Вольница. Часть 1. Навстречу мечте

   Середина 19 века.

Конец апреля, потеплело…
Сошли снега, умылась степь
Дождями, вмиг зазеленела,
Хотелось лечь в траву и петь…

Но эти двое торопились
На юг, к азовским берегам,
Бежали ночью, днём таились,
Молитвы вознося богам…

Из тех укрАинских губерний,
Где стало жить совсем невмочь,
Из крепостной, крестьянской черни,
Нет-нет, да и бежал кто в ночь…

Глухими тропками, лесками,
Овражками да камышом,
Бежал народ, а их искали,
Не находили – хорошо…

А коль ловили, - возвращали,
Назад к хозяевам, панам…
Секли кнутом, чубы трещали,
Не приведись такого вам…

Но эти двое шли умело,
Хотя давно измождено
Усталостью их было тело,
- Сознание убеждено

В том, что назад дороги нету!
Есть лишь одна, туда, вперёд,
Навстречу вольнице и ветру,
Туда, где синь азовских вод…

Шли больше тропками глухими,
В стогах решались прикорнуть,
И оба были молодыми,
Один постарше, но чуть-чуть…

Из лужиц пили, где придётся,
Питались тем, чем Бог послал,
Откуда взять в степи колодца,
В степи их кто-нибудь видал…

Что младше – хлопец мешковатый,
Немного вялый малоросс,
Завидит стан ли, хутор, хаты,
Так сразу прячется, барбос…

Он шёл пугливо озираясь,
Как будто слышал крики "стой",
А может просто так казалось,
И был на вид совсем простой...

Тот что постарше, шёл смелее,
И даже весело шагал,
Хохол, как первый, но умнее,
А речь на русском излагал:

- Ты, брат Хоринька, не кручинься,
Вот я уж в пятый раз бегу…
И ничего, с ума не сбился,
Поймают, - снова побегу…
А в первый раз, когда поймали,
Пороли так, что думал швах,
Исправник выжига был, пьяный,
Не стал и слушать о деньгах…
Зато места-то там какие!
Ой, батюшки мои святы!..
Когда увидел их впервые,
Я обалдел…, мне веришь ты?..
Ты и в резон-то взять не можешь
Какой там край поморский тот…
Увидишь сам, в уме всё сложишь,
Поймёшь, как вольница живёт…
Там тоже хутора, посёлки,
Да только нашим не чета,
Нет панщины, но все как пчёлки,
Работают… Моя мечта!..
Как птицы вольные там люди!
Хотя разнятся языки,
Но всем ясна, кто волю любит,
Любая речь, и что с руки…
Эх, Харитоша, там по чину
Получишь всё…, а что у нас?
Лишь толоконце в месячину(1),
Да дерть(2) собачья, и весь сказ…
А там тебе и хлеб, и сало,
И масло гречское с порта…
Там уж давно такое стало,
Состряпаем и пачпорта…
Захочешь жинку, - жинку справим!..
Пять раз шамшурок покупал…
И край мы тот с тобой восславим!
- Старшой всё радостней шагал…

А младший шёл, вздыхал и слушал,
Не знал он ничего ещё,
Шёл босиком по кочкам, лужам,
Сапог закинув за плечо…

- Ты что, Харько, вздыхаешь, друже,
Впустую?.. – Было бы о чём…
Ты обходил бы лучше лужи,
И отвечал бы, хоть бы чё…

Слыхал про море, ширь лиманов,
Про гирла(3) Дона, камыши?..
Там рыбы, брат ты мой, навалом!
Вот уж половим от души!..

Да, это воля, Харитоша!..
Бурлацку(4) песню не слыхал?
Когда-то пел её я тожа,
Когда без роздыху пахал:

- Ах ты, степь моя, степь бердянская!
Жизнь постылая, воля панская!..

Поднявшись к краешку оврага,
По дну которого брели,
Их не покинула отвага,
Взглянув на даль, что впереди…

- Харько, скажи, а чей ты будешь?
- Да, по прозванью Левенчук…
- А я, - Милобородько…, чуешь?
На хуторе меня так чтут…
По той ревизии (5) их, панской,
По ихней переписи там…,
А в бурлаках я – Сашка Дамский
Хотя – Василием прозвАн…

Вот Сашкой вольница и кличет,
Я имя больше не сменю,
И ты придумай поприличней,
Чтоб пачпорт новенький к нему…

И вот ещё чего скажу я…
- Чего ещё, Василь Иваныч?
- Спокоен будь, не кипишуя,
И прост с людьми, не так, как паныч…

А как дойдём мы до границы,
До тех нагаевских степей,
Не дай мне с радости напиться,
И сам на радостях не пей!..
Вот три червонца, схорони-ка,
В трактире "Мёртвая вода"
Разбить мне можешь даже лико,
Но ни за что не отдавай!..



1  Месячина – при крепостном праве ежемесячная натуральная оплата труда дворовых людей, а также крестьян, лишенных земельных наделов и все дни недели работавших на барщине.

2  Продукт грубого помола зерна, употреблявшийся для корма скота.

3  Гирла – разветвление, рукав реки близ ее устья.

4  Бурлаки - на юге России так называли не только людей, тянувших суда, но и наемных пришлых крестьян.

5  Ревизией называлась перепись крестьян, мещан и других низших сословий России. Ревизия была установлена при Петре I и производилась до отмены крепостного права.


Рецензии
Хорошо написал Саша умеешь..красиво вышло
крестьяне от помещиков бегали, революционеры с царской каторги и все блин не по разу
а с советского лагеря только на тот свет сбегать и позволялось. Один правда раз
с грустью Дима

Димитрий Крылов   27.04.2019 18:20     Заявить о нарушении
Спасибо, Дмитрий...

Весёлого в нашей истории мало,
Да и сейчас веселее не стало...

Александр Жданов -Добромыслов   28.04.2019 06:23   Заявить о нарушении