Ужасное место - школа?
Друзья, совсем недавно мы вспоминали ЮНОСТЬ - какой у многих из нас она была 50 лет назад, вспоминали, чем дышала её душа, к чему стремились мечты. http://proza.ru/2019/04/24/565
Прошло время. Оно изменило не только физическую оболочку пространства, интерьера жизни, но очень во многом и воздух, и само дыхание жизни стали другими.
Перед вами портрет молодого человека начала 21-го века. И пусть вас не пугает заголовок.
УЖАСНОЕ МЕСТО - ШКОЛА?
Высокий, широкоплечий, стройный, Илья может служить эталоном юношеского обаяния. Открытый лоб, собранные в пучок на затылке волосы, внимательный взгляд за стёклами очков... Бархатистый, глубокий голос очаровывает с первого звучания; к тому же, за словом в карман мой герой, как говорится, не лезет. Умеет и слово нужное найти, и улыбнуться к месту.
Ему 19 лет, и он оканчивает четвёртый курс колледжа, профессия – электротехник. На интервью согласился легко, не раздумывая. Отвечает без напряга, искренне, иногда снисходительно улыбаясь.
Включаю диктофон. Решила начать с глобальных вопросов:
- Илья, как ты думаешь, в чём смысл жизни?
- В реализации сокровенного желания.
- Но ведь желания у всех разные. Некоторые мечтают лежать на диване, отдыхать…
- Это не желание – это лень!
- А если желание убить кого-то?
- Это уже болезнь. Психопатию надо лечить.
- Значит, желание должно быть добрым?
- Да, чтобы не причинить другим вреда.
- Вот теперь согласна. А вообще - что такое жизнь?
Думала огорошить философским вопросом, но слышу ответ немедленный и уверенный:
- Жизнь – это бесконечная череда событий, чаще всего случайных.
- Считаешь, что всё в жизни происходит случайно? А как же судьба? Рок? Зависит ли что-нибудь от них?
- Возможно, кое-что зависит, - Илья пожимает плечами. - Но, естественно, знать ВСЁ невозможно…
- Ты атеист?
Улыбается:
- Скорее всего, реалист! Верю не в Высшее существо, которое по щелчку пальца сотворило мир, но – в науку. Она важнее, чем религия. А вообще вера и религия – разные вещи! Вера – в душе, а религия – внешнее, видимое.
- Может, ты в параллельные миры веришь? О них сейчас много говорят, предполагают…
- Хотелось бы верить – это, хотя и свехъестественно, но заманчиво звучит… Но нет, всё-таки слабо верится, пока доказательств-то никаких!
- А в машину времени веришь?
- Нет, временем управлять невозможно!
- Действительно, реалист! Если веришь в науку, то скажи, кого из учёных ты назвал бы самым уважаемым?
Отвечает не задумываясь:
- Из современных - Стивена Хокинга! Сильная личность! Посвятил жизнь изучению «чёрных дыр». Немного не дожил он до момента, о котором мечтал: сфотографирована Чёрная дыра! Окончательно доказано, что она существует!
Охлаждаю его восторг:
- Есть предположение, что, возможно, компьютерные технологии помогли сфабриковать фотографию.
Вздыхает:
- Возможно…
- Кого из исторических личностей уважаешь?
- Пожалуй, Петра Первого.
- А к Сталину как относишься?
- Спокойно. Без фанатизма в любую сторону. Он не хотел плохого для страны. Был террор, но и много хорошего для развития страны тоже было.
- А что скажешь о Путине? Спасёт ли он Россию?
- Он уже один раз спас её, в прошлом, поднял из провала. Но сейчас, по-моему, политику надо сменить! Вместо внешних больше уделять внимания внутренним проблемам, жизни собственного народа, а не других стран, развитию экономики… Я считаю, прошлое надо знать, настоящее любить, к будущему стремиться.
- Хорошая цитата! А люди искусства тебя привлекают?
