Ожерелье для Медеи гл. 2 Взросление

   Часть 1 повести "Дикая птица" 

    В конце августа тетя Катя объявила Медее, что они переезжают в город,            
а мама скоро к ним приедет. Полина уже записала ее и брата в шестой класс.
Все было очень неожиданно, но радость от переезда в город испытывали
только тетя Катя и ее дети.
    Полина отвела Медею с братом в школу, где они старались проводить
большую часть времени, оставаясь после занятий в библиотеке или на
спортивной площадке. И только ближе к вечеру Медея бежала домой,               
зная, что тетя Катя нуждается в ее помощи. Та - каждый день стирала, а
полоскать белье надо было ходить на речку, и делала это девочка.
    Однажды, собирая лебеду для поросенка, Медея увидела на дороге
худенькую женщину в цветном платье с сумкой. Она выглядела усталой,
 шла медленно, сверяя номера домов…Что-то в ней было знакомое и удивительно родное.
    Медея поставила корзинку с травой на землю и внимательно присмотрелась к приближающей фигурке.– Да это мама…
Она вскрикнула и бросилась навстречу: – Мама! Мама! – Слезы одновременно навернулись на глаза дочери и матери. Обе, не выпуская рук, опустились на обочину дороги и не стесняясь плакали от счастья,что снова вместе.
   
   Полина показала приехавшей тетке спальное место в доме – проходная
комната, где с одной стороны стояла кровать тети Кати с младшей дочкой –
школьницей, а напротив кровать, где будет спать Медея с мамой.
 Анна отдала Полине пять тысяч рублей – половину своих сбережений от
продажи имущества, зарплаты и пособия, которое ей собрал коллектив. Ее
провожали очень тепло, но до этого - долго уговаривали:-«Не надо тебе уезжать. Здесь мы выжили и сроднились. Жизнь в поселке быстро налаживается…»
   Но Анна не изменила своего решения, о чем позже - сильно пожалеет.
   
  А сейчас она шла в исполком относительно места работы, о котором ей
отписала Полина.- Видите –ли, - ответили ей. – Мы действительно, готовы предоставить вам работу. Дело за малым – получите прописку.
 
