Город и художник

                ГОРОД И ХУДОЖНИК
    Зал Дворца культуры имени Кирова полон.  Собравшиеся внимательно слушают молодого художника-проектировщика Александра Леухина, который свой рассказ сопровождает  показом цветных слайдов. Вот то, что предстало на экране, и вызвало острейший интерес присутствующих.
    Леухин показывал фрагменты улиц, музеи, панорамы городов Минска, Баку, Набережных Челнов из… будущего.
    Мало сказать об этих проектах, уже получивших признание в нашей стране и за ее пределами, что они смелы. Они поражают совершенно новаторским подходом в творческих исканиях авторов.
    Художники задали себе очень простой вопрос:»Что такое тротуар? После проведенного анализа пришли к выводу, что это, так сказать, «ничейная земля», которая никогда не благоустраивалась. Никогда! А почему? Нельзя ли попробовать?
    Так возникла идея тротуара. Проект создавался на основе города Минска.
    Представьте себе всем знакомую пешеходную дорожку, сбоку которой стелется  с меняющимся диаметром  труба-шина из пластмассы. Труба несет в себе массу полезных функций. В ней –цветочницы, информационные установки, зоны отдыха, питьевые фонтанчики, автобусные остановки, подземные переходы, всевозможная реклама, камеры хранения, часы, барометр. Проектировщики учли даже  заботы владельцев собак – специальные крючки, куда можно на время прикрепить поводок от ошейника.
    Большое место в рассказе художника занял проект города Баку, где сохранены в новом качестве уникальные пластика и структура древнего города с его многовековым фундаментом. 
    Стены магазинов в центральной части превращаются  в подвижные витрины, потому что идея проекта – сохранить  атмосферу очень оживленного центра сегодняшнего Баку – стирание границ между самой улицей с потоками людей  и не менее заполненными салонами магазинов, ателье, кафе…
    Все мы привыкли понятие «наглядная агитация» ассоциировать с лозунгами, плакатами, «молниями». Проектировщики находят эти формы устаревшими и предлагают взамен телеэкраны в цехах, динамические установки, световое табло, оперативно и более подробно информирующие о новостях. Работая над проектом  комплекса КамАЗа, они нашли прекрасным средством наглядной агитации … огромное зеркало на всем торце высотного производственного корпуса, в котором отражаются другие корпуса завода.
    Учебно- экспериментальная студия  Союза художников СССР , эта, образно говоря, «фабрика идей», создана под Москвой, на творческой даче Синеж в 1972 году. В ней, кроме  Александра Леухина, работают и другие казанские художники-проектировщики – Евгений Голубцов, Рашид Сафиуллин, Николай Артамонов. Они занимаются проектированием среды, в которой находится человек.
    Проекты молодых художников демонстрировлись на больших выставках дизайна в Москве, Венеции, западном Берлине. Александр Леухин и Рашид Сафиуллин награждены за проекты дипломами Ленинского комсомола и Министерства культуры СССР.
    В этот вечер перед присутствующими выступили  также художник-живописец Р.Имашев и референт Союза художников ТАССР С. Бричак. Они рассказали о творческой деятельности ведущих художников  республики, о работе молодежной секции Союза.
    Вечер встречи учителей школ с художниками во Дврце культуры имени Кирова  организовал Приволжский  райком КПСС города Казани. Это очередное занятие учителей – слушателей  школы системы политического просвещения, в которой занимается более четырехсот человек.
    Положено начало серии запланированных встреч с людьми творческой профессии – поэтами, писателями, композиторами.  Живое общение с деятелями литературы и искусства, несомненно, поможет педагогам в таком важном  и очень нелегком деле, как художественное воспитание подрастающего поколения. Сделан практический шаг по выполнению программы  сотрудничества между коллективами  школ и творческих союзов, намеченной  январским пленумом работников литературы и искусства нашей республики.
                Светлана КИМ. Газета «Советская Татария»
                13 февраля 1977 года.
   


Рецензии