Зумба

Зумба - это звонкое название в последние годы буквально взорвало жизненный уклад миллионов  людей по всему миру. И если до того фитнес считался занятием для продвинутых качков, а танец  был привилегией молодёжи и профессионалов, то теперь зумба, как дитя этого брака - фитнеса и  танца -  стал доступен всем социальным категориям всех возрастов. Несложные ритмичные  движения доступны как малым детям, так и колясочникам - для подвижности торса и для хорошего  настроения. И даже древние старушки, которые привыкли ощущать себя замшелыми тумбочками,  лихо выделывают кренделя под зажигательную латинос. Благо в зумбе заложена идея лёгкой  разминки и доброго заряда оптимизма, а также идея групповых подвижных сообществ на  позитивной основе, чего очень не хватает в наше непростое время. Для разных категорий  придуманы разные направления.

Вот цитата из Википедии.
«Zumba Gold» танцевальная фитнес-программа на основе латинских и мировых ритмов.  Представляет собой аэробную интервальную нагрузку. Это фитнес-программа, адаптированная  специально для людей старшего возраста или для людей, никогда ничем не занимавшихся, для  людей в восстановительный период после травм или с ограниченными физическими возможностями.
«Zumba Toning» программа с использованием лёгкого веса — специально разработанных стиков -  лёгких гантелей, звучащих как маракасы.
«Aqua Zumba» танцевальная фитнес-программа, адаптированная для водной среды.
«Zumba Kids» и «Zumba Kids Junior» танцевальные фитнес-программы для детей в возрасте от 4  до 7 лет и старше и от 7 до 11 лет и старше.
«Zumba Sentao» танцевальная фитнес-программа с использованием стула.
«Zumba Step» танцевальная фитнес-программа с использованием степ-платформы голд.

Конечно, это ещё и бизнес, вокруг которого создана система обучения инструкторов,  производство и продажа стильной одежды, организация работы тренировочных площадок,  музыкальные и обучающие программы - много чего полезного для устроителей и востребованного  народом.

В этом смысле нам, москвичам, повезло больше. Ибо в Москве второй год работает программа  "Активное долголетие",  которая предлагает пенсионерам бесплатные занятия по образовательным,  творческим и спортивным профилям. В том числе и по зумбе. Вот так и сбылась моя до того  нереализованная тяга к танцу. Ну прямо то, что доктор прописал: полезно для тела и для души   - и партнёра не надо.

О партнёре отдельное замечание. Ведь танец - это очень мощный элемент ухаживания. И в глаза  надо смотреть, и прикасания неизбежны. Как по мне, так танец можно позволить себе только с  очень близким человеком. А просто так танцевать, абы с кем - это занятие для подростков,  которые в поиске, в хаотичном броуновском движении. Иными словами, для подавляющего  большинства населения танец остаётся несбыточным желанием. И вот теперь зумба - революция в  жизнеустройстве. Очень хорошая революция, примерно как мобильник, интернет и прочие чудеса.

Что ещё я обнаружила: обычно у нас под танцем (я имею в виду то, как обычно танцует простой народ на вечеринках) подразумеваются произвольные телодвижения с уклоном в сексуальный  подтекст вплоть до неприличия. Это хорошо в том смысле, что там присутствуют скручивающие  движения позвоночника, активизируется тазобедренная зона, немного плечевой пояс. Но в общем  рисунок танца довольно однообразный, сводится к верчению задом, поэтому не интересен.

Если говорить о традиционном танце с элементами движений в тазовой области, то это  характерно для некоторых народов, например, арабских. Техника танца там очень сложна,  требует высокого профессионализма. Как и танец живота, как и танец ягодиц в Латинской  Америке. И это высокое мастерство, в отличие от потуг наших полу-пьяненьких дяденек и  тётенек. Но зумба использует не сложные движения, а наоборот идёт к упрощениям.

На что она больше похожа? Скорее на народный танец, но без особых перемещений по площадке,  разве что в пределах нескольких шагов. В народных танцах, да и классических, на первом месте  движения ног и рук, а повороты туловища получаются естественным образом как следствие. Если обратиться к подтанцовке на сцене в жанре попсы, там тоже в основном просматривается  ритмичное движение ног и рук, что выглядит весьма выразительно. Вот на что похожа зумба.

Так о чём, собственно, разговор? Это не информационная заметка. Просто у меня так устроены  мозги, что при соприкосновении с чем-то новым высекается искра и начинается собственный  творческий процесс. И этим хочется поделиться. Примерно как у курицы: снесёт яичко и квохчет  очень громко, чтобы услышал весь птичий двор.

