Дорога

                ДОРОГА
-Эй, студент! - окликнул Хайдара усатый и доб¬родушный чайханщик. - Вон, видишь, машина оста¬новилась. Поговори, может возьмут.
Хайдар и сам    видел в окно    сверкающую черную «Волгу», бесшумно подкатившую к чайхане. У подножия высокого и изнурительного перевала это единственное место, где можно отдохнуть и перекусить. Путники здесь часто останавливаются, и в придорожной чай¬хане обычно многолюдно. Но в тот день как назло машин было мало, и Хайдар полдня безуспешно «го¬лосовал» на трассе.
Потеряв всякую надежду, он зашел в чайхану и, заказав себе чай, уселся в дальнем углу. Вдобавок ко всему погода стала портиться, и он с досадой подумал, что придется заночевать у знакомого чайханщика. Это не входило в его планы, и он помрачнел.
Еще вчера его однокурсники уехали на озеро Искандеркуль, где по давней традиции во время летних каникул студенты-биологи собирали целебные растения. Хайдар отстал от группы, и теперь должен был на попутных добираться до места назначения.
...Из «Волги» вышли двое и направились к чайхане. Впереди уверенной походкой шел коренастый человек лет сорока пяти с седеющими висками и глубокой за¬лысиной. Войдя в зал, он слегка кивнул на приветст¬вие чайханщика и, усевшись за низенький столик, ве¬лел принести что-нибудь поесть.
- Только быстрей. У нас мало времени.
Его шофер сел так, чтобы можно было следить че¬рез окно за проезжей частью дороги. Наспех поев, он пошел к машине. Спутник его, медленно отхлёбывая, пил горячий душистый чай.
Хайдар хотел подойти к нему и попросить взять его с собой. Но, встретившись с его холодным взгля¬дом, отвернулся и молча вышел на дорогу. Шофер стоял у машины, ударяя ногой по колесам. Хайдар спросил, не возьмет ли он пассажира. Тот внимательно оглядел его и кивнул в сторону чайханы. Как хозяин  решит.
Когда тот, напившись чаю и вытирая платком вспотевшее лицо и шею, подошел к машине, шофер что-то сказал ему. Хайдар не расслышал, что тот бросил в ответ, но шофер, повернувшись к нему, весело подмиг¬нул. Мол, все в порядке. Хайдар обрадовался и, когда хозяин уселся впереди, не мешкая, залез на заднее си¬денье.
Машина плавно тронулась с места и стала быстро набирать скорость. Вскоре они уже ехали по крутым серпантинам. Хозяин, ни разу не удостоивший попут¬чика взглядом, тупо смотрел на дорогу. Видимо шо¬фер привык к неразговорчивости своего хозяина и тоже молчал. Хайдару стало скучно, но он не знал как за¬вести разговор. В это время хозяин, приспустив боко¬вое окно, закурил. Хайдар тоже достал сигарету и поп¬росил у него прикурить. Хозяин, не поворачиваясь, про¬тянул ему зажигалку.
«Ишь, какой важный, - со злостью подумал Хай¬дар. - Не хочешь говорить, ну и не надо»... Прильнув к окну, он стал любоваться неповторимыми красками горного пейзажа. Чем выше поднимаешься в горы, тем больше простора для глаз. Какой богатый травостой, каких только растений нет на изумрудных лугах. А в окрестностях Искандеркуля  встречается и знаме¬нитый золотой корень. Говорят, кто пьет настойку из золотого корня, того минуют старость и болезни.
Вдоль дороги, на склонах гор показались громадные ледники, и Хайдар невольно поежился от холода. Про¬ехав еще несколько километров, они оказались на са¬мой верхней точке перевала. Кругом было бело от при-порошенного снега, и следы от редких машин змеились на крутых поворотах. Хозяин сидел неподвижно и не¬возмутимо следил за дорогой. «Такого и холод не прой¬мет», - подумал Хайдар, глядя на массивный, с круп¬ным жировиком затылок хозяина. Его стала одолевать дремота, и вскоре сон смежил его глаза...