- Современное искусство, по-моему, сугубо индивидуальная вещь. Я, например, меломан. Нравится опера. Есть замечательный вокалист Андреа Бочелли, у него глубокий, прекрасный голос! Он ослеп в двенадцать лет. Окончил юридический факультет, но победила любовь к пению.
- А тебя кто привёл к музыке?
- В детстве я много времени проводил с братом, который в своё время слушал много музыки, и она стала основой моих музыкальных вкусов.
- В какой стране, по-твоему, искусство на самой- самой высоте?
- В США. Это Голливуд. Ярко! Оригинально!
- А из писателей кто нравится?
- Книги - не моё! Не люблю читать. Даже прославленную «Войну и мир» не осилил, многовато там воды… Из программы по литературе убрал бы половину стихов и включил произведения, более понятные возрасту.
Констатирую с грустью:
- Не повезло тебе с учителями.
Соглашается безоговорочно:
- И с учителями, и со школой, и с классом! Я терпеть не мог школу! Школа – ужасное место! Половина моего класса были отморозками, а учителям было пофиг, понял ли ты что-нибудь на уроке или нет. Я, например, на всех уроках спал. Учился на тройки. И так до девятого класса, потом ушёл в колледж. Здесь учусь на 4 и 5.
- А в чём причина, как ты думаешь? Повзрослел, что ли?
- Нет. Не в этом дело. Здесь отношение другое, на равных. Не хочешь учиться – это твоя проблема, никто насильно не удерживает. Не давят, не поучают. У нас хороший классный руководитель, Наталья, Владимировна, прекрасный педагог!
- А как же экзамены в школе?
- Сдавал, как положено. Память-то есть. Можно за несколько дней подготовиться.
- Значит, дело не только в программах, но и в учителях?
- И в них тоже! Большинство учителей в школе – нетворческие личности. Много злых Они не любят свою работу – и ученики тоже их не любят. И вообще недостаток школы в том, что она обтачивает личность, подгоняет всех под одинаковый шаблон…
- Как это?
- Из многогранника личности делает прямоугольник или вообще квадрат. Такие же обточенные учителя врезаются в твою натуру и губят своеобразие, индивидуальность. Невыносимо трудно было мне в школе, и казалось, что образование – это хрень, никому не нужная и даже вредная.
- Может, вообще отменить школу? Перейти на дистанционное обучение онлайн?
- Не-ет, отменять нельзя! Но я оставил бы обязательными лишь начальные классы. Поскольку потом, в старших классах, много лишнего заставляют учить, чего в жизни никогда не пригодится. Всего знать невозможно! Отметки вообще бесполезная вещь!
Возмущаюсь:
- Почему бесполезная?
- Потому что это то же самое, что давать оценки личным качествам. Вот вы, например, как можно вас оценить: на 5? на 10? Где эталон для сравнения? Я думаю, не этично так делать. Люди ведь ВСЕ разные! Человеку нужна свобода выбора! А итог выбора – естественный отбор! По результатам тестирования! Вот в США группируют классы по интересам. Надо такие группы делать и у нас уже в 6-7 классах.
- А учителей роботами заменить?
- Пока не надо, но в педвузы я отбирал бы абитуриентов не по баллам, а по собеседованию. Учитывать главное – умение понять, найти общий язык, то есть важна коммуникабельность. Учитель вообще должен быть ОСОБЕННОЙ личностью. Иметь индивидуальный подход к ученику, а не тупо вдалбливать знания всем одинаково. Учитель должен быть не рамкой, а жидкостью, чтобы обтекать.
- Оригинально сказано! Но я согласна! А в школах…
- А в школах ввести уроки общения. Уроки адаптации к этому сложному и миру и жестокому обществу.
- И что на этих уроках делать?
- Разговаривать. Учить понимать друг друга. Не бояться давать оценку событиям. Отстаивать своё мнение без грубости, но достаточно уверенно, чтобы суметь убедить.