  Пропиской с начальником милиции занимался муж Полины Алексей. К          
нему тот заходил каждый день за бутылкой водки и двумя бутылками пива.
Долг за напитки посредник предъявлял Анне. Но прописки все не было.               
Начальник милиции тянул решение вопроса, а потом откровенно потребовал
от Алексея пять тысяч.
  У Анны было безвыходное положение и она отдала эту сумму. У нее –
безработной и фактически бездомной - осталось всего две тысячи рублей,
половину из которых потребовала Полина за проживание в текущем месяце.
Прописку сделали, но за это время, обещанная Анне, должность была занята
другим человеком.
 К тому же, странно повел себя и муж Полины. Он стал приходить с работы
недовольный, под хмельком, и ворчал на жену и тещу, «которые его дом
превратили в гостиницу».
 Полина не стала перечить мужу и попросила Анну съехать. И еще сказала:
 -В райисполкоме есть свободное место бухгалтера. Зарплата 300 рублей.
Конечно, это мало, но лучше, чем ничего. На съемное жилье хватит.
  Тетя Катя расплакалась: - «Нюша! Разве я знала, что так получится… Ни
работы, ни жилья»– сокрушалась она.  - Ты уж, соглашайся на бухгалтера,
чтобы оплачивать жилье. А там, Бог даст, и наладится. Я буду тебе каждый
день литр молока давать детям на кашу. – Прости меня.
   Анна согласилась. Она сняла комнату за двести рублей в месяц в пристройке к жилому дому у реки, купила машину дров и два мешка картошки. Запас денег кончился и рассчитывать она могла только на пенсию в 270 рублей за погибшего мужа.
   Прежде чем приступить к работе в должности бухгалтера, съездила в Москву в Министерство социальной защиты. Предъявила там свои документы и попросила устроить ее на работу по номенклатурному списку в любой город Подмосковья. Ее поставили на учет и велели ждать.
   Анна побывала в военкомате Москвы и встала на учет, как участник войны.
После принятых мер к налаживанию жизни на новом месте, она приступила к работе бухгалтера в районном центре.
  Началось трудное время, с копеечным расчетом прожиточных дней. Кроме оплаты жилья, - самой важной статьей расходов - в 60 рублей - была на еду детей в школе. Она состояла из булочки и стакана сладкого чая.
   Сестра Катя, действительно, каждый день тайком от Полины и Алексея,
сдавая по разнорядке государства «излишки молока» на молокозавод,
выделяла детям литр молока на кашу. Вечером ели картошку с селедкой. 
   Однажды, при получении зарплаты, к Анне обратилась племянница Полина.
- Я знаю, что мать дает вам молоко. Деньги можете отдавать мне.
- У меня нет денег на молоко – ответила Анна.               
Так молоко исчезло из рациона детей.
   Сестры жили на разных сторонах поселка и потому не встречались после
разъезда. И все же их пути пересеклись в магазине, где Анна покупала селедку.
- Ты уж прости меня, Нюша. Запретили мне давать тебе молоко бесплатно, -
пустив слезу, сказала Катя.- Я ведь - не хозяйка в доме.
- Бог простит.
  Дети пообносились и страдали, что не могут помочь матери, как это было раньше; ни клюквы ни алюминия в лесу на новом местожительстве не было. И с наступлением лета, не поставив мать в известность, пришли в дорожный отдел и попросили «любой работы на каникулы».
 Мастер Исаич долго теребил ус, а потом сказал: - «Ежели только подгребать
гравий и следить за порядком в гараже».
  Детей определили к двум рабочим, которые нагружали машины гравием.
Мужчины были не прочь выпить и потому - все время пребывали в хорошем
настроении. Узнав, чем занимаются ее дети, еще не окрепшие после войны и
плена, Анна разрыдалась и вновь, и вновь - мысленно корила себя за переезд поближе к родственникам.
   Исаич закрывал детям наряды по пятьдесят и семьдесят рублей в месяц.
 За лето они заработали триста рублей на обувь. Больше ни на что - не
хватило.
  В конце лета Анну вызвали в Москву. Министерство социального обеспечения планировало открытие нового Дома для престарелых и предложило ей возглавить его. Но сначала, Дом надо было отстроить, провести коммуникации, оборудовать всем необходимым…
  Женщина согласилась. Понимая, что одна эту работу не потянет, Анна обратилась в воинскую часть, с просьбой помочь техникой, рабочей силой и строительными материалами. Через три месяца Дом для пожилых людей был открыт, штат набран, и она начала прием стариков.
  Такой скорости и напора в Министерстве еще не видели. Дом был признан
лучшим в Подмосковье. Ей выписали премию в два оклада, и она смогла к
новому учебному году купить детям школьную форму и зимнюю одежду.
Кроме того, Министерство направило письмо руководству местной власти                с просьбой позаботиться об обеспечении семьи фронтовика жильем. Через
год им предоставили комнату в коммунальном доме. Еще через год из
военкомата Москвы пришло письмо, в котором ставили в известность, что
Анна награждена Орденом Красной Звезды за заслуги перед Отечеством  в
годы войны и просили прибыть за его получением.
  В школе, где учились дети жизнь била ключем.Дети носились по коридорам, катались по перилам лестниц, мальчишки щипали девчонок, те - пищали и жаловались учителю.
  К Медее тоже стал приставать восьмиклассник Володька. Она раз отпихнула
его, два - отпихнула, но он упорно преследовал ее и пытался по- взрослому
обнять.
  Однажды, на повороте лестницы со второго этажа на первый, он съехал
вслед за ней по перилам и двумя руками обнял. Медея со всей силы
толкнула его назад. А поскольку, его большая часть нижней половины тела
осталась на перилах, он опрокинулся вниз головой, и девочка с ужасом
подумала: - Сейчас - разобьется!
   Но Володька оказался ловким мальчиком. Ему удалось зацепиться руками
за перила лестницы первого этажа и благополучно перевернуться. Он встал,
посередине прохода и, смеясь смотрел на Медею, а та – грозно показала ему
кулачек. С этих пор мальчишка перестал к ней приставать.
  Но у Володьки были и положительные качества. Он хорошо играл на
музыкальных инструментах: - пианино, трубе, балалайке, гармошке - и
Медея во время концерта забывала о его наглости. Она искренне восхищалась его исполнением и аплодировала вместе со всеми.
   В начале нового учебного года появились два новых учителя: женщина
математик и мужчина – физик. О том, что они муж и жена дети долгое время не знали.
 Математику Медея схватывала на лету и любила этот предмет, почти так же трепетно, как музыкант свою скрипку. И частицу этого чувства она отдала Нине Павловне – учительнице алгебры и геометрии, которую назначили их классным руководителем. Класс воспринял ее –более чем агрессивно. При объяснении нового материала, мальчишки без стеснения громко разговаривали, смеялись и тихий голос молодого педагога тонул в этом шуме.
   Медея решила положить конец этому безобразию. Во время объяснения нового материала, она вышла из –за парты, прошла в конец класса, где два «раздолбая» громко «травили» анекдоты и смеялись. Не говоря ни слова, «подарила» каждому по затрещине и вернулась на место.
  В классе наступила тишина, а учительница, как ни в чем не бывало, продолжила объяснение. С этого дня, ребятня по - другому стала смотреть на девочку. Ее признали лидером.
  Одноклассник Димка – тот, что был наказан Медеей, - сын местного
председателя Роспотребсоюза, перед которым все торгаши и руководители
городка снимали шапки, неузнаваемо изменился. Из веселого, саркастичного
подростка он превратился в ее тень и «незаметно» шел после школы следом
за Медеей до ее дома; подружился с братом Колей, носил воду, пилил дрова, и молчал…
   Медея делала вид, что не замечает ровесника по имени Димка, с большими голубыми глазами, светившимися преданностью, и очень похожего на друга ее детства - Борьку. Ее занимали другие мысли - назревал конфликт с учителем физики.
   Виной тому была Ирка – высокая, с опережающим развитием физических
форм, девушка, сидящая впереди Медеи. Она постоянно «делала глазки» молодому физику, а он - отвечал на них улыбкой. Это злило Медею. Она усматривала в этом предательство жене - ее любимой учительницы.В моменты улыбок, она дергала Ирку за косы. Но это - никак не влияло на ее поведение.
 
