А. Тулуз-Лотрек художник жизни парижской богемы ч6

АНРИ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК – ХУДОЖНИК ЖИЗНИ ПАРИЖСКОЙ  БОГЕМЫ
(часть 6)
ПО МАТЕРИАЛАМ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Начиная с 1890-х годов, Тулуз-Лотрек приобретает известность, он создает свои самые лучшие картины и самые знаменитые афиши. Лотрек увлекается литографией и становится одним из блестящих мастеров в этой области. Это были, пожалуй, самые светлые годы жизни художника.
Жюль Шере «Бал в Мулен Руж, белая площадь». Афиша, 1889г.
 Жюль Шере «Фоли-Берже». Афиша, 1875г.
 Жюля Шере критики называли «Тьеполо двойного формата» (двойной формат – это старое название формата бумаги 80х120, обычно используемого для печатания афиш). Он рисовал первую афишу, объявляющую об открытии «Мулен Руж»: прекрасные танцовщицы скачут на осликах на фоне, узнаваемого силуэта заведения.
 «Мулен Руж. Ла Гулю». Афиша.  (1891г., Нац. библиотека, Париж). Вторую афишу попросили выполнить именно Лотрека. С этого времени перед Лотреком открывается новое поле деятельности. Именно здесь, в плакатах и афишах с наибольшей яркостью и полнотой раскрылись особенности дарования художника. Его по праву можно считать одним из основоположников этого жанра. Здесь его стремление и умение в позе, в тоне, в неожиданном ракурсе раскрыть индивидуальность и придать портретное сходство, доведенное до гротеска, наиболее точно отражали стремления самих героев его плакатов – стать символом в глазах зрителей.
Лотрек начинает с главного: он изображает танцевальный номер в исполнении Ла Гулю и Валентина Бескостного. Валентин, с птичьим профилем и выдающимся вперед подбородком, он всегда носил свой цилиндр. Вскоре афиша украсит стены Парижа и станет сенсацией, благодаря смело вырезанным силуэтам: очевидно, Лотрек черпал вдохновение и в японских гравюрах. 
Речь идет о первой современной афише, подлинном произведении искусства, которое станет сразу же предметом вожделения коллекционеров, не гнушающихся срывать её на память со стен на улицах города.
Историк искусства Феликс Фенеон в анархистском журнале призывал читателей срывать самые красивые афиши со стен Парижа, чтобы обеспечить себя живописью более качественной, по его словам, «чем мазня лакричным соком, вызывающая ликования задниц».
Афиши-плакаты. В плакатах Лотрека не спокойный эпический рассказ, свойственный академическому искусству, а окрик площадного зазывалы, заставляющий прохожих оглянуться.
Декоративные, яркие, «кричащие» краски; изломанные завораживающие линии, похожие на мелодию и подчёркивающие ритм его плакатов, прерывают будничное течение жизни и втягивают (буквально тащат за рукав) в причудливый и гротескный мир кабаре.
Здесь до поры до времени всё как бы вычурно и понарошку, пока не захватит тебя сам ритм этой жизни, пока энергия танца не подчинит своим прихотям глубинные стихийные ритмы человека, рискнувшего стать участником этого зрелища.
Эстампы (станковые литографии). Литография, которая некогда привлекала лучших художников. Теперь она была в забвении, служа лишь для чисто коммерческих целей и газетных иллюстраций. В начале 90-х годов оригинальный эстамп, в отличие от гравюры, репродуцирование которой приходит в упадок из-за конкуренции с фотографией, становится формой искусства, которая всё больше и больше интересует образованных и искушенных любителей. В числе других Лотрек тоже увлекся изучением этого нового для него дела.

Его труд увенчался успехом и фирма «Буссо и Валадон» выпускает в продажу две изумительные работы Лотрека – «Ла Гулю и сестра» и «Англичанин в «Мулен Руж» - по двадцать франков за штуку. Успех сразу выдвинул Анри в первые ряды художников - литографистов.
Эстамп – оттиск художественного изображения с печатной формы, выполненной при участии автора.
Обложка альбома «Эстамп орижиналь» (1893г., ч/колл.). Лотреку очень понравился один из старых литографов, папаша Котель, который печатал работы Тулуз-Лотрека, и который знал все тонкости ремесла. Он  во многом помог художнику. Анри всенародно выразил признательность старому рабочему, запечатлев его в рубашке, без пиджака, в пенсне на носу, вращающим колесо своего печатного станка; рядом с ним он изобразил Джейн Арвиль – ещё одна дань уважения, но уже известной танцовщице – она рассматривает оттиск.
Репутация Лотрека как гравера растет, и таким образом расширяется круг любителей его искусства. Лотрек часто выставляется,  он по-прежнему очень много работает - картины, плакаты, литографии, наброски - и по-прежнему живёт сумасшедшей сверх наполненной жизнью, ни на минуту не оставляя себя в покое.

Всё дальше и дальше уходит художник от целей и задач, которые ставил перед собой раннее. Его собственные мысли и образы – это человеческие страсти и страдания, это смешная и героическая мешанина из пороков и подвигов, где низменное и высокое, гармония и уродство кипят в едином котле, преобразуясь в неповторимый напиток, имя которому – душа человеческая.
Лотрек не бичует порок и безобразие, не абсолютизирует красоту и добродетель. Ему одинаково чужды и умилённая слащавость, и гневное обличение.
С печальной иронией и одновременно с искренним сочувствием он вглядывается в лица и судьбы своих героев, и персонажи его картин отвечают ему доверием, приподнимая свои маски и открывая свои души, такие же израненные и покрытые шрамами, как и у самого художника. Всё подчинено одной цели – выявлению характера персонажа и сиюминутной неповторимости его переживаний.
Его наёмные танцоры, шансонетки, проститутки и завсегдатаи кабаков остаются живыми, даже нарисованные в очень декоративной плакатной манере, свойственной художнику.
Этой манерой, этими приоритетами Лотрек предвосхищает и открывает новый стиль грядущей эпохи – модерн или арт нуво, как его называют в Европе.


Рецензии