Человек другого измерения

          ЧЕЛОВЕК ДРУГОГО ИЗМЕРЕНИЯ

Интерес к личностям видных политических деятелей со-временности, учёных, писателей, мастеров культуры, оказы-вающих заметное влияние на окружение, на действитель-ность, традиционно высок. К таким личностям, чья много-гранная деятельность, идеи, творческое наследие на десятилетия вперёд предопределяют ход исторического развития общества, безусловно относится выдающейся сын таджикского народа, академик АН СССР Бободжан Гафуров, ряд лет занимавший пост Первого секретаря ЦК КП Таджикистана, а затем более двадцати лет возглавлявший Институт востоковедения АН СССР.
О нём говорили: это  - государственный деятель с академическим образованием и академик с государственным мышлением. Его называли главой советской востоковедческой науки.
В самой личности великого историка - востоковеда и его огромном научном наследии, более всего в фундаментальном труде «Таджики» заключался немалый патриотический заряд, особенно на фоне попыток искажения истории и принижения вклада таджикского народа в развитие мировой цивилизации со стороны определённых кругов. Литература о жизни и научных изысканиях Б.Гафурова очень обширна, свою лепту в неё внесли как отечественные, так и зарубежные исследователи.
Должен сказать, что наряду с биографическими сведения-ми, характеристики мировоззрения и политическими взглядами Б.Гафурова, ещё меня всегда интересовали рассказы о его человеческих, личностных качествах, привычках и увлечениях.
Именно об этом я расспрашивал близко знавших Бободжана Гафурова людей. Например, его сестру Тоджинисо Гафурову (1918-2007), Екатерину Кузьминичну Лопатину (1917-2005), бывшую в своё время помощником первого секретаря ЦК КП Таджикистана Б.Гафурова, затем сотрудницу «Литературной газеты», автора ряда книг. Длительные беседы у меня были с академиком Б.А.Литвинским (1923-2010), вместе с женой Е.А.Давидович (1922-2013) много лет работавшем под началом Б.Гафурова. С ними, жившими в Москве, я не раз имел телефонные разговоры, некоторые отрывочные воспоминания они мне передавали на электронную почту. Интересные факты о жизни Б.Гафурова я узнал из бесед главного врача правительственной больницы Таджикистана Музаффара Зухурова в 70-ые годы прошлого столетия, ветерана органов прокуратуры Карима Хасанова и других.
Часть этих материалов, которые я скрупулёзно собирал в течение многих лет, особенно в дни чествования 90-летия и 100-летия Б.Гафурова, были опубликованы в газете «Минбари халк» (18 июля 2007 года) в ознаменование 30-й годовщины смерти великого учёного.
Е.К.Лопатина, журналистка, писательница:
Двадцать лет  - четверть своей жизни я посвятила Таджи-кистану.
Собственно, а почему посвятила? Разве за эти двадцать лет интереснейшей поры моей деятельности я не обрела здесь верных друзей, не познакомилась с удивительными людьми?
…Двенадцать лет, с июля 1944-го по июль 1956 года я ра-ботала помощником Бободжана Гафуровича Гафурова.
Я не хочу сейчас говорить о нём как о политическом деятеле, выдающемся учёном. Об этом написано много и, уверена, напишут ещё.
Я хочу сказать о нём несколько слов, как о Человеке с большой буквы. Хочу рассказать об одном факте, о котором мало кто знает или вообще никто не знает.
Однажды мы с ним допоздна засиделись за каким-то важ-ным документом. Таков был ритм работы руководителей всех рангов.
Вдруг раздался звонок по ВЧ. Я быстро поднялась, чтобы удалиться и не мешать разговору с Москвой. Гафуров сделал знак рукой, чтобы я осталась. Затем подняв трубку, своим низким голосом сказал:
 - Здравствуйте, Лаврентий Павлович!
Из трубки послышался властный мужской голос, но слова нельзя было разобрать.
 - Да, Лаврентий Павлович. Я помню это Ваше указание,  - продолжил Бободжан Гафурович.
Вновь раздались грубые нотки. Сдвинув брови, Гафуров ответил:
 - Работы Владимира Ильича Ленина я читал. Очень внимательно. Но этого я там не обнаружил.
Голос в трубке зазвучал ещё громче. Гафуров через силу пытался сохранить спокойствие.
 - Нет, Лаврентий Павлович, я не увольняю людей по их национальному признаку. Для меня нет разницы, это русские, евреи или украинцы. Для меня важно…
Из трубки послышался явный мат. Гафуров побледнел.
 - Извините, Лаврентий Павлович. Я не привык разговаривать на таком языке,  - сказал он и положил трубку.
Затем Гафуров поднялся и несколько раз прошёлся по ка-бинету, вытер платком испарину на лбу и протестующе ска-зал: «Повсеместная национализация аппаратов… Опора только на местные кадры». Потом обратился ко мне.
 - Екатерина Кузьминична, наверное мы сегодня уже не сможем работать. Я поеду домой. А вас попрошу вместе с Саррой Григорьевной очистить мой сейф от ненужных мате-риалов, не относящих к работе. Материалы по истории лучше заберите домой.
Сарра Григорьевна Каплан, завспецчастью ЦК никогда не уходила раньше Бободжана Гафуровича, всегда может пона-добиться какой-либо документ.
