Об именах. Василий Глотов

Шёл 1962 год. Я учился в 9-ом классе. В городской газете были опубликованы два или три моих стихотворения. Я шёл в школу, опасаясь одномоментно стать знаменитым, но никто из нашего класса не заметил. И ладно. Я тоже промолчал. Только в параллельном классе обратили на стихи внимание и тихо поздравили меня. В школе было три восьмых класса: А – с английским языком, Б – с немецким, мои прежние одноклассники оказались там, а я был в В, где полкласса учили немецкий, а полкласса – английский. В девятом нас собрали в два класса: «чисто английский» и наш Б «чисто немецкий», в таком составе мы и закончили школу.  А в 1962 поздней осенью в городском доме пионеров организовали литературный кружок, и я стал его посещать. Особых успехов в стихах у меня не было, чаще я писал заметки в газету. Их мои одноклассники тоже не замечали. Меня это устраивало. Из нашей школы в кружок никто не ходил. Занятия проходили в Белом доме, который оказался старше вашингтонского, сидели мы возле камина в актовом зале. Очень сожалели, что нельзя камин затопить, но помечтать об этом можно.

Руководил кружком местный поэт Василий Иванович Щербаков. Он был руководителем литобъединения при «Кыштымском рабочем», я уже посещал его, ходил в школу рабкоров – рабочих корреспондентов. Это не мешало учёбе, но давало возможность быть в курсе всех городских событий и знать в лицо многих начальников. В моей библиотечке была небольшая книжечка стихов Щербакова «Кыштымская тетрадь», я купил её в газетном киоске за 5 копеек. У меня был сборник стихов Ефима Ружанского из Свердловска, многие его стихи я знал наизусть, хотя особо и не учил. Некоторые строчки до сих пор помню. А в сборнике Щербакова я таких стихов не нашёл, хотя очень хотелось щегольнуть знанием стихов. Впрочем, я никому об этом не говорил ни в литобъединении, ни в кружке Дома пионеров.

Однажды Василий Иванович принёс вырезку из журнала, не глянцевого, а типа «Уральские огоньки» или «Москва», а на ней – я сразу узнал – рисованный портрет Василия Тёркина. И на вопрос Щербакова скороговоркой ответил строчками из Александра Твардовского:

Теркин - кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда.
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.
И чтоб знали, чем силен,
Скажем откровенно:
Красотою наделен
Не был он отменной,
Не высок, не то чтоб мал,
Но герой - героем.
На Карельском воевал -
За рекой Сестрою.

Скорее всего, я что-то попутал и поменял местами из воспроизведённого здесь. Я знал ещё по литобъединению, что Щербаков очень любил стихи Твардовского и много раз  читал его отрывки.
 
Следующий вопрос всех удивил:
- А как Тёркина величали по батюшке?
- Иваныч. Василий Иванович, - ответил кто-то из наших. А другой (другая) уточняет:
- Вы Василий Иванович. Чапаев – Василий Иванович. И Тёркин тоже Василий Иванович…
- Угадали. А доказать сможете?

В тот же день я нашёл в библиотеке «Книгу про бойца», а в ней уже во второй главе «На привале» доказательство об отчестве Тёркина. Нашёл в читальном зале, пришлось сделать выписку:
Повторить согласен снова:
Что не знаешь - не толкуй.
Сабантуй - одно лишь слово –
Сабантуй!.. Но сабантуй
Может в голову ударить,
Или попросту, в башку.
Вот у нас один был парень...
 Дайте, что ли, табачку.

Балагуру смотрят в рот,
Слово ловят жадно.
Хорошо, когда кто врет
Весело и складно.

В стороне лесной, глухой,
При лихой погоде,
Хорошо, как есть такой
Парень на походе.

И несмело у него
Просят: - Ну-ка, на ночь
Расскажи еще чего,
Василий Иваныч...

Вот такие, как Александр Твардовский, и поставили крест на моём стихотворчестве. У меня такая лёгкость необыкновенная не получалась, а быть плохим стихоплётом, ой, как не хотелось. Выписку я принёс на следующее занятие, а то занятие – по картинке – началось с того, что Щербаков объявил, что это нарисован не литературный, не Тёркин, а настоящий боец, работавший во фронтовой газете, как я понял, во время финской войны,  Василий Иванович Глотов.

Поэт Щербаков Василий Иванович родился в Кыштыме в декабре 1915 года. Семья была очень бедная, нужду он познал с младенчества,    работал молотобойцем, подпаском. В лесу и начал писать первые стихи, публиковал их и заметки, в кыштымской районной газете «Социалистический штурм», ставшей позднее «За цветные металлы».

Хотел через поисковик социальных сетей найти что-нибудь о его друге Жорджике, ставшем газетчиком,  Георгии Васильевиче Портнове, а нашёл лишь фотографию его сестры Елизаветы Васильевны Портновой. И то хорошо. Не забыли, она была директором третьей школы ещё в годы войны, а у нас она вела историю средних веков в шестом и седьмом классах.