Проснулся Хайдар от громкого лая. Открыв глаза, он увидел, что, заполонив всю дорогу, по обе стороны машины шествует стадо баранов. «Кур-эй!» — погонял неторопливо овец запыленный чабан. Рядом с ним, вы¬сунув язык,  семенил огромный мохнатый пес. В небе сияло приветливое, ликующее и щедрое солнце. Даже не верилось, что там, на перевале, настоящая пурга.
Вдали показался кишлак. «Еще час - полтора, - мелькнуло в голове у Хайдара, - и мы будем на раз¬вилке дорог, где делает остановку последний автобус на Искандеркуль. На нем я еще засветло доберусь до своих...» От него не ускользнуло, что хозяин, мель¬ком посмотрев на часы, нахмурил брови. Видимо, он тоже торопился. Может на важную встречу, а может на совещание какое.
Неожиданно шофер выругался, и, резко тормознув, вырулил направо. Так и есть, объезд. Перекрыв путь, дорожники ушли. Придется ехать через кишлак, по кривым улочкам. Поднимая клубы пыли, машина завернула в узкий переулок. Они ехали медленно, почти касаясь глинобитных дувалов и свисающих ветвей де¬ревьев.
Тут и появились прямо посреди улицы два старика. Один ехал на осле, другой был пешим. Приблизившись они узнали друг друга и издали радостный возглас. Тот, что был на осле, быстро спешился и, одной рукой держа осла под уздцы, обнял товарища. Потом они долго жали друг другу руки и степенно расспрашивали о чем-то. На¬конец, тот кто держал под узды осла, отпустил поводья, и они, усевшись прямо на дорогу, продолжали свою беседу.
-О, это кажется надолго! - проговорил шофер и хотел было дать сигнал, но хозяин молча удержал его руку.
Обветренные лица стариков были изборождены глу¬бокими морщинами. Сколько лет они живут на земле? Семьдесят?.. Восемьдесят?.. Нетрудно было догадаться,  что один из стариков, ехавший на осле, прибыл сюда из другого кишлака. Что же заставило его проделать дальний путь? Ведь старые люди не любят разъезжать, предпочитают сидеть дома... Судя по тому, как тепло поздоровались старики, это были старые знакомые. А может быть, друзья. Они не скрывали своей радости от  неожиданной встречи.
О чем они неспешно беседуют посреди дороги? Мо¬жет быть о том, что урожай садов нынче выдался на славу? Или о том, как быстро растут внуки и прибав¬ляется забот в доме? Может быть вспоминают, как в молодые годы они вместе уходили на заработки в боль¬шие города? Как хорошо, что они встретились. Кто знает, когда доведется еще? Да и доведется ли?.. Ста¬рики, говорят, что солнце на вершине горы...
Время шло. Добрые приятели так увлеклись своей беседой, что, казалось, ничего не видели вокруг. Хайдар пос¬мотрел на хозяина. Тот сидел не шелохнувшись, ни один мускул не дрогнул на его лице. Хайдар вспомнил, как он бросил чайханщику: «Только быстрей, у нас ма¬ло времени». Шофер попытался еще раз завести ма¬шину, но под суровым взглядом хозяина сник.
Наконец старики поднялись. Один из них взял осла под уздцы, а другой не без труда взобрался на него. Потом они воздели руки к лицу - «Омин!» - и ра¬зошлись в разные стороны.
Путь был открыт. Машина тронулась и вскоре вые¬хала на трассу. Хайдар знал, что на последний авто¬бус ему уже не успеть и сегодня он вряд ли доберется до своих. Ох и попадет же ему за опоздание от руко¬водителя группы. Но на душе у него почему-то было светло.
Когда они доехали до развилки дорог и Хайдар вы¬шел из машины, хозяин молча протянул ему руку. Хай¬дар крепко ее пожал.


Рецензии