А. Тулуз-Лотрек художник жизни парижской богемы ч8

АНРИ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК – ХУДОЖНИК ЖИЗНИ ПАРИЖСКОЙ  БОГЕМЫ
(часть 8 -заключительная)
ПО МАТЕРИАЛАМ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Тулуз-Лотрек в мастерской. Фото. Лотрек нередко прямо в публичном доме делал зарисовки, наброски. Заканчивал картины он, как правило, уже в мастерской, и затем они почти никогда не покидали её.
Его уговаривали выставить их публике. Лотрек обычно отвечал: «Никогда! Все решат, что я хочу скандала». К тому же он, видимо, щадил своих близких.

Его друг Поль Леклерк вспоминал: «Лотрек обожал женщин, и чем меньше логики в них было, тем больше они ему нравились. У него было только одно условие: они должны быть настоящими».
Тулуз-Лотрек – наблюдатель и свидетель (КАРТИНЫ). Творчество Лотрека, как считают многие историки искусства,- это своеобразная поэма, посвященная женщинам.
Танцовщицы, прачки, женщины легкого поведения и просто его приятельницы – все они были для него источником неистраченного наслаждения.
Анри с огромной страстью изображал их жизнь. Иногда со строгостью и иронией, но всегда с достаточным уважением.
На его картинах женщины замечательны просто тем, что они женщины.
В каждом портрете, в каждом наброске ярко показана неповторимость личности, особенности характера и нюансы настроения его натурщиц.
Художник восхищается не только телом, но и личностями героинь своих полотен.
Лотрек не приукрашивает и не порочит их, а его навсегда неразделённая любовь делает их даже обаятельными и симпатичными.
Такие портреты можно писать, только искренне любя и понимая человека.
В творчестве Лотрека, есть отражение его жизни, его судьбы, где путь к красоте и гармонии пролёг через страдание и уродство.
Трагизм шута, обладающего обострённым восприятием прекрасного. Сердце в клочья.
 «В салоне на улице де Мулен» (1894г., Музей Тулуз-Лотрека, Альби);
«В салоне: диван» (1893-94гг., Музей иск., Сан-Паулу, Бразилия).   
Перед нами  две картины – они одни из лучших изображений мира публичных домов. На них – один их любимых мотивов Лотрека: ожидание клиентов. Спокойная и даже безучастная атмосфера повседневного существования этих женщин, позы «жриц любви» на переднем плане выражают тоску и полное безразличие ко всему на свете. Просторные диваны цвета увядшей розы и вычурные архитектурные детали на заднем плане только подчеркивают царящую в помещении скуку. Лотреку удалось создать контраст между индивидуальностью каждой из женщин и их родом занятий, превращающим их просто в неодушевленный товар.