  Тогда Медея решила воздействовать на учителя физики и ничего лучшего
не придумала, как, демонстративно отказываться отвечать на уроках и не
выходить к доске. В журнал посыпались двойки, и классный руководитель 
Нина Павловна вызвала девочку для объяснения причин снижения успеваемости.
Объяснение не состоялось, поскольку на предыдущем уроке физики Медея
нагрубила учителю за «не педагогичные» методы работы.
 
  Между тем, учитель физики был любимцем и другом всех мальчишек в школе. Он играл с ними в футбол, ходил на рыбалку, вел технический кружок, куда ходил и брат Медеи. Последнее обстоятельство и использовал физик. Он посоветовал
Коле, как старшему брату, вразумить сестру за грубости на его уроках.
   Тот понял «вразумить» буквально и, придя домой, отвесил Медеи оплеуху,
чтобы «не зарывалась» в разговоре с учителем!
 
   Такого вероломства от брата Медея не ожидала и сказала ему, что уходит
из дома и пусть он - объясняется с мамой, как хочет. Взяла кусок хлеба и ушла. Днем бродила по лесу, а вечером залезала на чердак и там ночевала…
   Ее вычислил Димка. Поздним вечером, он пробрался на чердак с плиткой
шоколада и присев рядом сказал:
 - Хватит дуться! Весь класс на ушах, а больше всех волнуются твоя мама и
Нина Павловна. Да и ночи уже холодные. Можешь простудиться. Снял
пиджак, укрыл Медею, а сам просидел рядом всю ночь.

  Утром вместе пришли в школу. Дима подвел девочку к классному
руководителю со словами: – Принимайте беглянку.
 - Ребята во двор! У вас полчаса на игры, - объявила классный руководитель и
обратившись к Медее, сказала:
 - Поговорим… Расскажи, что случилось?
   Медея сбивчиво рассказала о «глазках» Ирки, улыбках учителя физики,
оплеухи от брата, называя все это одним словом – предательство. От обиды
не могла сдержать слезы, хотя раньше никогда не плакала.

  - У меня нет друзей… Я хочу уехать отсюда. В Комитете комсомола, набирают
добровольцев на БАМ. - Прошу вас дать мне характеристику.
 - Какой БАМ? – воскликнула учительница. -Тебе нет и тринадцати лет! А
относительно друзей ты ошибаешься. У тебя пол - школы друзей! Кроме
мамы тебя ищет весь класс! Может ты внимательно посмотришь на тех, кто
тебя окружает и хочет тобой дружить? А на Иру - не обращай внимания. Она -засиделась в школе. Но для нее это последний год. С учителем физики - я тоже поговорю. Все что случилось -  недоразумение и не заслуживает твоих волнений и слез.
   
    От этих слов, слез не стало меньше. Медея рыдала в голос.Чувствуя, что у девочки нервный срыв, Нина Павловна привела ее во флигель школы, где они временно жили с мужем за неимением другого жилья; налила кружку горячего чая и, дав успокоительное, уложила в постель. – Спать! Все остальное - после уроков. 

   После уроков, она, первым делом, поговорила с мужем.- По какой причине у Медеи в журнале столько двоек по физике? Ведь она – лучшая ученица в классе!

