А. Тулуз-Лотрек художник жизни парижской богемы ч5

АНРИ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК – ХУДОЖНИК ЖИЗНИ ПАРИЖСКОЙ  БОГЕМЫ (часть 5)
ПО МАТЕРИАЛАМ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
 «Луи Паскаль» (1893г., Музей Тулуз-Лотрека, Альби). Другая картина, которая также демонстрирует Лотрека как великолепного портретиста и вызывает в памяти работы Мунка. Это – «Луи Паскаль» (1893г., Музей Тулуз-Лотрека, Альби). Луи был другом детства Лотрека. Его стройная фигура, внешняя привлекательность захватывали Анри. Это отразилось и на портрете, где Луи изображен у открытой двери. У него, несмотря на внешнюю уверенность, художник отмечает нерешительный и колеблющийся взгляд. Изогнутые, волнистые линии, очерчивающие пальто Паскаля, несут в себе стиль последующих литографий.
Городские этюды. В июле 1888года Лотрек публикует в «Пари иллюстре», журнале, рассчитанном на элегантную буржуазную публику несколько своих работ в серых тонах. Перед нами три работы из этой серии (справа – «Пристяжная лошадь Компании омнибусов», предназначенная для статьи «Лето в Париже»).
После многих лет обучения в академическом духе Лотрек все же приходит к авангарду.  Но при этом он сохраняет определенную дистанцию от всех направлений, борясь за свою творческую независимость.

К 1891 году окончательно формируется неповторимый стиль Лотрека. Он, наконец, стал художником, работами которого интересуются и любители живописи, и организаторы выставок, и издательства. Тепло принимает его творчество даже критика. Художник выставляется вместе с представителями различных направлений авангарда.
В 1888 году Лотрека приглашают принять участие в выставке Брюссельской «Группы Двадцати», самой активной ассоциации нового искусства. Лотрек присылает 11 полотен и 1 рисунок Он счастлив. Его работы высоко оценены критикой.
Тео Ван Гог покупает несколько работ Тулуз-Лотрека для галереи, которой он руководит.
Анри работает запоем, всё более и более плодотворно, увлечённо пишет картину за картиной.
 «В цирке Фернандо. Наездница» (1887-89г., Институт искусств, Чикаго). Осенью он заканчивает большую картину – размер её 1х1,6 м.: на арене цирка Фернандо гарцует наездница, а мсье Луаяль с хлыстом в руке подгоняет лошадь. В этой
картине – картине мастера, хотя художнику всего 24 года! - композиция решена, смело и необычно.
Здесь Лотрек нашёл свою формулу, и, как он сам напишет, освоил «ремесло штукатура».
Он окончательно отказывается от натуралистической передачи видимого, от соблюдения законов перспективы, от приёмов и открытий импрессионизма. Он начинает свой путь: погружение в глубины человеческой натуры, стремясь достигнуть того, чтобы линии контуров на его произведениях как можно более точно рассказывали о линиях жизни его персонажей.
 «Похмелье, или Пьяница»  В середине лета Лотрека ждёт большая, настоящая радость. Дега, увидев у дальних родственников Лотрека картину «Похмелье, или Пьяница», который молодой художник когда-то подарил им, долго, внимательно рассматривал ее, а потом с грустью в голосе заметил:
 «Подумать только, это сделал молодой человек, а мы столько трудились всю жизнь!».
Лотрек получил огромное удовлетворение, услышав из уст Дега комплименты.
 «Бал в Мулен де ла Галетт» (1889, Инст. иск., Чикаго).
В январе 1890 года Лотрек снова получает приглашение принять участие в брюссельской выставке «Группы двадцати». Здесь он представляет новые работы: 5 полотен: этюды женщин и картину «Бал в Мулен де ла Галетт».

Ренуар «Бал в Мулен де  ла Галетт» (1876г., Музей д’Орсе, Париж).
Как не вспомнить работу О. Ренуара на эту же тему.  С 1888 - 89 годов начинается период наиболее плодотворной работы Лотрека, а его основными темами являются монмартрские балы.
 «Бал в Мулен де ла Галетт» (1889, Инст. иск., Чикаго).
Данная картина одна из первых композиций, изображающая сцену танца, взятую из жизни.
В «Мулен де ла Галетт», расположенном на вершине монмартрского холма, давали последние деревенские балы в Париже.  Здесь принарядившиеся работницы могли познакомиться с мужчинами из мелкобуржуазных семей, искавших здесь встреч. На месте ветряной мельницы была устроена танцевальная площадка с утрамбованной землей, вместо пола. Здесь смешались и публика, пришедшая потанцевать, и профессиональные танцоры, ставшие для Лотрека моделями, в том числе и Ла Гулю. Картина – это галерея портретов, удивляющая тщательностью отделки деталей (это станет в дальнейшем характерной чертой наиболее значительных произведений художника).
Мужчина перед толпой, изображенный в профиль, художник Жозеф Альбер. Он внимательно следит за происходящим. Молодая девица с воротничком с лукавыми глазами, затуманенными алкоголем, бросает взгляд на мужчину.
Вот перед вами фотография, изображающая Тулуз-Лотрека с друзьями в
« Мулен-де-ла-Галлет», среди них Ла Гулю.


Рецензии