Сумасшедшая работа и сумасшедшая жизнь, которую Анри де Тулуз-Лотрек прожигал, как прожигает лунку горящий уголек, упавший в толщу снежного наста, продолжались.
В начале 1893 года состоялась выставка Лотрека, которая продлилась 2 месяца.
Его интересовало мнение лишь одного человека, а именно Дега, которому он послал «личное приглашение». Дега обошёл зал и стал спускаться по лестнице. Но вдруг он остановился, обернулся и сказал: «Да, Лотрек, чувствуется, что Вы мастак!». Лотрек расцвёл.
А вот, что писал о творчестве Тулуз-Лотрека другой его современник, художественный критик Франц Журден:
«Лотрек превосходно владеет линией, справляясь с ней с необычайной уверенностью. Он легко изгибает её по повелению момента - эти изгибы остроумны, элегантны, печальны. И они всегда декоративны».
Начиная с 1898 года, здоровье Тулуз-Лотрека ухудшается. Разрушительное действие алкоголя, которым Анри злоупотреблял, приводит к тому, что Лотрек пишет всё меньше и меньше.
Его поведение становится неадекватным. Осенью 1898 года у него появляются признаки серьезного психического расстройства.
Чтобы помешать Лотреку, слишком много пить, семья пытается пристроить к нему своего рода смотрителя.
17 марта 1899г. после особенно тяжелого кризиса Анри помещают в психиатрическую клинику на Мадридской улице в Нейи. И тогда он пишет отцу знаменитое письмо:
«Папа, вы имеете возможность совершить благородный поступок. Я в неволе, а ведь там, где нет свободы, наступает вырождение и смерть!».
В прессе поднимается полемика по поводу заболевания художника. Скандал способствует его известности, а картины Лотрека котируются всё выше и выше.
 «Цирк» (поздние работы). 17 мая 1899 года Анри покидает клинику на Мадридской улице и продолжает тему цирка. Видимо считая, что от сумасшедших, которые его окружали, до клоунов, в мир которых он всецело погружается, всего один шаг.
Цирковые рисунки, которые художник делал по памяти, даже находясь в клинике, были для него доказательством того, что он ещё способен рисовать.
В них графика Лотрека достигла великолепной изящности. С потрясающей виртуозностью он оживляет своих героев.
Анри говорит Морису Жуаяну, что обрел свободу, благодаря своим картинам.
Но личной свободы уже нет. Анри находится под опекой своего дальнего родственника. Его финансовые расходы строго контролируются всей семьей. Правда успешная продажа картин его друзьями улучшает положение.
 «Англичанка из бара «Стар» в Гавре» (1899г., Музей Тулуз-Лотрека, Альби) – две работы. И всё-таки жизнь продолжается. Лотрек снова обретает вкус к работе после встречи с Мисс Долли, барменшей одного из баров в Гавре. Красивая светловолосая англичанка вдохновляет его и напоминает о недавнем прошлом, когда он ещё был способен посетить все театры, все кафе - шантаны Парижа. Свидетельством этому служит прекрасный портрет мисс Долли.
 «Модистка» (1900г., Музей Тулуз-Лотрека, Альби). У Лотрека завязывается еще одна, последняя связь, теперь с модисткой Луизой Маргуэн. Пытаясь помешать Лотреку, пить, друзья развлекали Анри. Они часто приводили его в ателье мод на улице Ла Пэ.
Великолепная  светло-золотистая шевелюра Луизы сразу же привлекла внимание Лотрека. Эта картина очень характерна для последних работ художника, увлеченного световыми эффектами, контрастирующими с темным фоном.
Всемирная выставка 1900г. в Париже. Фото. В середине апреля в Париже открылась Всемирная выставка 1900 года. Лотрека пригласили в жюри секции плаката! Он осмотрел выставку, передвигаясь в кресле-каталке. То, что раньше привело бы Анри в восторг, сейчас не произвело на него впечатления. Даже японский павильон, в который он так стремился
Слава Лотрека во Франции как художника была уже настолько велика, что один министр, поклонник таланта художника, даже задумал добиться для Тулуз-Лотрека «Ордена Почетного Легиона». Но Анри сразу же заявил его превосходительству:
«А Вы представляете себе, господин министр, каково я буду выглядеть с орденской ленточкой, когда приду писать в бордель?» Идея, конечно, продолжения не получила.
Тулуз-Лотрек со своей матерью в саду Мальроме. ФОТО. К лету 1900 года состояние здоровья художника ещё более ухудшилось, кроме прочего ему угрожает амнезия. Несколько месяцев Анри удается провести с матерью в Мальроме. Это немного успокаивает его нервы.
В апреле 1901 года Анри возвращается в Париж. В течение  нескольких недель в своей мастерской он пересматривает и заканчивает некоторые эскизы, другие выбрасывает. Он как будто почувствовал необходимость привести всё в порядок при приближении конца. Лотрек ставит свою знаменитую монограмму на те картины, которые кажутся достойными носить его имя. Потом художник уезжает, оставив мастерскую в идеальном, подобно музею, порядке.
 «Экзамен на медицинском факультете в Париже» (1901г., Музей Тулуз-Лотрека, Альби). В июле художник пишет свое последнее полотно «Экзамен на медицинском факультете в Париже». Он выписывает своего кузена Тапье де Селейрана, защищающего докторскую диссертацию. Эта сцена двухлетней давности, написанная произвольно, так как Анри не смог присутствовать на защите, будучи заточенным в клинике. Картина трактуется с драматической напряженностью, она написана в мрачных тонах пастозными мазками. О медицине у Лотрека тяжелые воспоминания!

