Зумба
Вот цитата из Википедии.
«Zumba Gold» танцевальная фитнес-программа на основе латинских и мировых ритмов. Представляет собой аэробную интервальную нагрузку. Это фитнес-программа, адаптированная специально для людей старшего возраста или для людей, никогда ничем не занимавшихся, для людей в восстановительный период после травм или с ограниченными физическими возможностями.
«Zumba Toning» программа с использованием лёгкого веса — специально разработанных стиков - лёгких гантелей, звучащих как маракасы.
«Aqua Zumba» танцевальная фитнес-программа, адаптированная для водной среды.
«Zumba Kids» и «Zumba Kids Junior» танцевальные фитнес-программы для детей в возрасте от 4 до 7 лет и старше и от 7 до 11 лет и старше.
«Zumba Sentao» танцевальная фитнес-программа с использованием стула.
«Zumba Step» танцевальная фитнес-программа с использованием степ-платформы голд.
Конечно, это ещё и бизнес, вокруг которого создана система обучения инструкторов, производство и продажа стильной одежды, организация работы тренировочных площадок, музыкальные и обучающие программы - много чего полезного для устроителей и востребованного народом.
В этом смысле нам, москвичам, повезло больше. Ибо в Москве второй год работает программа "Активное долголетие", которая предлагает пенсионерам бесплатные занятия по образовательным, творческим и спортивным профилям. В том числе и по зумбе. Вот так и сбылась моя до того нереализованная тяга к танцу. Ну прямо то, что доктор прописал: полезно для тела и для души - и партнёра не надо.
О партнёре отдельное замечание. Ведь танец - это очень мощный элемент ухаживания. И в глаза надо смотреть, и прикасания неизбежны. Как по мне, так танец можно позволить себе только с очень близким человеком. А просто так танцевать, абы с кем - это занятие для подростков, которые в поиске, в хаотичном броуновском движении. Иными словами, для подавляющего большинства населения танец остаётся несбыточным желанием. И вот теперь зумба - революция в жизнеустройстве. Очень хорошая революция, примерно как мобильник, интернет и прочие чудеса.
Что ещё я обнаружила: обычно у нас под танцем (я имею в виду то, как обычно танцует простой народ на вечеринках) подразумеваются произвольные телодвижения с уклоном в сексуальный подтекст вплоть до неприличия. Это хорошо в том смысле, что там присутствуют скручивающие движения позвоночника, активизируется тазобедренная зона, немного плечевой пояс. Но в общем рисунок танца довольно однообразный, сводится к верчению задом, поэтому не интересен.
Если говорить о традиционном танце с элементами движений в тазовой области, то это характерно для некоторых народов, например, арабских. Техника танца там очень сложна, требует высокого профессионализма. Как и танец живота, как и танец ягодиц в Латинской Америке. И это высокое мастерство, в отличие от потуг наших полу-пьяненьких дяденек и тётенек. Но зумба использует не сложные движения, а наоборот идёт к упрощениям.
На что она больше похожа? Скорее на народный танец, но без особых перемещений по площадке, разве что в пределах нескольких шагов. В народных танцах, да и классических, на первом месте движения ног и рук, а повороты туловища получаются естественным образом как следствие. Если обратиться к подтанцовке на сцене в жанре попсы, там тоже в основном просматривается ритмичное движение ног и рук, что выглядит весьма выразительно. Вот на что похожа зумба.
Так о чём, собственно, разговор? Это не информационная заметка. Просто у меня так устроены мозги, что при соприкосновении с чем-то новым высекается искра и начинается собственный творческий процесс. И этим хочется поделиться. Примерно как у курицы: снесёт яичко и квохчет очень громко, чтобы услышал весь птичий двор.
В данном случае искра возникла из проблемы: как запомнить танец? Дело в том, что в зумбе нет разучивания движений. Считается, что зал должен схватывать на лету движения инструктора. Музыка идёт не переставая, один танец следует за другим без передышки - и так около часа. Конечно, если тренироваться достаточно долго, то в конце концов можно заучить движения.