Я рассказала ей о случившемся и мы принялись за работу. Лишь на рассвете «дежурная» машина нас развезла по домам. На другой день к часам 12-ти я пришла на работу и тут же узнала, что Бободжан Гафурович по срочному вызову улетел в Москву. Другой ошеломляющей новостью было то, что Берию в ту ночь арестовали. Так сам случай уберёг Бободжана Гафуровича от неминуемой расправы.
…Последний документ, который перед своим назначением на должность Директора Института востоковедения АН СССР подписал Б.Гафуров, было решение Бюро ЦК о моём утверждении по просьбе Константина Михайловича Симонова собкором «Литературной газеты» по Таджикистану.
Р.Б. Рыбаков, Директор Института востоковедения РАН:
«Бободжан Гафурович Гафуров, по сути дела, человек  - эпоха. Это были времена, когда в ходу была фраза известного политика тех лет: «Восток проснулся, спит лишь институт востоковедения». Б.Г.Гафуров, возглавив институт, сделал многое, чтобы внешняя политика нашей страны строилась с учётом восточного фактора.
При Гафурове были заложены новые структуры института, было образовано издательство «Восточная литература».
Б.А.Литвинский, академик АН Республики Таджики-стан:
«Неоспоримая заслуга Бободжана Гафурова в том, что из его книг таджикская интеллигенция узнала об истории своего народа. Все знали о величии вклада таджикского народа, но в чём это величие, никто не знал.
Достоинство книги «Таджики» в том, что она дала связную историю вопроса. Конечно, такой книги не было ни в Средней Азии, ни в СССР (исключая, может быть, Грузию). Было охвачено много вопросов, в том числе искусство, литература, архитектура, миниатюрная живопись.
 Книга «Таджики» вышла в 1972 году. Конечно, были опасения и они оправдались, не вызовет ли книга споры как в научной среде, так и в политических кругах. Книга вышла тиражом 10 тысяч экземпляров и через три недели исчезла с прилавков.
…Однажды я сидел в кабинете Бободжана Гафуровича. Раздался телефон правительственной связи и Бободжан Гафурович поднял трубку. Я сидел рядом и всё отчётливо слышал.
«Звоню из Ташкента,  - раздалось в трубке.  - Спасибо за книгу «Таджики», которую Вы мне прислали. Я её прочитал от начала до конца. Очень интересная и значительная книга. Она представляет большую важность и для нас, узбеков».
В ответ Бободжан Гафурович сказал: «Огромное спасибо, очень рад, что книга понравилась Вам».
Когда разговор закончился, Бободжан Гафурович, положив трубку, улыбнулся: «Это был Шараф Рашидович».
Мы оба обрадовались столь высокой и объективной оценке. Ведь Ш.Р.Рашидов был первым секретарём ЦК КП Узбекистана, кандидатом в члены Политбюро, влияние его было огромно.
Но через несколько дней Бободжан Гафурович вызвал меня к себе и сообщил, что был в ЦК, где его ознакомили с официальным письмом Ш.Р.Рашидова, в котором он обращает внимание советского руководства на «антипартийную» суть книги «Таджики» и просит принять к её автору соответствующие меры.
В свою очередь я информировал Бободжана Гафуровича, что от своих друзей узнал о том, что с этой целью уже моби-лизованы ленинградские востоковеды, и что в одном из со-лидных журналов собираются опубликовать злопыхательную рецензию.
Б.Гафуров сказал, что договорился о встрече с секретарем ЦК КПСС М.А.Сусловым и попросил меня подготовить вместе с Еленой Абрамовной Давидович докладную записку. В записке мы изложили высокий уровень исследования, что, при подготовке книги использована основная западная, китайская, японская литература, много других источников. Не знаю подробностей беседы Бободжана Гафуровича с главным идеологом страны, но рецензия была спешно изъята из журнала. Но не обошлась без казуса: рецензию убрали, но в оглавлении осталась её название. Забыли впопыхах.
Тимур Пулатов, Председатель МСПС (1999):
«Надо признать, что в то время историки России, Украины, Казахстана, Узбекистана и других наших советских республик не создали ещё такого всеобъемлющего труда о своих народах. Не было и, по моему, нет эпических трудов под названием «Русские», «Белорусы», «Киргизы» и когда они появятся, мы, народы Евразии, лучше поймём друг друга, историю нашей великой общности. Гафуров и в этом был новатором, и как всякий пионер, пережил много горьких дней недопонимания, клеветы, наветов от тогдашних блюстителей девственности истории своих подопечных, насильно гонимых ими в новую историческую общность».
Б.Ф.Ключников, профессор:
«Когда меня спрашивают о Бободжане Гафуровиче Гафу-рове и что было самое существенное, запоминающееся в этой незаурядной личности, я без колебания отвечаю:  – это был благородный человек и в то же время прирождённый политик, крупный политик, политик от Бога. Причём особого рода политик, потому, что и в нелёгкие и трудные годы жизни страны он пытался сохранить в своей работе моральные основы, оставаться человеком чести.

