эпохи!».

-Вы… - ища слова, начал Аларий.

-Нет, не сошел с ума, не дождешься – Аларий тут же сказал что-то вроде - «Да что вы, как вы так думаете…» - и всё в том же духе, а Вальтер, уже попутно ему, и сам продолжал говорить, слегка косясь на Алария, стоящего чуть правее, и как бы не обращая внимания на его приговоры – Да и не считаю я это бичом всей эпохи. Это уже упраздненный век! – произнеся эти слова, Вальтер резко развернулся на сто восемьдесят градусов и спокойным шагом, попутно набивая трубку и раскручивая рядом с собой, силой мысли, свою трость, двинулся по тропе из красного песка и чернозема – Раздражение – это всего лишь эмоция, такая же эмоция, как и радость, как и грусть, как ярость, это резко негативное восприятие окружающей картины мира и целенаправленное ухудшение ее, путем разрушения, как духовного – портя эмоциональное состояние окружающих, так и порча саму среду их жизни – Вальтер закурил, выдыхая теплые ароматные клубы плотного и густого сладковатого дыма со вкусом ванили и лаванды, взял в руки трость и продолжил путь, слегка опираясь на нее и периодически вороша грунт дороги.

-Вон оно как – проговорил Аларий.

-Да – коротко отрапортовал Дьяволус, замолчав на пару минут.

Они прошли вперед по тропе, уходя от утеса и проходя по лесу, с высокими и изогнутыми стволами деревьев, которые имели тонкую багрово-зеленую крону, а на некоторых даже были редкие, сочные красно-розовые плоды.

-Раздражение – это как плохая кровь, как заражение, что-то вроде вируса – Вальтер призадумался и, молниеносно выбрав нужную формулировку, продолжил – Мысленного вируса. Обычный же вирус, он как – он бьет по клеткам организма, а тут… - он выжидающе посмотрел на Алария, плавно рукой – Притом вирус копиться в организме, то есть охватывает все большее количество клеток и не отпускает уже захваченные. И вот он всё складывается и складывается, а потом взрывается, как гнойное насаждение. Раздражение – это зуд на теле сознания. Это то, что будоражит его и не дает ему нормально функционировать – логично и адекватно оценивать ситуацию. Как щекотка – повернувшись к Аларию, сказал он – Тоже не дает успокоится. Пример: вот ты вроде хочешь спать, зеваешь, глаза слипаются, да и тело уже ватное, но не можешь, потому что тревожит, злит, смешит, раздражает, да и как можно спать, когда у тебя щекотка. Вот так и получается… Раздражение мешает адекватно видеть сам мир и поступки в нем, а об анализе можно и не мечтать…

-И что же тогда делать? – спросил падший.

-Как что? Подавлять раздражение – мертвецким тоном, ответил Вальтер.

-Ха! Вальтер…

-Хо! Аларий… Это эмоция, а эмоции можно, и даже нужно, подавлять, разумеется в разумных пределах, то есть не всегда и не все.

-То есть эмоция… - задумчиво, протянул Аларий.

-Да – сказал Дьяволус, быстро пригнувшись и пролезая между огромных корней, которые вылезали на поверхность в этом участке пути, они были толстыми и сухими, но прочными, а также их украшали тысячи лезвенно-бритвенных шипов, которые больше походили на мини колья, или копья – Притом эмоция влияющая, извини за тавтологию и повторение, на оценку действительности, а конкретно других эмоций и всего поведения в целом – он пролез под новым корнем, отгибая следующие тростью, Аларий делал тоже самое своим мечом, зачехленным в тугие стальные ножны с кожаной обивкой, которые были прикреплены к его поясу.

-То есть ты хочешь сказать, что она влияет на эмоциональный фон…

-Да… Ой, что-то я сегодня много с тобой соглашаюсь, поумнел ты что ли? Да ладно, шучу… - Вальтер дружески хлопнул Алария по плечу – А так ты прав… Нам, в особенности, при нашей-то работе, это следует знать и понимать в первую очередь. Эмоциональный фон влияет на реакцию человека на события, и при его изменении, в частности вследствие раздражения, меняется и его реакция, и почти всегда в отрицательную сторону.

Они поднялись на пригорок, огляделись. Дьяволус вновь набил опустевшую трубку, оперся на трость, постоял и двинулся дальше. Аларий пошел за ним.

-А теперь, по закону жанра, примеры? – спросил Аларий.

-Конечно, но не просто примеры, а реальные ситуации!- усмехнулся Вальтер Дьяволус – В качестве реальной ситуации возьмем нашу любимую подружку – Фиалку… Ну и наш с ней недавешний диалог…

-Ты был у… – сдвинув брови навстречу друг другу, спросил Аларий.

-Извини, конечно, что я не докладываю тебе о всех своих перемещениях, НО… думаю я не настолько слаб, да и к тому же, жил же я как-то без тебя…

-Дьявол… Когда? – он расширил глаза и уставился на него.

-Пф – Вальтер тяжело выдохнул – Вот… Молодец! Это был мой пример, как нужно подавлять эмоции, и в данном случае – именно раздражение. Вчера. Вечером.

-Я думал, ты ждал…

-Ждал. Но ты сам знаешь, там сидеть мне не нравиться. Поэтому я сидел у Фиалки – отведя взгляд и чуть вытянув лицо, пояснил Дьявол.

