Крик петуха
Потянувшись спросонья, мальчик повернулся на бок и бла¬женно улыбнулся. Дедушкина постель была аккуратно сложе¬на в углу. Старик имел обыкновение вставать еще до восхода солнца. Мальчик тоже уже проснулся, но всё ещё пребывал в сладкой дремотной неге.
Вдруг, вспомнив что-то, мальчик решительно поднялся и вышел из комнаты. На открытой террасе, обратив лицо в сторону Каабы, и касаясь челом пола, старик читал молитву-намаз.
Прошмыгнув мимо деда, мальчик остановился посреди дво¬ра и быстро огляделся. Взгляд его задержался на покосившей¬ся ограде, на которой чинно восседал рослый сильный красно-бурый петух с роскошным хвостом. У него была метка, бла¬годаря которой этого пернатого красавца можно было отли-чить от всех его собратьев: его шею окаймлял серебристо-белый искрящийся воротничок.
Мальчик пошарил глазами вокруг и, заметив камень, тут же схватил его и запустил в меченого петуха, Тот мигом сле¬тел на землю и, оглашая воздух пронзительным воинственным криком, отбежал в другой конец двора.
«Ку-ка-ре-ку-у! Ку-ка-ре-ку-у-у!» - неистовствовал он, за¬няв оборонительную позу. На птичьем языке это, видимо, должно было означать: «За что? В чём я провинился? Разве я не несу достойно свою службу и не бужу исправно своим пением каждое утро всё живое вокруг?»
Услышав шум, старик прервал молитву.
-Сколько раз говорить тебе, негодный мальчишка? - раздался его недовольный голос. - Оставь в покое петуха. Ведь это непростая птица...
Мальчик погрозил петуху кулаком.
-А что с ним станет, если хоть раз забудет, что он петух и не будет горланить одно утро?
Старик улыбнулся и его смуглое, изборожденное глубоки¬ми морщинами лицо чуть просветлело.
-А откуда тебе известно, кричал сегодня утром петух или нет? - спросил он, ласково глядя на внука. — Ведь ты спишь так крепко, что если в нашем дворе соберутся петухи со все¬го света и начнут петь хором, и то не смогут добудиться тебя.
-Кричал, - уверенно ответил мальчик. - Я знаю, он каждое утро кричит. Если бы это было не так, почему же ты хоть раз не проспишь свой намаз?
Старик вздохнул.
-Э, внучек мой! Каждый Божий день я встаю задолго до того, как пропоёт наш петух, чтобы помолиться Аллаху.
Мальчик опускается рядом с дедушкой и доверчиво при¬жимается к нему. И чувствует, как шершавые крючковатые пальцы деда нежно гладят его по голове и плечам.
-О чем ты молишься, дедушка? - спрашивает мальчик, заглядывая старику в беззубый рот.
- О чём? - голос старика начинает дрожать. - С тех пор, как неожиданная смерть унесла твоих родителей, я мо¬лю только об одном; чтобы Аллах сохранил тебя и продлил твою жизнь.