В данном случае искра возникла из проблемы: как запомнить танец? Дело в том, что в зумбе нет  разучивания движений. Считается, что зал должен схватывать на лету движения инструктора.  Музыка идёт не переставая, один танец следует за другим без передышки - и так около часа.  Конечно, если тренироваться достаточно долго, то в конце концов можно заучить движения.

Но вот, например, если у меня дома есть эта музыка в аудио-записи, и прямо сейчас хочется  потанцевать - почему бы и нет - а шаги почти всё забыты? Короче, возникла идея записать  последовательность движений на бумаге. И не словами, а значками, как это делается в нотной  записи. При этом в партитуре вместо инструментов (скрипка, флейта и т.д.) будут представлены  части тела: руки, ноги, туловище и т.д. А вместо нот - движения: вправо, влево и т.д. Сама  запись напоминает нотную, то есть читается слева-направо, сверху-вниз по тактам.

Конечно, для передачи сложных тонких движений танца потребовался бы достаточно объёмный  набор значков. Но для зумбы можно ограничиться самым малым количеством. В идеале эти значки  должны быть графическими, чтобы были понятны разноязычной публике. Но в данной заметке  придётся использовать буквенные сокращения, потому что формат блокнота значков не  распознаёт.

Итак, зажигательная "Мамбо" в интерпретации зумба. Музыка - известный сингл "Мамбо №5" - Lou  Bega. В разных ветках зумбо и у разных инструкторов движения могут отличаются и бывают  достаточно энергичными. Наша группа зумба-голд использует более сдержанный вариант. Я нашла  в и-нете и сделала описание той версии, которую исполняют у нас на занятиях. Вот ссылка на  видео-запись:
https://yandex.ru/search/?text=
 
На ней инструктор в жёлтой футболке лихо зажигает - ну прямо как наша.

Кто-то может возразить: раз есть видеоролик, то по нему и можно всё выучить безо всякой  записи. Они правы в том случае, если носить с собой видео-девайс повсюду, где захочется  танцевать. Но если в распоряжении только магнитофон, а движения подзабыл, то записи могут  выручить.

Кроме того, не всегда успеваешь повторить в точности движения инструктора. Если быть  дотошным, то на практике оказывается, что в танце при переходах от одной серии движений к  другой часто случаются смазанные места с выбором ноги, хлопками и т.д. И ещё: основные  движения при повторах допускают вариации. Это оправдано, потому что танец становится более  интересным. Так вот, если все движения расписаны, то они проясняются, и путаницы не  возникает. Запись помогает "особо одарённым", кто не хватает с лёту, разобраться и запомнить  движения.

И наконец, запись нужна чисто "из любви к искусству". В жизни может доставлять удовольствие  не только конечная цель (практичность, надобность, рациональность), но и сам процесс. Ведь  это так приятно, когда из тумана спутанных движений проступает кристально чистый рисунок танца, который тебе удалось распознать и зафиксировать в виде понятной схемы.

А вообще это вопрос такого же порядка как надобность в нотной записи. Можно воспроизвести  услышанную мелодию по памяти, а можно взять ноты и сыграть то, чего никогда не слышал. Что  касается записи танцевальных движений, то у меня есть подозрение, что кто-то когда-то это  уже использовал. Но по-видимому знание этой грамоты не столь распространено, как нотной.

А теперь техническая часть для тех, кто заинтересовался и хочет разучить этот танец.
Обозначения частей тела:
ЛР - левая рука,
ЛН - левая нога,
Р - руки,
ПР - правая рука,
ПН - правая нога,
К - корпус,
Б - бёдра.

Повороты корпуса:
0,5л - полуоборот налево (на 45 град),
0,5п - полуоборот направо (на 45 град).

Направление движения ног, рук по отношению к корпусу:
вл - влево,
вп - вправо,
в - вперёд,
н - назад,
вв - вверх,

шв - шаг с переносом веса,
шп - шаг приставной (без переноса веса),
шм - шаг на месте (с переносом веса),

м - мах (пинок),
х - хлопок,
с - руки согнуты у пояса,
б - руки (ладони) на бёдрах,
ц2 - цикл, то есть всего 2 раза (число указывает на общее количество повторов). Цикл относится к цифре, которая стоит перед группой строк, но ставится в конце этой группы.

Здесь приведены только те обозначения, которые используются в этом танце. Для иллюстрации  сделаю расшифровку первой строки:
Правая нога - шаг с переносом веса вправо; левая нога - шаг приставной вправо с хлопком  руками; левая нога - шаг с переносом веса влево; правая нога - шаг приставной влево с хлопком  руками; правая нога ... ой, я этого не вынесу, в обозначениях значительно проще.

