Яшка хрипатый
В конце 60-х и начале 70-х годов теперь уже прошлого века на улицах, примыкающих к шумному душанбинскому базару Шохмансур, часто можно было встретить смуглого человека с приподнятыми плечами и немного сгорбленной спиной, в поношенных одеждах и низко надвинутой на глаза кепке. Тогда уже ему можно было дать лет шестьдесят, но все называли его просто: Яшка Хрипатый. Наверное, такое прозвище он получил за свой непомерно резкий сипловато - хриплый голос.
Завидев его издали, степенные мужчины и женщины торопились обойти стороной. Лицо у Яшки Хрипатого было вечно небритое, хмурое, от него несло винным перегаром и запахом дешевых сигарет. Вдобавок ко всему, у него не хватало передних зубов и когда он начинал говорить, то брызгал слюной.
И все-таки, несмотря на его неопрятный вид и отталкивающую внешность, у Яшки Хрипатого был большой круг знакомых и приятелей. Его хорошо знали участковые милиционеры, потому что он стоял у них на учете. Знали бомжи, уголовники и воры, потому что он вел схожий с ними образ жизни. Знали хозяева закусочных и погребков, куда он наведывался по многу раз на дню.
Надо сказать, что Яшку Хрипатого эти люди не просто знали, они его еще и уважали, старались беречь его самолюбие.
Милиционерам было известно, что Хрипатый не из тех, кто горазд присвоить все то, что плохо лежит. Уголовники были уверены, что он никогда никого не заложит. Хозяева погребков не сомневались в его честности и наливали ему в долг, когда бы он ни попросил.
В то же время, мало кто из его приятелей и знакомых знал о том, какая у этого опустившегося человека светлая голова, феноменальная память и необычайная эрудиция. В этом мне довелось убедиться не раз.
В студенческую пору я снимал квартиру в доме, расположенном недалеко от базара. Вечерами, коротая время, мы с Искандаром, товарищем по комнате, любили решать кроссворды и ребусы, которые из номера в номер печатали газеты и журналы. Порой мы увлекались настолько, что не замечали, как течет время. Бывало и так, что мы подолгу застревали, не зная как справиться с очередной головоломкой. В такие минуты нас охватывало чувство досады и разочарования. Зато как радовались мы, когда ответы выходили правильными.
Однажды Искандар пришел с последним номером газеты «Вечерний Душанбе» и мы, усевшись, поудобнее, принялись разгадывать суперкроссворд. Как обычно, я вслух зачитывал вопрос, а Искандар, перекрещивая слова, заполнял фигуры из квадратов буквами. Поначалу все у нас шло гладко, ответы мы находили быстро и легко.
--- Да так мы можем запросто получить обещанный газетой приз, --- самодовольно заметил Искандар.
--- Тьфу-тьфу, не сглазь! --- прервал я его. --- Лучше скажи, что это за птица, которую в Древнем Египте считали олицетворением Бога познания?
Искандар недоуменно посмотрел на меня и почесал в затылке.
- Нет, не знаю, --- спустя минуту, признался он.
- Вот незадача, --- беспомощно отложил я газету. -Всего четыре буквы, но как их угадать ... Придется ждать до завтрашнего дня и потом в библиотеке рыться в словарях.
Искандар вдруг ударил себя по лбу и весело засмеялся.
- А зачем нам ждать до завтра? Мы и сейчас можем узнать правильный ответ.
- Как? --- удивился я.
- Очень просто, --- довольный своей выдумкой, пояснил Искандар. --- На углу живет человек, который и поможет нам. Вот увидишь, это ходячая энциклопедия.
Поймав мой недоверчивый взгляд, Искандар также уверенно заявил:
- Да ты его знаешь. Его все знают ... Это Яшка Хрипатый.
- Хрипатый? Яшка? --- не удержавшись захохотал я. --- Ну ты, брат, даешь.
- А ты не смейся, --- с обидой в голосе возразил Искандар. ---Лучше послушай, что я тебе скажу. Этот человек вовсе не Яшка Хрипатый. Настоящее его имя Эшонкул, Эшонкул Азизи. Когда - то он учился в Ленинграде, занимался наукой. Потом его оставила жена и он спился.
--- Постой, а откуда тебе все это известно? --- с неподдельным любопытством спросил я.