Вот личности были, люди старшего поколения. В армию они, Щербаков и Портнов,  были призваны вместе в 1937 году, а после пути разошлись. Щербакова направили в Киев на учёбу в химической минометной роте, потом служил в Сибири, а когда началась финская война, его призвали туда. Там он встретил в редакции фронтовой газеты тоже политрука, тоже Василия Ивановича, Глотова.

Удивительно, но в биографиях Щербакова и Глотова, найденных в сети, нет упоминания об их участии в финской войне. Кстати, в той войне участвовал, а в первые дни большой войны в 1941 году погиб мой дядя, младший брат моей матери Иван Ильич Малышкин. Он родился 16 августа 1910 года. Точной даты гибели нет, но он в списках погибших участников Великой Отечественной войны.

Итак, Василий Иванович Глотов, уроженец Алтая, родился в селе  Прыганка (ныне Каменский район Алтайского края) 12 (25) июля 1910 года. Русский советский поэт, прозаик и переводчик. Семья его была крестьянской, вступила в коммуну «Лев», но Советская власть учила основательно, сперва в школе, потом в ФЗУ (фабрично-заводское ученичество), а потом на курсах Красного бойца. В войну вступил раньше всех, ведь перед большой войной была малая, Советско-финская война, по-фински - talvisota   «Зимняя война», по-шведски - vinterkriget, между СССР и  Финляндией   с 30 ноября  1939 года по 13 марта 1940 года.

26 ноября 1939 года правительство СССР направило ноту протеста правительству Финляндии по поводу артиллерийского обстрела, который, по заявлению советской стороны, был совершён с финляндской территории. Ответственность за начало военных действий советская сторона возложила на Финляндию. Хорошо укреплённая линия Маннергейма была взломана, Ленинград защищён с севера накануне большой войны, Финляндию принудили к миру, 11 процентов территории  Финляндии со вторым по величине городом Выборгом отошли к СССР.  Начало военных действий осудил якобы цивилизованный мир, СССР был признан агрессором,   в декабре 1939 года СССР был исключён из Лиги Наций. Сегодня идут похожие процессы и приближение НАТО к границам России выдаётся за российскую агрессию. Ложь снова стала инструментом международной жизни.

Через финскую войну прошёл идеологический актив Красной армии. Назову только тех, кого я точно знаю. Писатели и поэты Николай Богданов, Юрий Герман, Василий Глотов, Василий Щербаков, да и Александр Твардовский, хотя в официальных биографиях об этом нет.

Но судите сами. В 1939—1940 годах в составе группы писателей Твардовский работал в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины». А это подтверждает, что военный корреспондент Твардовский участвовал в войне с Финляндией. Ну чисто случайно 30 ноября 1939 года, в день начала советской-финской войны, в газете были опубликованы стихи Твардовского «Час настал».

И тоже чисто случайно в газете «На страже Родины» в стихотворении «На привале» появился  Василий Тёркин. Сопоставим случайности:  О Тёркине впервые напечатано 11 декабря 1939 года, а это первые дни финской войны. Значит, литературный герой Василий Тёркин, списанный с Василия Глотова, тоже участник той войны. А. Твардовский придумал образ главного героя в 1939 году для постоянной юмористической рубрики в газете «На страже Родины». В большую войну и писатели, и их герои вступили уже зрелыми бойцами.

О Василии Глотове информации в сети мало. Участник Великой Отечественной войны. Работал в армейской газете, был спецкором фронтовой газеты. Прошёл путь от рядового солдата до подполковника запаса. Член Союза писателей СССР с 1939 года, а Литературный институт имени А.М. Горького окончил уже после войны. Жил во Львове на Украине, там похоронен 14 марта 1990 года.
Василий Глотов - автор 35 книг стихов и прозы.

В стихах поэтизируются будни советского солдата, разоблачаются поджигатели войны (сборник «Вчера и сегодня», 1956), звучат мотивы интернациональной дружбы (сборник «Карпатские зори», 1964, «На просторах Родины», 1980; «Солдатская хроника». Поэмы. Львов, 1987).
Повести и очерки В. Глотова («На Алтайской целине», 1955; «Наедине с совестью», 1965, «Пути и думы», 1962, «Лицом к огню», 1975) рассказывают о мирном труде строителей ГЭС, земледельцев, шахтеров, защитниках Отечества.
Также он автор стихов для детей.

А ещё Глотов переводчик на русский произведений М. Рыльского, А. Малышко, П. Воронько. На украинский язык некоторые его произведения переводили Д. Павлычко, Р. Братунь, Т. Р. Одудько и другие.

В моей поэтической библиотечке был один сборник Василия Глотова. Помню формат книги, твёрдый переплёт с портретом Тёркина обложке, но не помню ни одного стихотворения, видимо, в тот момент у меня были другие настроения. Я любил стихотворения разных поэтов использовать на уроках русского языка для анализа. Строчек Глотова я не использовал. Это ничего не говорит о качестве его стихов. Просто я не смог настроиться на его волну.