Представила такие уроки… А что? Пожалуй, они нужны! Обучать общению не по телефону, не эсмсками, а в живой беседе! Но где взять учителей, способных на такой подвиг? Вот вопрос!!
- Но теперь-то ты понимаешь, что образование НУЖНО?
- Нужно ДРУГОЕ образование, которое мы уже обсудили! Сейчас я сделал выбор осознанно: для начала готовлюсь поступить в иняз …
- Маме, наверное, трудно, будет помогать тебе?
- Понимаю, что трудно. Буду искать работу. Я и здесь работал в "Спутнике": убирали улицы. Подрабатывал Дедом Морозом, вёл детские утренники...Работу можно всегда найти при желании.
- А окончив иняз, куда?
- Как получится. Загадывать не буду, но буду стараться добиться задуманного. Правда, вот повестка пришла - в армию забирают: пропадёт год!
- Сочувствую тебе!
Вздыхает:
- Вот в США служба на контрактной основе…
- Ты не хочешь жить в России?
- Да, во многих странах живут лучше, чем у нас. Учителям и врачам там больше платят. Там свободное посещение в школах: хочешь – учись, хочешь – нет, лишь бы тесты сдал.
- Потом на родину думаешь вернуться?
- Вернусь, если кое-что изменится в стране. Во всех странах есть недостатки, но в США хотя бы не запрещено критиковать власть. А у нас последний указ…
Я не знаю ничего об этом указе и потому не опровергаю. Лучше перейду к более знакомой теме.
- А как ты считаешь, что (или кто) важнее в воспитании?
- Конечно, семья! Тут начало всего – и будущего характера в том числе.
- А на тебя кто больше влиял, папа или мама?
- У меня одна мама в семье, с отцом мы расстались – пил…
- Общий язык с мамой всегда находишь?
- Бывает, и спорим… Я человек прямолинейный. Не грубый, но правду скажу в глаза – всё, что думаю. Вот и спорим.
- А о чём спорите?
- О жизни. О людях... Обо всём!
- Взгляды совпадают?
- Честно? Не всегда...
Знаю, что мама Ильи не простой человек, она окончила педвуз, по специальности - историк. Одно время работала в Детско-юношеском центре, в "Ребячьей республике". Ходил туда и сын, был активистом.
- Телевизор часто смотришь?
- Вообще никогда! Сплошная промывка мозгов. В детстве с удовольствием смотрел канал «Дискавери» и передачи о животных.
- Подведём маленький итог. Маму, судя по всему, ты не всегда слушал, учителей – тем более, телевизор не смотришь, книг не читаешь. Так кто же тебя воспитал такого самостоятельного, рассудительного – в смысле умеющего рассуждать? Кто повлиял на тебя?
- Интернет!
- В каком смысле?
- Там можно почерпнуть любые сведения. Прослушать лекцию. Прочитать нужное по какой-либо теме. И кричать на тебя никто не будет, как в школе...
- Ну что ж, вполне резонно. Наверное, и в игры с увлечением играешь?
- Играю, но не в примитивные «стрелялки», а в стратегические, развивающие, умные…
- Умные игры? Разве есть такие? Знаю, что компьютерные игры большинство умных людей осуждают.
- Ну, не скажите! Хорошие игры учат стратегии, дают управленческие навыки. Интересны командные игры.
- Например?
- Мы с другом сейчас играем в «Warhammer:Vermentide 2». Надо достигнуть цели, действуя командой.
- А-а-а! Теперь я поняла: игры заменили тебе книги.
- Каким-то образом – да. Командные игры поддерживают коллективное мышление, учат дружбе.
В играх я тоже не разбираюсь, поэтому и не пытаюсь спорить, хотя сильно сомневаюсь, что компьютерные игры многопланово развивают личность и могут заменить книги, как это произошло в случае с Ильёй. Поэтому вновь звучит нейтральный вопрос:
- А как ты думаешь, что ждёт Землю и всех нас в недалёком будущем: ядерная война? глобальная катастрофа? оккупация инопланетянами?