...Когда-то эта история наделала много шума, порождая различные домыслы и яростные споры. Сын старика возделы¬вал поле на берегу быстротечной речки, по ту сторону 'кото¬рой раскинулось близлежащее селение. В минуты отдыха юно¬ша вынимал из кармана най - флейту и начинал играть, за¬глушая всплески волн. Вскоре он заметил, что вместе с птица¬ми его музыкой на противоположной стороне заслушивается и прекрасная девушка, приходившая с кувшином на берег. Юно¬ша и девушка влюбились и дали обет верности друг другу. Но отец девушки предпочёл богатого жениха из своего селения и согласился на его помолвку с дочерью. Девушка не захотела смириться с этой участью и сбежала с помощью своего любимого, смело кинувшись в холодную воду. Смертельно оскорблённый жених и его многочисленная родня, поклялись кровью обидчика смыть позор. Трагедия произошла неожиданно, ког¬да история с похищением девушки понемногу стала забывать¬ся и сельчане были заняты на жатве. Днём стояла невыноси¬мая жара и сын старика большей частью трудился по ночам при свете луны. И его молодая жена, оставив на попечение деда своего годовалого ребенка, носила мужу ужин в поле. Однажды, отправившись по обыкновению к мужу, она долго не возвращалась, и встревоженный старик, прижав к груди плачущего малыша, пошёл на поиски невестки. Когда он достиг поля на краю речки, перед ним открылась жуткая картина. Зажав рукой смертельную рану на груди, неподвиж¬но лежал сын старика. У его ног распростёрлось бездыханное тело жены. Тут же, забрызганная кровью, валялась флейта. Видимо, убийцы подкрались к своим жертвам, когда они на¬ходились во власти волшебной музыки. Последние следы этого страшного преступления унесла с собой река. Многие до¬гадывались, чьих рук это дело, но за отсутствием веских доказательств расследование было прекращено. С тех пор прошло шесть лет.
-Когда я стану большим и сильным, я найду убийц и отом¬щу им, - неожиданно сказал мальчик, прервав молчание. - Всех до единого убью.
Мальчик почувствовал, как напряглись пальцы на дедушки¬ной руне, продолжающей гладить его по голове.
-Нет, - твёрдым голосом изрёк старик. - Ты не должен этого делать. Запомни, зло всегда порождает зло, а кровь всегда требует крови.
Но обида захлестнула сердце мальчика, так рано познавшего, что такое человеческая жестокость и ненависть.
-Отомщу!.. Всё равно отомщу! - не унимался он.
-Их покарает Аллах, - глухо отозвался старик. - В День Страшного Суда все люди предстанут перед Всевышним и каждый получит по своим поступкам. Знай же, суровое нака¬зание ждёт и тех, кто лишил жизни твоих родителей.
Мальчику хочется, чтобы Аллах вынес немедленно свой приговор над всеми убийцами, насильниками и грабителями и вступился за всех обиженных и неотомщённых в этом мире.
-Дедушка! - нетерпеливо восклицает он. - Когда же наступит этот день? День Страшного Суда?
-Это ведомо только Аллаху, - задумчиво говорит ста¬рик, поглаживая седую измятую бороду. - Для простых смертных это великая тайна.
Но, увидев разочарование на лице внука, он добавляет:
-По некоторым признакам можно узнать о приближение Страшного Суда. За день до этого все петухи стихнут и пере¬станут петь. Помнишь, я тебе рассказывал?
Да, мальчик не раз слышал это удивительное предание о том, как пророк1 совершил своё ночное путешествие к Алла¬ху, пройдя через семь небесных царств. На первом небе среди прочего, пророку довелось увидеть громадного, ослепи¬тельной белизны петуха, гребень которого касался второго неба, хотя расстояние до него измерялось в пятьсот лет пути. Это чудная птица каждое утро своим дивным пением привет¬ствует Аллаха... Согласно преданию, когда Аллах прикажет этой птице сложить свои крылья и перестать петь, тогда и все земные петухи перестанут петь и их молчание будет призна¬ком того, что великий судный день приближается.
Каждый раз, закончив свой рассказ, старик непременно добавлял:
-Бог слушает благосклонно три голоса: голос человека, читающего Коран, голос того, кто молится о прощении и го¬лос этого петуха, поющего во славу Всевышнего.
Отряхнув молитвенный коврик, старик кряхтя поднялся с места и, наказав мальчику следить за домом, пошёл по своим делам. Когда через час он вернулся, мальчик сидел, присло¬нившись к ограде и молча наблюдал за петухом. Рыхля острыми когтями землю, тот усиленно искал себе корм. И хотя мальчик сидел совершенно спокойно, петух поглядывал на него настороженно и предпочитал держаться на расстоянии.
Вдруг старик услышал как мальчик заговорил, обращаясь к петуху:
-Ну что тебе стоит хоть одно утро не петь? Сделай это ради меня. Прошу тебя...
