Очарование иного

       Лето шумно и бесцеремонно обрушилось на центральную полосу России и прилегающие к ней территории; молодое, задорное, неопытное ... надолго ли его хватит в конце-то апреля?
       Впрочем, и в апогее своего молодого опьянения, оно проявилось на просторах европейской части страны неодинаково.
       У меня дома расцветило все деревья - как будто уже середина мая. А племянник, подающий надежды юный исследователь, прочитав мой текст о промелькнувшей весне, дал понять, что его этим не удивить.
       Конечно! Он всё это видел ярче и раньше, потому что совсем недавно съездил ненадолго на родину. А родом он с южной реки, на которой почти два с половиной века назад величайший соотечественник-стратег возвёл крепость на русских рубежах.
       Моя же родина, напротив, севернее моего нынешнего дома.
       И хотя в последнюю неделю апреля здесь тоже температура доходила до двадцати двух градусов тепла привычного Цельсия, снег в глубине лесов, на опушках, в тенистых парках ещё горбится почерневшими рябыми островками и торосами. Ничего удивительного: это вам не южная крепость на бывшей границе с
 Портой, а основанная великим императором Северная столица. И «север» в данном случае далеко не образ, не аллегория...

       А чуть в стороне – от Северной Пальмиры ли, Венеции – веет провинцией; пылят дороги как полвека назад, привычно дымят ( отнюдь не электронными, а обычными, примитивными) сигаретами совсем юные сограждане, и комфортабельная – «столичная» по задумке и внешнему виду – скоростная Ласточка забита в пятницу так, что и стоя пристроиться поудобнее не выйдет...
       Но и это чья-то родина; для кого-то нет ничего дороже этих болотистых монотонных перелесков, оставшихся от давно ушедшей в более глухие места тайги.

       Так и с людьми. Они не просто разные; часто «не слишком удобные», порой суровые, временами капризные, а моментами и вовсе невозможные. Но они наши соотечественники, знакомые, друзья, близкие...  их не переделать.
        Разумеется, корректировать можно и даже нужно многое; важно понимать – что и в какой мере. Можно и подстроиться под обстоятельства, настроения, чужие привычки. Только есть опасность самому потеряться во внешнем, в ином; перестать быть собой, а это почти равносильно прекращению существования.
       Как это у Беркли? Существовать – значит быть воспринимаемым. А кто захочет и сможет воспринимать безликость, серость, перманентную мимикрию?

       Создавать мир «под себя» – недоступный и, что более важно, вредный солипсизм. И незаметно раствориться в действительности – неблагодарный, непростительный шаг (еще успеете!).

       Попытаться предложить миру собственное творчество, не пожалеть своего труда для людей, действительно достойное использование подаренного жизнью шанса.
Но для этого нужно уметь многое понять, принять.
       Не принимать непривычного – в людях, семьях, культурах – самая примитивная реакция. Увидеть в особенном, непохожем, важный смысл, а может и очарование – уже творчество, предпосылка созидания. Суметь установить гармонию отношений, помочь партнёру создать нечто новое и полезное, или просто сделать его счастливым (хотя бы заметно приблизить к действительному счастью) – это уже созидание.

       Интересного, приятного и нужного (а, может, и необходимого) нам – во внешнем, в ином больше, чем может показаться. Не стоит себя обеднять...


       А Северная столица – помимо не очень удобного климата – поистине сказочный город, изумительный, потрясающий (не в «телевизионно-тусовочном» смысле, где так оценить могут каждый «чих» третьеразрядного бессовестного шута, а в изначальном и непременно созидательном).
         К великой культуре, вобравшей в себя не только триста лет собственной яркой истории, но и тысячелетия лучшего опыта цивилизации, Санкт-Петербург - Петроград - Ленинград добавляет сегодня новые музеи и парки, вузы и исследовательские центры, проспекты и новостройки, новые станции метро с неповторимым колоритом, вокзалы с продуманной логистикой... И люди в городе традиционно замечательные: добрые, воспитанные, полные собственного достоинства и внимательные к вам.

        Нет в мире города лучше, интереснее, красивее!

        Разве что, Москва! Там мой дом...


       27 апреля 2019 г., Санкт-Петербург


Рецензии