Выпускница Бестужевки. 7. Друзья мои бесценные

Предыдущая: http://www.proza.ru/2019/04/24/920


7. ДРУЗЬЯ МОИ БЕСЦЕННЫЕ

     В 1956 году моего мужа реабилитировали. Я вместе с внуком Юрой отправилась на Лубянку за справкой о реабилитации. Там я сказала, что лично мне никакая бумажка о невиновности мужа не нужна, а вот детям и внукам – другое дело.

     Когда мне предложили крупную денежную компенсацию за двадцать лет работы мужа в лагерях, то к удивлению чиновников в штатском, я категорически отказалась: «Не имею права взять их за кровь моего мужа!»

     Таким образом, мы навсегда перестали быть семьёй врага народа, но это опасное звание ещё долго аукалось в наших судьбах. Дома мы решили отпраздновать реабилитацию Павла Герасимовича.

     У меня собрались друзья-«норильчане». Пришли Разумовские, инженер-нефтяник Юра Афанасьев с женой и дочерью Неллей, Таёжный с Лидочкой (бывшей женой народного артиста Георгия Жжёнова). Она тоже вместе с мужем была в Норильске, как и я, вольнонаёмной. Жжёнов по возвращении в Москву с ней сразу же развёлся и женился на молоденькой. Этого я ему не могла простить, хотя артист он – великолепный.
 
     Я встретила их, как и в лагере на новоселье: пирогами с клюквой и крутой перловой кашей на газетных листочках. Так же налила чай без сахара. Было весело и грустно. Поминали Павла Герасимовича. Внук ел с нами то же самое, хотя на столе лежали и колбаса, и сыр.

     Афанасьев сказал ему: «Ты даже не представляешь, что за человек – твоя бабушка». У внука явно перехватило дыхание, но он всё же сумел ответить: «Я знаю…»

     Афанасьев пришёл тогда ко мне попрощаться: «Любовь Константиновна, я уже три раза был в реанимации за последнее время, но возвращался с того света, потому что и жене, и дочери нужна моя помощь. Теперь у них всё в порядке, и я могу спокойно уйти. Любовь Константиновна, Вы даже не представляете себе, как там хорошо!.. Не бойтесь смерти».

     Что я могла сказать ему в ответ? Чтобы он не торопился. Что я хочу попасть туда первой и встретить его там вместе с мужем. И что главное в жизни – никому не мешать, даже собственной смертью.

     Но Юра Афанасьев меня не послушался. Через день его не стало. Нелля рассказала мне, что он умер счастливым, с улыбкой на лице.

     В 1968 году мы разъехались с внуком, но жили недалеко друг от друга. Я получила 16-метровую комнату в большой коммунальной квартире на Арбате. В этом мне помог народный артист СССР и депутат Моссовета Владимир Иванович Осенев. У него были репрессированные родственники в Норильске.

     Ещё в Ухте я познакомилась с Михаилом Названовым, будущим народным артистом СССР. Его арестовали в 1935 году и освободили перед самой войной. Помогли хлопоты его жены, актрисы Ольги Викланд. Это была удивительно преданная друг другу пара.

     В театре имени Пушкина Михаил Названов исполнял главную роль в пьесе моего дальнего родственника Юрия Васильевича Кроткова. Мы в семье шутливо величали его Кротиком.

     Пьеса называлась «Джон – солдат мира» и была выдвинута в 1952 году на Сталинскую премию, но вождь народов отклонил это предложение, заявив: «Молод ещё!» Автору в ту пору исполнилось только 35 лет.

     Кротик стал появляться у нас в середине 60-х годов, причём регулярно. Сначала он мне совершенно не понравился. Не тот тип мужчины: щёголь, с огромной гнутой трубкой в зубах. Её он постоянно грыз, как будто был голодным.
 
     Но мой сын Валерий был от него в полном восторге:
 
- Мама, это же гигант! Он окончил Кембридж и курит только настоящий верджинский табак. Английский знает в совершенстве, все его диалекты! Я учу его ездить на своём полугоночном мотоцикле БМВ-Р-51 и боксировать на ринге!

- А чему он тебя учит?

- Всему, но только самому необходимому.

- Например?

- Как делать ставки на бегах, играть в бильярд, ухаживать за самыми красивыми актрисами, чтобы они сразу – наповал!

- А что, есть такая наука?

- Конечно, разве ты не знаешь? Кроме того, он – журналист-международник. Работает в ТАСС и «Москоу Ньюс».

     Я ничего не знала о Кротике, кроме того, что у мужа существует такой родственник.
 
     Он оказался очень забавным, как Хлестаков. Врал напропалую!
 