О Глотове и Тёркине сказать надо особо.
 
Поэму  Твардовского «Василий Тёркин» иллюстрировал художник Орест Верейский.
В одном из послевоенных очерков он вспоминал, что Твардовский попросил его сделать рисунки для «Книги про бойца». Ему хотелось открыть книгу портретом главного её героя — Василия Теркина. Однажды в редакции появился приехавший из армейской газеты поэт Василий Иванович Глотов. Приехал он к Твардовскому почитать свои стихи. В редакции знали, что не ведавшему снисхождения Твардовскому понравились некоторые стихи этого поэта.

Орест Георгиевич вспоминал: «С пронзившим меня радостным чувством я вдруг узнал Теркина в Василии Глотове. Я бросился к Александру Трифоновичу со своим открытием. Он сначала удивленно вскинул брови, потом попросил меня для начала нарисовать Глотова. Идея «попробоваться» на образ Теркина показалась Глотову забавной. Когда я рисовал его, он хитро прищуривался, расплывался в улыбке, что делало его еще больше похожим на Теркина, каким я себе его представлял.
Я нарисовал его в профиль и анфас, в три четверти, с опущенной головой. Показал рисунки Твардовскому. Александр Трифонович сказал: «Да!»

С тех пор он никогда не допускал ни малейшей попытки изобразить Теркина другим. Все мои прежние поиски теркинских примет не пропали даром, Я аккумулировал их, рисуя того Теркина, основой которого стал Глотов».

Глотов надолго стал Тёркиным. Товарищи по армейской газете его иначе не называли.
Сам Глотов вспоминал, что Твардовский часто приезжал в их армию, и по долгу службы ему приходилось сопровождать поэта туда, где можно было добыть интересный материал. Не раз ночевали вместе в землянках, укрывшись одной шинелью. Александр Трифонович читал стихи, а Глотов брал в руки гармошку и исполнял свой деревенский репертуар — частушки. Любил Твардовский смотреть, как его новый знакомый косил траву, что-то мастерил, колол дрова.

На титульном листе первого издания «Книги про бойца», вышедшем в Смоленске, Твардовским было написано:
«Василию Ивановичу Глотову, близкому родственнику Василия Тёркина, моему дорогому товарищу по войне. А. Твардовский. 1945 год. Замок Галинген. Пруссия». (Из Википедии)


Рецензии
Очень интересно. Но кто первым написал о Теркине?
Я помню во время финской войны в "Крокодиле появились рисунки со стихотворными подписями. Вася Теркин узнаёт, что за надолбами дот. И решает надо бы к черту эти надолбы... И так далее. Но это был не Твардовский. Павел

Павел Каравдин   05.05.2019 07:37     Заявить о нарушении
Вот что я нашёл в материалах форума 2010 года в Санкт-Петербурге.
"Вася Тёркин появился впервые на страницах газеты Ленинградского военного округа "На страже Родины". Первая публикация с именем Вася Тёркин вышла 31 декабря 1939 г., называлась она "Бред сивого мерина" и являлась фельетоном на барона Маннергейма. Материал был подписан вася Теркин. Дальше пошли публикации рисованных рассказов о приключениях бойца. Создателем графического образа стали корреспонденты настражевца А.Флит и Б.Лео. В 1942 г. публикации в газете были возобновлены и Вася Теркин воевал на Ленинградском фронте до снятия блокады. Была выпущена еще одна книжка "Вася Теркин на ленинградском фронте". В 1950-х гг. публикации о Теркине были возобновлены и он продолжает жить на страницах газеты ЛВО "На страже Родины" до сих пор. Всего было более 30 авторов стихов о нем. Писали не только профессиональные литераторы (среди них Н.Тихонов,В.Саянов и др.), но и простые красноармейцы. В настоящее время о Теркине пишут С.И. Каширин и Н.В. Махнев. Наиболее подробное исследование о Теркине О. Щеблыкин. "Вася Теркин? Кто такой?". В Гос. музее истории Санкт-петербурга 07.05.2010 г. откроется выставка "Вася Теркин на Ленинградском фронте". На которой будут представлены газетные, книжные публикации, сохранившиеся печатные клише, фильм 1941 г. "Как Вася Теркин шел призываться". Так, что история про бойца и его рождение в ленинграде на Невском, дом 2. известны и не забыты профессиональными историками и военными журналистами".

Александр Ерошкин   05.05.2019 22:16   Заявить о нарушении
А есть запись более ранняя.
Отправлено 24 May 2007 - 20:25

Не в Париже, не в Нью-Йорке -
В деревушке под Москвой
Родился Василий Теркин,
Наш товарищ боевой.
******
Пулеметчик он проворный,
Все компании прошел:
Был на сопке Заозерной
И на речке Халхин-Гол.

Враг разбит - не лезет больше,
Заперт накрепко восток.
Вася Теркин в панской Польше
Занимает Белосток.

Ну, как такого парня не любить?

Semper Fidelis!

Александр Ерошкин   05.05.2019 22:19   Заявить о нарушении