Отвечает вдумчиво и вполне разумно:
- Всё от людей зависит, поймут ли они опасность… К сожалению, сейчас миром правят деньги, а не разум…
- А что бы ты предложил, чтобы спасти Землю?
- Надо, чтобы люди одумались! Но это вряд ли случится… У всех стран сейчас проблемы, не только у нас.
- А что для тебя лично в жизни важнее? Деньги? Карьера? Семья? Любовь?
Смотрит хитро, отвечает самоуверенно:
- Делать то, что нравится, от чего будет на душе хорошо… Хочу любить. Хочу путешествовать, повидать мир.
- А профессия?
- Электротехника – это не моё. Сейчас я это хорошо понимаю. Наконец-то допёр, к чему меня влечёт. Буду заниматься творчеством, хочу стать актёром озвучки. Чтобы моим голосом говорили герои фильмов или хотя бы компьютерных игр.
- Уже решил, куда будешь поступать?
- В Питер, в иняз. Сначала надо овладеть английским, ХОРОШО овладеть, чтобы уехать к настоящим творцам!
Иронизирую:
- И где это такие существуют?
- В США. Там интересные, яркие личности!
- А русские творцы не нравятся? Вспомни наших замечательных режиссёров…
Мнётся. Пожимает плечами.
- А мэтр Михалков… хоть его-то знаешь?
- Его знаю, но не уважаю!
Вердикт суров!
- Почему?
- В нём вагон лицемерия! Говорит прописные истины, а в жизни поступает совсем по-другому.
Не хочу уточнять. Мой герой пылко возмущается, что многие русские популярные телесериалы нагло «слизаны» с американских , а в итоге – получается пародия, причём более низкого качества!
Приходится соглашаться с собеседником: он прав!! Увы! Возмущённый возглас Ильи заключает подтему:
- Стыдно, когда смотрю русские фильмы!
Вздыхаю: вот мнение молодых о современном русском киноискусстве.
- Какие актёры тебе нравятся?
- Уилл Смит. Он играл в фильмах «Люди в чёрном», «Я – легенда».
- А русские?
- Русских не помню…
- Илья, философы утверждают, что в мире постоянно идёт борьба Добра и Зла. Чьи шансы, по-твоему, ближе к победе?
Ответ неожиданно оригинальный:
- Борьбы нет, потому что их по отдельности не существует.
- ?
- Это две стороны одной монеты! Задумайтесь сами! То, что одному Добро, для другого может оказаться злом – и наоборот!
Не соглашаюсь и пытаюсь оспорить это утверждение, но в ответ – парадоксальные примеры, в казуистике которых можно завязнуть… Подвожу речь к конкретике:
- Вот скажи: от чего или кого зависит ТВОЯ личная карьера?
Отвечает с апломбом и глубокой убеждённостью:
- От меня!! От внутренней силы моего желания, от моей целеустремлённости, от усилий, которые приложу для её осуществления!
- Считаешь, что и один в поле воин?
- Конечно!!
- А чья-нибудь помощь? Удача? Везение?
- От помощи не откажусь. И везение не помешает… Но главное всё же - добиваться самому!
Вынуждена согласиться:
- У тебя рациональный взгляд на жизнь.
Да, умная современная молодёжь – другая. Не будем говорить о крайностях – они были и есть в любом обществе любого времени.
Перед вами - герой обычного уровня, неглупый, размышляющий, не без достоинств, но и не без недостатков. Свободный, не скрывающий взглядов, не боящийся власти, прагматичный, самоуверенный…
Если сравнивать…
Впрочем, не буду заранее делать выводы. Пусть каждый из вас сделает их сам.
Продолжение на http://www.proza.ru/2019/05/04/302
Свидетельство о публикации №219042700615
Лея Динес 14.06.2025 10:15 Заявить о нарушении
А то его чаще всего читатели ругают. А он уже институт окончил.
С улыбкой,
Элла Лякишева 15.06.2025 17:35 Заявить о нарушении