--- Он из наших мест. Даже каким-то родственником приходится мне.
--- И ты уверен, что он знает ответ на интересующий нас вопрос?
--- Уверен, --- поспешил заверить меня Искандар. --- Хоть сто кроссвордов перед ним разложи, ему все нипочем. Мигом решит все.
--- А я сомневаюсь. Времена Авиценны и Леонардо да Винчи давно прошли. Будь ты даже семи пядей во лбу, в наш век все охватить невозможно.
--- Ну если ты мне не веришь, тогда держи пари, --- запальчиво предложил Искандар.
Мы ударили по рукам и направились к домику, в котором жил Яшка Хрипатый. Небольшой грязный двор был освещен тусклым светом, под ногами шуршали листья виноградника. Чуть поодаль мы увидели узкий топчан, на котором полулежал человек. Это и был Яшка Хрипатый.
--- Эй, кто там? -- приподняв голову, крикнул он.
Искандар назвал себя и, подойдя ближе, пожал хозяину руку.
-А-а, сын Сулеймана?!
Подобие улыбки появилось и тут же исчезло на заросшем лице Яшки Хрипатого.
--- Ну и что вам от меня нужно? --- равнодушно поинтересовался он и потянулся за пачкой «Памира», лежащей у его изголовья.
Искандар присел на топчан и в двух словах рассказал ему о нашем увлечении кроссвордами.
--- Вы бы не подсказали, --- спросил он в заключение, --- как древние египтяне называли птицу, олицетворявшую, по их мнению, Бога познания?
Яшка Хрипатый ответил не сразу, а сначала, сузив глаза, с удовольствием затянулся сигаретой.
Затем, медленно выпустив через ноздри едкий дым, спокойно сказал:
--- Ибис.
Я быстро склонился над кроссвордом. Все совпадало. Искандар торжествующе посмотрел на меня. «Ну, а я что говорил?» --- можно было прочитать в его взгляде.
В это время в груди у Яшки Хрипатого что-то заклокотало и он, судорожно глотая воздух, сильно закашлял. Спохватившись, Искандар кинулся в дом и вынес кружку воды ...
Когда хозяин пришел в себя, мы быстро попрощались и ушли.
Через неделю история с кроссвордом повторилась и, оказавшись в безвыходном положении , мы опять постучались к нашему соседу. На этот раз он был, что редко с ним случалось, в трезвом состоянии, и приветливо поздоровался с нами.
--- Ну, говорите, с чем пришли на этот раз? Чем может служить вам Яшка Хрипатый?
В его голосе чувствовалась легкая ирония, кажется, он не прочь был порезонерствовать.
Я сказал, что нас интересует, кто был третьим президентом Соединенных Штатов Америки.
--- Томас Джефферсон, --- тут же ответил Яшка Хрипатый и вслед за этим не преминул заметить: --- И чему теперь вас учат в университетах?!
Последние слова Яшки Хрипатого были произнесены незлобливо, почти ласково, но они задели меня и я решил ответить ему тем же, поставить на место.
--- Ну раз вы такой эрудит, то извольте ответить, --- с трудом подавляя раздражение, обратился я к нему. --- Что это за химический элемент, название которого с персидского означает черную краску для волос?
Смерив меня презрительным взглядом, он прохрипел:
--- Сурьма
Затем он смачно сплюнул и, вытерев рукавом бесцветного костюма губы, он испытующе посмотрел на нас с Искандаром.
Бой был принят.
--- Французский город, родина самой знаменитой девственницы? --- на этот раз на Яшку Хрипатого обрушился с вопросом Искандар.
--- Орлеан, --- лениво зевая, пробормотал тот.
--- Как вы сказали? --- переспросил Искандар, не отрывая глаз от газеты с кроссвордом.
---Ну, конечно же, Орлеан, --- повторил Яшка Хрипатый и, опять сплюнув, добавил: --- Каллаварам!1
Вопросы, которые мы тогда, не давая передышки, задавали Яшке Хрипатому, были нами взяты из кроссворда, опубликованного раньше. Ответы на них уже были известны и мы могли бы легко уличить Яшку Хрипатого в ошибке, если бы сведения, которые он приводил, не соответствовали истине. Но всякий раз он давал точный и, главное, незамедлительный ответ.