Новый кризис вновь приводит его в Мальроме к матери. Постепенно паралич сковал всё тело, Лотрек уже не мог ходить, не мог сам есть. Его руки висели плетью, они перестали быть руками художника, который умел взбудоражить весь Париж.
Ему скоро исполнится 37 лет. В этом возрасте умер его друг Винсент, в этом же возрасте умерли Рафаэль и Ватто.
Лотрек бредит с широко открытыми глазами. Вихрем в памяти проносятся герои его картин и его женщины – недоступные и бесстыдные, мучительницы и утешительницы. Искалеченная жизнь. Потерянная жизнь. За всё надо расплачиваться. За талант – тоже.
В ночь на 9 декабря 1901 года Лотрек умирает на руках своей доброй, всепрощающей матери. Фотомонтаж. Тулуз-Лотрек рисует Тулуз-Лотрека (ок. 1892г., Нац. библиотека, Париж). 
Этот фотомонтаж, сделанный по идее художника, свидетельствует о присущем ему оригинальном чувстве юмора.
Очень точно отозвался о художнике Тристан Бернар:
«Какой необычайной личностью был этот великий маленький человек! Лотрек развлекался с Жизнью с беспредельной свободой маленького мальчика, играющего в сквере. Этот человек был хозяином своего мнения и следовал только своим убеждениям».
Посмертное мировое признание не обошло Анри Тулуз-Лотрека, этого гениального и трагического художника.
Правда, сам Лотрек к славе не очень стремился, ибо искусство было для него формой самоутверждения в жизни.
Музей Тулуз-Лотрека в Альби. В родном городе Лотрека, в Альби, в бывшем епископском дворце Берби, 30 июля 1922 года был открыт музей Тулуз-Лотрека. Здесь представлено много знаменитых работ художника.
А вообще его творческое наследие считается одним из самых богатых. Лотрек оставил 600 живописных работ, несколько сот литографий, 31 плакат, 9 гравюр сухой иглой, 3 монотипии, тысячи рисунков и набросков.
Многие художники учились на его произведениях. В частности, Пикассо в своём раннем творчестве очень много взял у Лотрека.
Сейчас, конечно, медицина ушла далеко вперед, и, возможно, художнику смогли бы помочь.
И он бы прожил гораздо более счастливую и полноценную жизнь.
Хочется обратиться к Мастеру: «ВОЗВРАЩАЙТЕСЬ К НАМ, ГРАФ АНРИ ДЕ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК! НА ЗЕМЛЕ УЖЕ ПОДРОСЛИ НОВЫЕ ФИАЛКИ, КОТОРЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОДАРИТ ВАМ САМАЯ КРАСИВАЯ ЖЕНЩИНА».

ПРИМЕЧАНИЕ:
Тулуз-Лотрек - французско-русский графский род, происходящий от владетельных графов Тулузских, угасшего в старшей линии в 1249 г. Родоначальником их был Балдуин Тулузский, младший сын графа Раймунда V, сторонник Симона Монфорского в войне альбигойцев, казненный своим братом Раймундом VI. Балдуин женился на наследнице виконтства Лотрек.
 
- Граф Иосиф-Петр Тулуз-Лотрек (1727 - 1797) выехал в Россию во время революции и был принят в русскую службу с чином генерал-майора. Его внук граф Валериан Александрович (1811 - 1881) был генерал-лейтенантом и начальником кавказской кавалерийской дивизии. Род графов Тулуз-Лотрек внесен в V часть родословной книги Ковенской губернии. В. Р.
- Великая французская революция 1789-1794 (при Людовике ХVI).
- 14 июля 1789 – взятие Бастилии.
- 26 августа 1789 – «Декларация прав человека и гражданина».


Рецензии