     То он был личным переводчиком у мадам Черчилль, когда она вместе с супругом Уинстоном приезжала в Москву, чтобы посетить Большой театр и Третьяковскую галерею, а также поговорить со Сталиным.
 
     То он был близким другом Бориса Пастернака и работал вместе с ним над последней главой знаменитого романа «Доктор Живаго», за который только один Пастернак потом получил Нобелевскую премию!

     Но пьеса Юрия Кроткова «Джон – солдат мира», действительно, пользовалась в Москве огромным успехом.

     Однажды Миша Названов, исполнявший в ней главную роль темнокожего певца и борца за мир, с остатками тёмного грима на лице привёл ко мне в гости знаменитого прототипа Джона – Поля Робсона. Он прилетел из США на премьеру спектакля и давал концерты.
 
     Я увидела мировую знаменитость в расхристанном состоянии после выступления в Колонном зале Дома Союзов. Восторженные поклонницы сорвали с шеи певца шёлковое кашне и оборвали все пуговицы на сувениры. Я пришила ему на пиджак свои самые любимые, перламутровые.

     Он очень развеселил меня, когда поблагодарил, но только вместо «Спасибо!» сказал: «Здравствуйте!» на чистом русском языке. Я попросила Поля спеть, но он отказался - устал.

     Когда у Кротика появлялись деньги, он тратил их, не считая. Говорил: «Чем их больше, тем меньше остаётся!»

     У него и Валерия оказалась одна пассия на двоих – красавица, киноактриса Лариса Кронберг. Она запомнилась зрителям ролями в кинофильмах «Большая семья», «Девушка с гитарой» и других. Кротик изменял ей постоянно и сочинял стишки, подобные этому:

«У тебя животик,
У меня живот.
Был я обормотик,
Стал – наоборот.

Дорогая Лора!
Не тебя люблю.
Встретимся не скоро.
«Сжалься!» - не молю.

У меня иная –
Жирная, как хрюк,
Глупая, хмельная,
Без любовных мук…»

     Лора же с удовольствием, в свою очередь, изменяла ему с Валерием, делая обоих глубоко несчастными…

     Как-то раз я попросила Кротика, чтобы он, используя свои мощные связи, помог моему внуку-студенту опубликовать хоть что-нибудь из его многочисленных поэтических опытов. Они нашли общий язык. Юноша признался знаменитому родственнику, что он-де - монархист, и терпеть не может рыбий жир и революции. И хотел бы жить и творить при царе-батюшке!

     И вот вскоре в газете «Московский комсомолец» один за другим появились два стиха молодого монархиста: «Монтёр» и «На могиле Грибоедова». Под вторым Кротков подписал, что это превосходное произведение, воспевающее трудовые героические подвиги рабочего класса. Видимо, он их перепутал?
 
     Я была в ярости, внук – в отчаянии, а Кротик выглядел очень довольным. Он даже притащил из редакции кучу газет и прикнопил их на стенах комнаты. При этом сказал: «Наконец-то в нашей семье - ещё один настоящий литератор!» Все номера свежей газеты с «Могилой Грибоедова» быстро изъяли из продажи.

     Вскоре Кротик написал удачный сценарий для фильма «Капитан Первого ранга». Он с успехом демонстрировался во всех кинотеатрах страны.

     Но неожиданно это прекратилось. Кротков перестал у нас появляться. Месяц за месяцем его телефон молчал. Я и сын Валерий решили навестить Юрия Васильевича, но квартира оказалась опечатанной. Мы всполошились и стали выяснять, что же случилось с нашим родственником.

     Компетентные люди из органов заявили: «Не нужно поднимать шум. Вы о нём больше никогда ничего не услышите».

     «Наверняка в какой-нибудь западной стране он стал разведчиком», – подумала я и успокоилась. Он же по натуре был авантюристом!

     Но по Москве распространились слухи о том, что Кротков влюбил в себя британскую миллионершу и решил остаться в Англии. Там он оказался, будучи официальным руководителем советской делегации работников искусств. Таким образом, стал «невозвращенцем». Его фильм смыли с киноплёнки, а пьесу изъяли из библиотек.

     Работая на «вражеских голосах»: БиБиСи, «Немецкая волна из Кёльна», «Голос Америки», он выступал вместе с Евтушенко против ввода войск Варшавского блока в Чехословакию.
 
     Умер Юрий Васильевич Кротков в 1982 году в Калифорнии.

     Потом я узнала, что в Америке его называют «великим русским писателем». Видимо, там он написал что-то достойное? Наконец-то в нашей семье появился настоящий великий литератор!


Продолжение: http://www.proza.ru/2019/04/29/715


Рецензии