Совет для разучивания: для начала можно вместо ног использовать пальцы, проигрывая шаги на  столе перед собой.

И вот как будет выглядеть Мамбо-зумба-голд.
Вступление:
1.--------
ПН |шв-вп           шп-вл шв-вп           шп-вл|
ЛН |     шп-вп шв-вл           шп-вп шв-вл     |
Р  |     х          х          х          х    |
ц4--------

Куплет:
2.--------
ПН |шв-вп      шв-вп           шп-вл шв-вп     |
ЛН |     шв-вп      шп-вп шв-вл           шп-вп|
Р  |с    с     с    с     с    с     с    с    |

ПН |     шв-вл      шп-вл шв-вп           шп-вл|
ЛН |шв-вл      шв-вл           шп-вп шв-вл     |
Р  |с    с     с    с     с    с     с    с    |
ц4--------

3.--------
К  |                вп         вл        |               
ПН |шв-вп      шв-вп           шп-вл шв-вп     |
ЛН |     шв-вп      шп-вп шв-вл           шп-вп|
Р  |с    с     с    с     с    с     с    с    |

К  |                вл         вп        |
ПН |     шв-вл      шп-вл шв-вп      шв-вл     |
ЛН |шв-вл      шв-вл           шп-вп      шп-вл|
Р  |с    с     с    с     с    с     с    с    |
ц2--------

Припев:
4.--------
Шаги влево (по 4):
К  |0,5л                |
ПН |шв-в      шв-н      шв-в      шв-н     |
ЛП |     шм        шм        шм        шм  |
Р  |c         c         c         c        |

К  |                0,5п |
ПН |шв-в      шв-н     шв-в      шв-н      |
ЛН |     шм        шм       шм        шп   |
Р  |c         c        c         х-х       |

Шаги вправо (по 4):
К  |0,5п                |
ПН |     шм        шм        шм        шм  |
ЛН |шв-в      шв-н      шв-в      шв-н     |
Р  |c         c         c         х-х      |

К  |                0,5л |
ПН |шв-в      шв-н     шв-в      шв-н      |
ЛН |     шм        шм        шм        шп  |
Р  |c         c        c         х-х       |

5.--------
Шаги влево (по 2):
К  |0,5л                0,5п     |
ПН |шв-в      шв-н      шв-в      шв-н     |
ЛП |     шм        шм        шм        шп  |
Р  |c         c         c         х-х      |

Шаги вправо (по 2):
К  |0,5п                0,5л |
ПН |     шм        шм        шм        шп  |
ЛН |шв-в      шв-н      шв-в      шв-н     |
Р  |c         c        c          х-х      |

6.--------
Шаги влево-вправо (по 1):
Т  |0,5л      0,5п      0,5п      0,5л     |
ПН |шв-в      шв-н           шм        шп  |
ЛП |     шм        шп   шв-в      шв-н     |
Р  |c         х-х       c         х-х      |
ц2--------

Проигрыш:
7.--------
ПН |м-в  шм        шм             шм       |
ЛН |          шм        м-в  шм        шм  |
Р  |c                c                |
ц4--------

8.--------
ПН |м-в  шм        шм             шм       |
ЛН |          шм        м-в  шм        шм  |
Р  |в                в                |
ц3---------

9.---------
Р  |б                б                |
Б  |п                л                |

Повторить п.2. ц3.
Повторить п.4, 5, 6.
Повторить п.7 ц4.

10.----------
ПН |м-в  шв-вп      шв-вп           шв-вл     |
ЛН |          шв-вп      м-в  шв-вл      шв-вл|
Р  |с                с                |
ц4-----------

11.----------
ПН |м-в  шв-вп     шв-вп           шв-вл      |
ЛН |          шв-вп      м-в  шв-вл      шв-вл|
Р  |в                в                |
ц2-----------

12.----------
Р  |б                б                |
Б  |п                л                |

Повторить п.4, 5, 6.
Повторить п.7 ц4., 10 ц4, п. 11 ц3, п.12.

Вот и весь танец! Теперь я планирую записать разминку в начале и в конце занятий, танец утят, макарену, меренгу, сальсу, ковбойский танец, испанский, восточный, хастл и другие, которые мы исполняем на занятиях зумба-голд.

И если вы готовы слезть с дивана и стряхнуть с себя застой, копившийся десятилетиями, то приглашаю к танцу! Наше время пришло!


Рецензии