Но вот, например, если у меня дома есть эта музыка в аудио-записи, и прямо сейчас хочется потанцевать - почему бы и нет - а шаги почти всё забыты? Короче, возникла идея записать последовательность движений на бумаге. И не словами, а значками, как это делается в нотной записи. При этом в партитуре вместо инструментов (скрипка, флейта и т.д.) будут представлены части тела: руки, ноги, туловище и т.д. А вместо нот - движения: вправо, влево и т.д. Сама запись напоминает нотную, то есть читается слева-направо, сверху-вниз по тактам.
Конечно, для передачи сложных тонких движений танца потребовался бы достаточно объёмный набор значков. Но для зумбы можно ограничиться самым малым количеством. В идеале эти значки должны быть графическими, чтобы были понятны разноязычной публике. Но в данной заметке придётся использовать буквенные сокращения, потому что формат блокнота значков не распознаёт.
Итак, зажигательная "Мамбо" в интерпретации зумба. Музыка - известный сингл "Мамбо №5" - Lou Bega. В разных ветках зумбо и у разных инструкторов движения могут отличаются и бывают достаточно энергичными. Наша группа зумба-голд использует более сдержанный вариант. Я нашла в и-нете и сделала описание той версии, которую исполняют у нас на занятиях. Вот ссылка на видео-запись:
https://yandex.ru/search/?text=
На ней инструктор в жёлтой футболке лихо зажигает - ну прямо как наша.
Кто-то может возразить: раз есть видеоролик, то по нему и можно всё выучить безо всякой записи. Они правы в том случае, если носить с собой видео-девайс повсюду, где захочется танцевать. Но если в распоряжении только магнитофон, а движения подзабыл, то записи могут выручить.
Кроме того, не всегда успеваешь повторить в точности движения инструктора. Если быть дотошным, то на практике оказывается, что в танце при переходах от одной серии движений к другой часто случаются смазанные места с выбором ноги, хлопками и т.д. И ещё: основные движения при повторах допускают вариации. Это оправдано, потому что танец становится более интересным. Так вот, если все движения расписаны, то они проясняются, и путаницы не возникает. Запись помогает "особо одарённым", кто не хватает с лёту, разобраться и запомнить движения.
И наконец, запись нужна чисто "из любви к искусству". В жизни может доставлять удовольствие не только конечная цель (практичность, надобность, рациональность), но и сам процесс. Ведь это так приятно, когда из тумана спутанных движений проступает кристально чистый рисунок танца, который тебе удалось распознать и зафиксировать в виде понятной схемы.
А вообще это вопрос такого же порядка как надобность в нотной записи. Можно воспроизвести услышанную мелодию по памяти, а можно взять ноты и сыграть то, чего никогда не слышал. Что касается записи танцевальных движений, то у меня есть подозрение, что кто-то когда-то это уже использовал. Но по-видимому знание этой грамоты не столь распространено, как нотной.
А теперь техническая часть для тех, кто заинтересовался и хочет разучить этот танец.
Обозначения частей тела:
ЛР - левая рука,
ЛН - левая нога,
Р - руки,
ПР - правая рука,
ПН - правая нога,
К - корпус,
Б - бёдра.
Повороты корпуса:
0,5л - полуоборот налево (на 45 град),
0,5п - полуоборот направо (на 45 град).
Направление движения ног, рук по отношению к корпусу:
вл - влево,
вп - вправо,
в - вперёд,
н - назад,
вв - вверх,
шв - шаг с переносом веса,
шп - шаг приставной (без переноса веса),
шм - шаг на месте (с переносом веса),
м - мах (пинок),
х - хлопок,
с - руки согнуты у пояса,
б - руки (ладони) на бёдрах,
ц2 - цикл, то есть всего 2 раза (число указывает на общее количество повторов). Цикл относится к цифре, которая стоит перед группой строк, но ставится в конце этой группы.