  -Отказывается отвечать, –пояснил Алексей Григорьевич.
  - А ты выяснил причину? И с каких это пор- отказ отвечать стал у тебя не
знанием предмет? Это же конфликт с учителем! Твоя задача была разобраться почему он возник? А ты подключил брата и вывел ситуацию за пределы разумного.
  -Но если ученики будут отказываться отвечать, как я могу дать оценку их
знаниям!
  -А ты отведи последние 15 минут урока для ответов на вопросы по «билетам». Включи три вопроса: например, Закон Ома, формула и задача. Увидишь, как это скажется на знании детей.- Да, что я тебе объясняю методологические истины! В общем, тебе правильно сделали замечание относительно не педагогических методов
работы…
    А с Медеей изволь наладить отношения и попытаться «заставить» ее
забыть о случившемся. Сейчас она у нас – во флигеле. И я не отпущу ее, пока
не сочту это нужным. Матери уже позвонила. После работы она придет в школу.
   
  Как только Медея проснулась и почувствовала в себе силы, она сбежала из
флигеля. Утром пришла в школу, сидела отрешенная и думала:
  - Может, действительно, сама виновата, что не нашла друзей?
 Ребята вели себя деликатно, не задавали вопросов; ждали, когда напряжение спадет само. И только Дима решил иначе.
  - Давай сходим вечером на рыбалку, - предложил он. -  Я приготовил удочки
и накопал червей.
  - Давай.
 Постепенно в школе все возвращалось на свою колею. Оценки по физике в
классе, к радости классного руководителя, резко пошли вверх, когда учитель
ввел новую форму оценки знаний. Ирку пересадили за заднюю парту. И только в отношениях с братом Медея была непреклонно сурова, несмотря на его пришибленный вид. Он страдал не меньше ее за свой необдуманный поступок.

  Время шло. Дети взрослели. Брат поступил в машиностроительный техникум.
Дима все чаще приглашал Медею на рыбалку, хотя понимал, что процесс
«ловись рыбка» - ее мало интересовал. Ей нравилось молча сидеть у воды и
думать о сокровенном...
    Иногда она вынимала из кармана блокнот и записывала в него строчки
новых стихов.
 
  Однажды она спросила Диму. –Ты, действительно любишь рыбалку?
  - Я люблю море, – задумчиво ответил он. И хочу с ним связать свою судьбу.
   -Каким образом?
   -Когда получу повестку, попрошу в военкомате направление в мореходное
училище. Если откажут, то во флот. А когда отслужу – снова попробую в
мореходку. В любом качестве, я останусь на флоте.

  - Я хотела тебя спросить: - Знаешь ли ты, что нравишься Чиграшке, – так все
звали девушку – подростка, работающую на швейной фабрике.
  - Ну, в общем, да.
  - И как ты к ней относишься?
  - Лучше бы ты спросила, как я отношусь к тебе, - и впервые за время их «
хрупких» отношений, Дима рассмеялся. Это был вымученный смех, и Медея
поспешила ответить:
   - У меня нет повода спрашивать тебя об этом.  А через пару недель Дима сообщил, что ему пришла повестка из военкомата готовиться к осеннему призыву.

  – Ты придешь меня провожать?
  -  Не будем загадывать так далеко. Но я подумаю – пообещала Медея.
  Долго думать не пришлось. Чиграшка - одна из первых узнала, что Димку
ждет осенний призы и решила разыграть роль влюбленной девушки на виду
у всех. Подкараулив, когда он с Медеей шел с волейбольной площадки, она
неожиданно бросилась к ним навстречу, вцепилась в юношу и стала его
целовать!
    Было ли Димке приятно, или он просто растерялся, но резких движений и
открытого возмущения с его стороны не последовало. Он аккуратно стал
освобождаться от рук девушки, что у него не очень получалось.
   
   Для Медеи этого эпизода оказалось достаточным, чтобы закрыть вопрос о
своем присутствии на проводах Димы на флот. Она сосредоточилась на 
выпускных экзаменах, занималась спортом, не расставалась с тетрадкой,
куда записывала поэтические строки, много читала и готовилась к
поступлению в Литературный институт. 
   
Продолжение следует.


Рецензии
Здравствуйте, Леночка! Нравится Ваше повествование о Медее. К сожалению такие родственники в жизни не редкость, но их не выбираешь по собственному желанию.А девочка максималистка. Тяжело в жизни с таким характером, по себе знаю. Но у Вас в романе у Медеи ещё ярче проявляется эта черта. Читать интересно. Спасибо!

Мила Стояновская   10.07.2022 13:32     Заявить о нарушении
Спасибо, Дорогая. Рада была видеть))

Лена Широкова   12.07.2022 00:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.