Блуждающие могилы

На платформе «Память народа» расположена информация о том, что в нашем микрорайоне находятся несколько братских могил: Одна - «первичное захоронение», и две «современное захоронение». При этом, две последние различаются по типологии: одна на ул. Спартака, рядом с пересечением ее ул. Буденного – тип – братская могила, другая на территории МБОУ Багаевской СОШ №3 тип - памятник.
  Не все знают: первичное захоронение – это погребение в спешном порядке на территориях, не предназначенных для этого. Первичные захоронения могут быть «боевые» и «санитарные» (в случаях инфекционных болезней). Наше первичное захоронение по переулку Стадионовский было именно «боевым».
  В условиях массированной бомбардировки нашей станицы в январе – феврале 1943 года воины не могли уделить достаточно времени для подобающих похоронных обрядов. Наспех рылись могилы, использовались воронки от авиационных бомб. По данным архива Министерства Обороны РФ, в первичной могиле находилось 75 захороненных, в том числе и подполковник Сахиб Майский, погибший 24 января 1943 - его. Среди этих семидесяти пяти мы находим семь знакомых фамилий из современного захоронения № 61-77/2014, о которых мы писали ранее.
  Получается, останки этих семерых либо перезахоронены, либо информация о них перенесена на наш обелиск. Этих бойцов, против нашей надежды, не объединяет ни дни гибели, ни части, в которых они служили. Объединяет их одно: они погибли для того, чтобы наша страна победила, и наш район был освобожден. Тогда вопрос: откуда перенесены останки или информация бойцов в исследуемое нами захоронение. Оговоримся сразу: в 1940-60 -ые годы производились массовые перезахоронения братских могил. И здесь имеется мрачная правда. В иные разы могилы укрупнялись и изымались останки всех захороненных, но гораздо чаще, смещение захоронений проводилось частично, а хуже и, вовсе, на бумаге.
  Другими словами, нет никакой уверенности в количестве и именном составе захороненных в той или иной могиле. Но это нас не останавливает. Заполнить, по возможности, белые пятна истории- наша задача.
Мой прадед лежит где-то в Чёрном море с осени 1941 года. А второй прадед в Белоруссии с 1944 - ого. Оба числятся, как и миллионы других, «пропавшими без вести». Был бы я против того, чтобы их имя было увековечено и появилось на плите обелиска? Нет! И не важно, лежат их тела под конкретной плитой или нет, важно, что есть место, пред которым можно преклониться.
Мы поддерживаем программу и ряд нормативно-правовых актов, направленных на увековечивание павших, пропавших без вести, в той ужасной войне. Именно благодаря такой акции на надгробной плите захоронения № 61-77 появилось имя 22-ого бойца «не похороненного» именно там. В боевом донесении сказано, что красноармеец 33 гв. сд,  убит 6.02.1943 г. и похоронен в д. Богаевка Ростовской области. Родственники Гришаков Павла Михайловича ходатайствовали в Администрацию района об увековечивании героя, и имя солдата появилось на памятнике. И вот уже теперь планируется запись № 23.


Рецензии