***
Как-то, путешествуя по дорогам Франции, мы разговори-лись с Бободжаном Гафуровичем о французах, о разных на-циональных характерах. И я спросил его, что он, человек Востока, думает о русских. Он без колебания ответил: великий народ, талантливый народ, но молодой, безалаберный, излишне простодушный. Это и хорошо, и плохо. На таком народе легко паразитировать!  - добавил он.
Потом я часто вспоминал эти слова.

***
В.М.Алпатов, доктор филологических наук.
«Он преобразовал Институт востоковедения, который и сейчас во многом живёт так, как это было задумано им.
После Бободжана Гафуровича институтом руководил Е.М.Примаков, затем Г.Ф.Ким. Оба тоже показали себя, как опытные администраторы и люди государственного мышле-ния. И всё-таки трудно отделаться от мысли о том, что по масштабу личности они как-то не дотягивали до Гафурова. И ещё думаешь: будь бы жив Гафуров, может быть, иначе бы сложилась ситуация в Таджикистане и удалось бы избежать того, что произошло после 1991 года с народом, который он так любил».
Г.Г.Когтовский, кандидат исторических наук:
«Как личность он был интересен многими качествами. И находясь в интернациональном коллективе, всё же сохранил своё земное, природное, всегда оставался таджиком.
…Когда он был близок к кончине и понимал, что дни его сочтены, он отправился в Саудовскую Аравию, чтобы совер-шить хадж. Он не был сугубо религиозным человеком, но это был его цивилизованный поступок».
Музаффар Зухуров, главный врач душанбинской Пра-вительственной больницы:
 11-го и в особенности 12-го июля 1977 года состояние Бободжана Гафурова резко ухудшилось. Я позвонил первому секретарю. ЦК КП Таджикистане Дж.Расулову и оповестил его об этом. Вскоре после звонка Дж.Расулов приехал в больницу. Бободжан Гафурович находился при смерти. Жена Бободжана Гафуровича, Капитолина Александровна, громко сказала: «Посмотри, кто к нам пришёл, Джаббар Расулович». К всеобщему удивлению, Бободжан Гафурович уже на по-следнем издыхании, вдруг очнулся, приоткрыл глаза и слабым голосом промолвил: «Благодарю… Всех благодарю». Постояв с минуты, Дж.Расулов со слезами на глазах вышел из палаты. В этот миг я услышал последнее биение сердца великого человека. И глянул на часы: было 19 часов 45 минут».


Рецензии