-Дьявол…

-Ладно, проехали. Так вот… - тем временем они вышли за границы своих владений, и пошли по пустоте пространства, освещаемой одним огромным лучом света где-то вдалеке – Я значит пришел к ней… Спросил о том, как здоровье, как дела, не нужна ли помощь, ну и сыграть в шахматы, так… партейку… вообще не о чем, а она мне: «Ты сам должен знать! Сам должен разбираться! А со своими шахматами…»… Ну, в общем, ты понял, да и не думаю, что остальные фразы не для твоих ушей. Маленький еще – Аларий лишь фыркнул – Она была раздражена, и вот ее реакция, тоже пример для тебя, и даже можно сравнить меня и ее – усмехаясь, сказал Дьявол – А теперь перейдем к обобщению… Многие говорят: «Ты должен! Ты обязан!» - что собственно она и выкрикивала. НО никто никому ничего не должен и не обязан, если законом это нигде не прописано или долгом и обязательством не связанно, это касается и меня, потому что то что я делаю, я делаю из-за того, что просто великий альтруист и самовольно разгребаю все – и это уже моя беда. Ты знаешь, ты делал и делаешь, ты легко живешь, у тебя нет таких проблем – и все в том же духе – так говорят многие, в особенности в таком состоянии. А она, опять же, например, сказала: «Я сегодня была на трех встречах, на ужине, еще ездила по магазинам с подругами, а еще была на концерте. Я так устала, а ты со своим… И мне глубоко фиолетово до своего твоего и…» - дальше сам знаешь, что она может сказать. Но разве это я ее заставлял все это делать? Разве я причина ее усталости? Где здесь справедливость? – Дьявол замолчал, Аларий выжидательно косился на него, а потом он прервал молчание:

«Раздражение… боль… разложенье…

Муки… срывы… и истошный вой…

Помогите мне скорей проститься

С этой буйной головой…»

Аларий удивленно взглянул на Дьявола.

-Что? Цитата, стих… Я это и раньше делал – пояснил Дьявол, с не менее удивленным лицом.

-Что за поэт?

-Мертвый поэт. Один из миллиардов тех, кто живет здесь уже очень давно – спокойно ответил Вальтер Дьяволус.

-Ясно…

-А вот тоже его:

«Когда в ночи пылает ямб

И разливается хорей,

Сияет анапест не алый

И льется стужею морфей»

-Красиво… Так что дальше-то с раздражением?

-Справедливости в этом нет, это мы сейчас с тобой уже поняли. Теперь разбираемся почему. Потому что проще сделать виноватым того, кто к тебе ближе, проще сорваться на него, но это не значит, что так правильней. Суть состоит в том, что когда ты что-то предлагаешь человеку, будь то хоть встреча, хоть какое-то дело, хоть какая та задача, ты руководствуешься другими идеями, и уж не в коем случае не той мыслью - как бы доконать человека… Хотя, для чистоты дела, стоит сказать, что и такое бывает, но это совсем иное дело, а потому потом – протараторил Дьявол, быстро отмахнувшись от вороха мыслью – Ты хочешь сделать приятно, и откуда тебе знать, что человек устал. Заметь одну из причин раздражения – усталость… Ну и вот встает вопрос… Нет. Даже ряд вопросов… Почему я должен отвечать за твою усталость? Почему я должен отвечать за то, что тебе плохо после того, что ты сам делал? И главное, как я должен реагировать на это? – Дьявол замолчал – В общем, все подвержены раздражению, и в такие моменты, если тебе дорог человек, нужно засунуть язык, сам знаешь в какое место и помолчать, а уже потом мягко намекнуть… но мягко! А так ситуация ужасна. За заботу, за то, что ты интересуешься жизнью другого человека, хочешь ему помочь и сделать приятное, ты получаешь по голове… вот оно раздражение… и где здесь справедливость…

-Но в твоем случае все проще? – чуть усмехнулся Аларий.

-О да… Там просто одно слово – женщина – серьезно ответил Дьявол, приподняв брови и причмокнув – В них вообще справедливости… как морали у носорога.

-Поэтому ты их так любишь?

-И по этому тоже.

Потом они еще долго молчали. Затем вернулись на утес. Уселись на кресла. Дьявол материализовал на столе две чашки кофе и кофейник. Тут же взял свою, отпил половину, напряженно выдохнул, достал трубку, и закурил. И когда клубы ванильно-лавандового дыма, который чуть сверкал и серебрился, почти окутали всю площадку, он заговорил.

-Ожидание, вот бич этой эпохи. Ожидание всегда либо пугает, либо завораживает. Вот я, например, упиваюсь ожиданием. Мне нравится ожидание, я его проживаю с удовольствием, жду, жду, терпеливо и самозабвенно жду, а когда дожидаюсь, понимаю, что то, что я ждал мне нахрен не нужно, да и не было по сути своей интересно. А есть те, кто боятся ждать, их бесит и выводит из себя это ожидание, что опять же путь к раздражению. Но есть то ожидание, которое длится всю твою жизнь, которому пофиг на всё твое раздражение и несогласие, и которого боятся абсолютно все – это ожидание собственной смерти. Да, да, ты не знаешь, когда она наступит, как, во сколько, при каких обстоятельствах, успеешь ли сделать намеченное, конечно же, нет, что-то да не успеешь, что будет потом, с близкими, родными, как к этому отнесутся, и что там есть, и есть ли вообще, ждать смерти мы можем, не осознавая этого. Но наступает момент, когда это ощущаемо – когда ты стар, или ранен, или болен, или попал в очень щекотливую ситуацию, вот тогда, момент ожидания смерти растягивается на тысячи лет вперед, делая жизнь невыносимой, вот такое ожидание, когда сказали, что скоро, но не сказали точно, когда, вот это и есть самое страшно ожидание. Печально? Нет, возможно, нет, мы же не знаем, как это, вот когда ощутишь, тогда и скажешь, как это.

Дьявол встал и пошел вниз по склону.

-Ладно, пошли. Пора и поработать…


Рецензии