Казалось, в голове у Яшки Хрипатого имелось несметное количество маленьких клеточек, ячеек, которые открывались, едва до него доходил вопрос, и выдавали необходимую информацию. Запас знаний, способность воспроизводить в сознании годами наколенные опыт и впечатления у него были поразительны.
Мы поняли, что посрамить его нам вряд ли удастся, но и сдаваться легко мы не собирались.
--- Как назывался офицерский титул в Османской империи? --- выпалил я.
И тут впервые Яшка Хрипатый замешкался и попросил повторить вопрос. С минуту он молчал, сдвинув брови на переносице. Я в душе ликовал. Должны же в мире быть вопросы, на которые ответа не знает даже он.
--- Постой, постой ... --- устало поправил он кепку. --- Кажется, ага. Ну да, ага.
Ответ был абсолютно правильным. И из этого раунда Яшка Хрипатый вышел победителем. Я посмотрел на Искандара, ожидая, что скажет он.
Но в этот миг взорвался Яшка Хрипатый.
--- Вы что, экзаменовать меня пришли?! --- распуская слюну, заорал он. --- Ставите под сомнение диплом Ленинградского университета?! Сосунки!.. Вон отсюда!
Видя, что Яшка Хрипатый с каждой минутой распаляется все больше, мы благоразумно ретировались.
На этом наши визиты к всезнающему соседу прекратились.
И хотя в тот день он с нами обошелся довольно круто, обиду я на него не держал. Наоборот, всякий раз, когда удавалось выкроить время для кроссвордов, я мысленно представлял его себе, вновь и вновь поражаясь как его эрудиции и находчивости, так и превратностям судьбы. Однажды, не найдя ответа на крайне заинтересовавший меня вопрос, я все-таки решил еще раз прибегнуть к помощи Яшки Хрипатого, нисколько не сомневаясь, что уж он-то наверняка сможет меня просветить.
Была уже осень, вечера стояли холодные и Яшка Хрипатый со своего топчана перебрался в дом. Дверь была приоткрыта. Я осторожно постучал. Ответа не последовало.
--- Дядя Яша? Дядя Яша?.. Дядя Эшонкул!
--- Чего тебе? --- услышал я знакомый хрипатый голос.
--- Скажите, пожалуйста, что это за состояние, когда орлы не размножаются?
--- Неволя, --- донеслось из прокуренной комнаты и вдогонку привычное: «Каллаварам».
--- Спасибо!--- обрадованный тем, что ответ найден, сказал я.
Вскоре после этого я переехал в другой район города и долго не встречался с Яшкой Хрипатым. Мы готовились к защите дипломных работ и подолгу засиживались в библиотеке. Как-то решив сделать перерыв, мы, несколько однокурсников, зашли перекусить в кафе «Лола». Наша непринужденная беседа была в разгаре, когда мимо нас, шатаясь, прошла тень.
Всмотревшись, я узнал Яшку Хрипатого. Он сильно сдал за это время, постарел, на него было жалко смотреть. Пьяно бормоча, он поравнялся с нами и вдруг узнал меня. Первым моим желанием было подойти к нему, пожать руку, расспросить, как это принято у нас, о житье-бытье. Но я сдержал себя и невольно опустил голову. Честно говоря, мне не хотелось, чтобы мои однокурсники, среди которых были и девушки, знали, что я поддерживаю знакомство с таким опустившимся человеком.
Когда я поднял глаза, Яшка Хрипатый стоял в той же позе и исподволь смотрел на меня. Он незаметно кивнул, губы тронула слабая улыбка. Взгляд его мутных глаз словно говорил: «Не тревожься, парень. Разве я не понимаю, что Яшка Хрипатый вам не ровня? Что тебе неловко на виду у друзей общаться со мной? И ты правильно делаешь, что не замечаешь меня. Такие люди как я, того не заслуживают ...»
Нахлобучив кепку и по - прежнему шатаясь, он двинулся к выходу.
В тот день я по достоинству оценил его поступок и потом не раз с чувством благодарности думал о понимании и деликатности этого несомненно умного, образованного, но в то же время глубоко несчастного человека.
Больше Яшку Хрипатого я никогда не видел.
Свидетельство о публикации №219042600576