Не есть людей

Написано накануне Рождественского поста 2013 года

Накануне 40-дневного Рождественского поста, в который православные христиане вступают 28 ноября, мне вспомнились две истории, характеризующие разное отношение к этому очень важному для верующего человека периоду.

Первая из них такова: молодая мама, кормящая ребенка грудью, приходит к батюшке и просит послабление в пище на период поста. На что получает ответ: «Коровушка травку жует и молоко дает».

Вторая несет другой смысл: старушка, опасаясь, что неправильно постится, спрашивает батюшку, какие именно продукты нельзя есть. А священник говорит: «Главное – людей не ешь!»

Суть этих двух незамысловатых сценок из жизни в том, что при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла он может, наоборот, сделаться вредным. В результате неразумного прохождения постных дней часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливости или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь цель поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств. Если у постящегося вместо покаянной молитвы, любви к ближним, совершения дел добра и прощения обид постом преобладают греховные качества души, то пост не является истинным, а оказывается лишь диетой. Не всегда во благо.
Иногда бывает так: человек старается поститься, потом срывается и чувствует, что он осквернил весь пост и ничего не остается от его подвига. На самом деле все совершенно не так. Бог смотрит на такого человека иначе. Покойный митрополит Антоний Сурожский поясняет это одним примером из собственной жизни. Когда он был врачом, то лечил очень бедную семью. Денег у них не брал, потому, что никаких денег не было.

«Но как-то в конце Великого поста, в течение которого я постился, если можно так сказать, зверски, то есть, не нарушая никаких уставных правил, меня пригласили на обед, - пишет митрополит Антоний. – И оказалось, что в течение всего поста они собирали деньги для того, чтобы купить маленького цыпленка и меня угостить. Я на этого цыпленка посмотрел и увидел в нем конец своего постного подвига. Я конечно съел кусочек цыпленка, не мог их оскорбить. Потом пошел к своему духовному отцу и рассказал ему о том, какое со мной случилось горе, о том, что в течение всего поста постился, можно сказать совершенно, а сейчас, на Страстной седьмице, я съел кусок курицы. Отец Афанасий на меня посмотрел и сказал: «Знаешь что? Если бы Бог на тебя посмотрел и увидел бы, что у тебя нет никаких грехов, и кусок курицы тебя может осквернить, Он тебя от нее защитил бы. Но Он посмотрел на тебя и увидел, что в тебе столько греховности, что никакая курица тебя еще больше осквернить не может». Я думаю, что многие могут запомнить этот пример, чтобы не держаться устава слепо, а быть, прежде всего, честными людьми. Да, я съел кусочек этой курицы, но я съел не как скверну какую-то, а как дар человеческой любви».
Апостол Павел сказал, что если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все предлагаемое вам ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести, ради того человека, который вас радушно встретил. Ибо для чистых – все чисто.

И как мне кажется, жизненная задача наша заключается в том, чтобы избегать фарисейства, высокоглаголания, чтобы убегать от внешне правильного пути, потому, что он часто приводит к тому, что мы перестаем чувствовать Бога, перестаем ощущать Его живое присутствие. Как говорил Николай Александрович Бердяев, надо знать не о Боге, а Бога. Ведь главное в нашей жизни – это встреча с Богом, которая совершается во Христе, в личной встрече с нашим Господом и Учителем. Особенно в эти дни, когда заканчивается год, когда приближается Рождество. И очень важно ощутить Его присутствие, почувствовать Его действие, уповать на Его силу именно сердцем нашим, вне зависимости от того, кто бы что ни говорил.
Итак, постясь телесно, постимся и духовно. Соединим пост внешний с постом внутренним, руководствуясь при этом смиренномудрием. Очищая тело воздержанием, очистим душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к ближним. Вот это и будет истинный пост, приятный Богу, а значит, и для нас – спасительный!


Рецензии