Понизив голос, мальчик продолжал:
-Когда ты перестанешь петь, для нас с дедушкой станет ясно, что близится День Страшного Суда. Понял? Если бы ты знал, как я жду этот день. Жду, когда Бог накажет тех, кто убил моих родителей.
Вытянув шею и обнажив свою метку, петух в ответ гаркнул важно:
-Ку-ка-ре-ку! Я знаю это, мальчик. И всё же без прика¬за свыше я не могу прекратить своё пение. Но такой приказ будет... рано или поздно, будет. И тогда мы, земные петухи, все до единого замолкнем вслед за нашим небесным царём. И придёт День Страшного Суда.
Старик скорбно вздохнул и шаркающей усталой поход¬кой, пройдя на террасу, расстелил молитвенный коврик на по¬лу. Подходило время полуденного намаза.
Так, сменяясь, шли дни и ночи. Но однажды мальчик тяже¬ло заболел. Он лежал в горячке и был так слаб, что не .мог шевельнуть даже рукой. Перепуганный дед позвал соседку, слывшую знахаркой. Осмотрев больного, она покачала голо¬вой:
-В мальчика вселилась порча. Его можно излечить, толь¬ко окропив кровью меченого петуха.
Поставив свой диагноз, знахарка пошла к себе домой, от¬куда доносились пьяные выкрики её сына. Это был неисправи¬мый гуляка, безалаберно проводивший свою жизнь. Однажды, проходя мимо, он услышал, как мальчик разговаривает с пе¬тухом.
-Хочешь, чтобы твой петух объявил антракт и не пел од¬но утро? - свесившись через ограду, спросил сын знахарки. - Так ведь это просто...
Поманив мальчика пальцем и хитро сощурив глаза, он что-то шепнул ему на ухо. Мальчик, разинув рот от удивления, уставился на хмельного соседа. Спустя несколько минут они вдвоём изловили петуха и крепко связали его. Затем сын зна¬харки достал из-за пазухи бутылку вина и влил добрую половину в горло несчастной птице. Петух бился, вертел головой и крас¬ная жидкость залила его серебристо-белый воротничок.
-Всё, очухается только завтра к вечеру, - заверил сын знахарки, развязывая петуха.
Петух, шатаясь, поднялся и сделал несколько нетвёрдых шагов. Затем, распустив свои крылья, он пытался взлететь на ограду, но не сумел и постыдно шлёпнулся на землю, издав жалобный звук. Красный гребешок жалко накренился на бок.
Петух был пьян.
Узнав о случившемся, старик обозлился не на шутку и клял сына знахарки на чём стоит свет.
-Надо же дойти до такого, чтобы споить божью тварь,- сокрушался он. - Ведь это же грех...
Старик любил своего горластого меченого петуха и в ту ночь выходил несколько раз во двор, чтобы убедиться, жив тот или нет. И успокоился только тогда, когда на рассвете петух сиплым голосом прокричал: «Ку-ка-ре-ку!». Долг для пе¬туха был превыше всего.
...Всю ночь малыш горел и метался в бреду. Сквозь слезы он звал то мать, то отца. Рано утром ему стало легче и он от¬крыл глаза. Дед сидел, склонившись над ним. Но взгляд маль¬чика устремился куда-то мимо него. Он беспокойно вслуши¬вался в предрассветную тишину и чего-то ждал. Вскоре в ком¬нату сквозь маленькое окошко стали пробиваться солнечные лучи.
-Петух не прокричал, - облегчённо сказал мальчик, об¬лизнув свои иссохшие губы. – Значит, скоро наступит День Страшного Суда. Слышишь, дедушка, скоро?..
Не дожидаясь ответа, мальчик откинулся на подушку и вновь забылся чутким тревожным сном. Он ещё не знал, что меченый петух накануне был принесён в жертву ради его спасения.
Старик закрыл лицо руками и глухо зарыдал.
Свидетельство о публикации №219042600598