Плитимбоу

"Один вместо "приидите, поклонимся цареви нашему богу", закрыв глаза, как перепел, колотил "Плитимбоу, плитимбоу" – и заливался этим так, что удержать его было невозможно." Николай Лесков. "На краю света"
"Как перепел"... а молодец! Непонятное без привязки к оригиналу "плитимбоу", так же как и оригинальное "приидите, поклонимся богу" – что это? Элементы культурного кода, без них не может быть художественный текст. Они-то и придают тексту ту "вторичную иконичность", которая служит целям понимания и проживания содержательного плана (message) текста, а в широком смысле – цели переосмысления автором своего "я". Текст и есть икона, представляющая не сообщение и даже по большому счёту не знак, а жест: ритуализированное средствами культурно-языковой реальности указание на значение. При этом само содержание может находиться не в месте указания, а принадлежать принципиально иной реальности, связанной с автором жеста условным "знанием" этой реальности. Однозначным выражением жестикуляции будет ритуал церковной службы. Он весь – формализованный жест, лишь в некоторой достаточной степени понятный участникам; жест, который указывает на содержание иной природы, нежели природа участника ритуала, и ему непонятное. В этом жесте происходит не приобщение (оно невозможно) и не познание чего-то, ещё не существующего (неизвестного), но переосмысление и эмоциональное переживание известных и значимых культурных кодов. То же случается и в акте творения, а затем восприятия (вторичного творения) художественного текста. Текст, как и ритуал, не являются сообщением (воспроизведением) информации и не служат целям коммуникации. Играющий ребёнок вполне удовлетворён только ему известными "правилами игры". Но уже другой участник будет стараться изменить эти правила "под себя". Что в детском возрасте обычно заканчивается конфликтом и "Мама, он(а) мешает мне играть!", а в более зрелом состоянии – регенерирует творческие потенции "игры", именно в местах разрывов и получающие свободу.
Пава "изображает" и зрители смеются, им доступна начальная природа "изображаемого", известен оригинал – в отличие от самого Павы, который довольствуется внешней стороной выученного и усвоенного, но непонятного ему – жеста.
"Плитимбоу, плитимбоу"


27 апреля 2019 г.


Рецензии