Здесь приведены только те обозначения, которые используются в этом танце. Для иллюстрации сделаю расшифровку первой строки:
Правая нога - шаг с переносом веса вправо; левая нога - шаг приставной вправо с хлопком руками; левая нога - шаг с переносом веса влево; правая нога - шаг приставной влево с хлопком руками; правая нога ... ой, я этого не вынесу, в обозначениях значительно проще.
Совет для разучивания: для начала можно вместо ног использовать пальцы, проигрывая шаги на столе перед собой.
И вот как будет выглядеть Мамбо-зумба-голд.
Вступление:
1.--------
ПН |шв-вп шп-вл шв-вп шп-вл|
ЛН | шп-вп шв-вл шп-вп шв-вл |
Р | х х х х |
ц4--------
Куплет:
2.--------
ПН |шв-вп шв-вп шп-вл шв-вп |
ЛН | шв-вп шп-вп шв-вл шп-вп|
Р |с с с с с с с с |
ПН | шв-вл шп-вл шв-вп шп-вл|
ЛН |шв-вл шв-вл шп-вп шв-вл |
Р |с с с с с с с с |
ц4--------
3.--------
К | вп вл |
ПН |шв-вп шв-вп шп-вл шв-вп |
ЛН | шв-вп шп-вп шв-вл шп-вп|
Р |с с с с с с с с |
К | вл вп |
ПН | шв-вл шп-вл шв-вп шв-вл |
ЛН |шв-вл шв-вл шп-вп шп-вл|
Р |с с с с с с с с |
ц2--------
Припев:
4.--------
Шаги влево (по 4):
К |0,5л |
ПН |шв-в шв-н шв-в шв-н |
ЛП | шм шм шм шм |
Р |c c c c |
К | 0,5п |
ПН |шв-в шв-н шв-в шв-н |
ЛН | шм шм шм шп |
Р |c c c х-х |
Шаги вправо (по 4):
К |0,5п |
ПН | шм шм шм шм |
ЛН |шв-в шв-н шв-в шв-н |
Р |c c c х-х |
К | 0,5л |
ПН |шв-в шв-н шв-в шв-н |
ЛН | шм шм шм шп |
Р |c c c х-х |
5.--------
Шаги влево (по 2):
К |0,5л 0,5п |
ПН |шв-в шв-н шв-в шв-н |
ЛП | шм шм шм шп |
Р |c c c х-х |
Шаги вправо (по 2):
К |0,5п 0,5л |
ПН | шм шм шм шп |
ЛН |шв-в шв-н шв-в шв-н |
Р |c c c х-х |
6.--------
Шаги влево-вправо (по 1):
Т |0,5л 0,5п 0,5п 0,5л |
ПН |шв-в шв-н шм шп |
ЛП | шм шп шв-в шв-н |
Р |c х-х c х-х |
ц2--------
Проигрыш:
7.--------
ПН |м-в шм шм шм |
ЛН | шм м-в шм шм |
Р |c c |
ц4--------
8.--------
ПН |м-в шм шм шм |
ЛН | шм м-в шм шм |
Р |в в |
ц3---------
9.---------
Р |б б |
Б |п л |
Повторить п.2. ц3.
Повторить п.4, 5, 6.
Повторить п.7 ц4.
10.----------
ПН |м-в шв-вп шв-вп шв-вл |
ЛН | шв-вп м-в шв-вл шв-вл|
Р |с с |
ц4-----------
11.----------
ПН |м-в шв-вп шв-вп шв-вл |
ЛН | шв-вп м-в шв-вл шв-вл|
Р |в в |
ц2-----------
12.----------
Р |б б |
Б |п л |
Повторить п.4, 5, 6.
Повторить п.7 ц4., 10 ц4, п. 11 ц3, п.12.
Вот и весь танец! Теперь я планирую записать разминку в начале и в конце занятий, танец утят, макарену, меренгу, сальсу, ковбойский танец, испанский, восточный, хастл и другие, которые мы исполняем на занятиях зумба-голд.
И если вы готовы слезть с дивана и стряхнуть с себя застой, копившийся десятилетиями, то приглашаю к танцу! Наше время пришло!
Свидетельство о публикации №219042701355