VI-1-9. Мозг. Тайны разума. У. Пенфилд

Уайлдер Пенфилд (1891–1976).  Доктор медицины, член Королевского общества.
Критическое исследование феномена разума и человеческого мозга.
        (Е.Я. - Выписываю важнейшие для меня цитаты   и свои "заметки на полях.")

Из предисловия автора:

"Во мне постоянно присутствовало непреходящее любопытство и неутомимая страсть поиска ответов на вопросы о работе мозга и его связи с сознанием. К тому времени, когда я пытался стать исследователем, я вдруг натолкнулся, очевидно случайно, на настоящую золотую жилу.

Философы определенной школы, без сомнения, заставили бы меня, если бы это было в их силах, замолчать до того, как я начал обсуждать вопросы разума и мозга. Они заявляли, что, поскольку мышление или разум по своей сути не может занимать определенного места в пространстве, единственным феноменом, подлежащим обсуждению, является мозг.

Является ли сознание или разум всего лишь функцией мозга? Или же это отдельные, но тесно связанные элементы? Физиолог может исследовать мозг. Но все же он не имеет прямого доступа к разуму или сознанию. (Е.Я. - Запятой нет, значит, автор разделяет понятия "разум" и "сознание". Надеюсь убедиться в этом далее. :-) ). Однако сам факт того, что между этими субстанциями существует тесная связь, очевиден. Но должен ли физиолог, оперирующий фактами, полностью отделиться от философа?

Я обратился к Чарльзу Генделю как к философу за содействием в формировании структуры рукописи. Появилась его статья, посвященная обсуждению важной темы: «Статус разума в пространстве реальности» в «Журнале философии», XXXI, 9, 225–235, 1934.  В сентябре 1973 года, когда я завершил первый вариант «Тайны разума», я отправил его Генделю на рецензию.Получив мою рукопись, он незамедлительно ответил мне длинным, написанным от руки письмом.

Из письма Чарльза У. Генделя:

«По мере того как я снова и снова перечитывал ее [рукопись], с каждым разом мне становилось все ясней, что твоя история – это одна из твоих попыток начать работать с общепризнанной физической гипотезой, смысл которой заключается в том, что физические свойства человека и энергия – это все, с чем они имеют дело. С этого ты начинаешь и по-другому не можешь, и не должен. Но существуют открытия, заставляющие тебя удивляться чему-либо, что не встраивается в устоявшуюся научную картину, и ты снова и снова продолжаешь удивляться. Это объективный элемент в твоих научных обоснованиях. Но как они могут быть встроены в предполагаемую  г и п о т е з у   о   п о л н о с т ь ю   ф и з и ч е ск о й    п р и р о д е   человека?".

"Внутри нашего мозга действует поразительный  а в т о м а т и ч е с к и й сенсорно-моторный компьютер, работающий с использованием условных рефлексов, однако наряду с ним действуют и механизмы высшей психической деятельности, самым тесным образом связанные с той активностью, которую люди на протяжении долгого времени относили к разуму и сознанию или к человеческой душе.  Однако теперь, как кажется, наступил момент, когда нам необходимо с пользой для себя посмотреть на факты, как они есть, и задаться вопросом: действительно ли механизмы мозга обеспечивают существование разума? Можно ли природу разума объяснить тем, что мы знаем о мозге? природа разума или сознания продолжает оставаться тайной, не разрешенной наукой. Но я убежден – наступит день, когда эта тайна откроется, уступив натиску ученых".

"Вы становитесь в один ряд с пророками, поэтами и философами, которые подчеркивали духовный элемент в человеке. Это история о том, «как я пришел к тому, что стал воспринимать серьезно, даже верить в то, что сознание человека, его разум, есть нечто, что не может быть сведено лишь к неким мозговым механизмам".

"Вы убежденны, что разум существует отдельно от тела, хотя и теснейшим образом связан с ним и зависит от него. Это заявление – это сами Вы, собственной персоной, обращающийся к читателю. Осторожное, скромное, глубокомысленное утверждение веры и постановка вопросов – все это в равной мере характеризует Вас как философа. И я приветствую Вас как мастера".

"Доктор Пенфилд сам утверждает: та активность, в которой он обнаруживает свидетельства разума, возможно, не сводится к мозговым механизмам – в настоящее время. Мыслящие люди продолжают, как это происходило на протяжении столетий, задаваться вопросом: «Какова взаимосвязь мозга и разума?». Каждому читателю ясно, что потеря мозга означает потерю разума. Но, как заметил сэр Чарльз Шеррингтон: «Разум, если под ним подразумевать мысли, память, чувства и рассуждения и т. д., трудно отнести к разряду физических субстанций».               

"Будучи студентом и работая в лаборатории сэра Чарльза Шеррингтона в Оксфорде, он имел шанс разработать прецизионную хирургическую технику и систематически фиксировать наблюдения, которые в дальнейшем он доработал и усовершенствовал для использования в операционной и в клинике. Вдобавок к этому он теперь перешел к более глубокому обсуждению вопроса о соотношении мозга и разума. Как философы, так и, я не сомневаюсь, нейрохирурги, будут восхищены интеллектуальной смелостью автора при реализации проекта. Сегодняшний анализ доктора Пенфилда основывается на накопленных им наблюдениях за человеческим мозгом у пациентов, находившихся в состоянии ясного сознания". 

"В качестве своего последнего заключения доктор Пенфилд еще раз напоминает о своей приверженности идее о том, что существует нечто, делающее разум автономной субстанцией, отделенной от физического мозга".

                (Е.Я. - Нечто - это то, что я называю СОЗНАНИЕМ. А разум/ум отношу к функции мозга для решения разовых задач обеспечения жизнедеятельности организма. Уверена, что ученые, уяснив Божественную сущность сознания, найдут свой термин для природного ума МОЗГА. А пока я использую точнейшее, на мой взгляд, слово РАЗ-УМ. И так хочется заменить это слово в названии книги, потому что для нейрохирурга, убежденного что мозг как орган тела и животного, и человека - по сути одинаков, никаких тайн разума уже не существует. Пенфилд пытается проникнуть в тайны  в с е л е н с к о г о  с о з н а н и я! Подобная разрядка в словах и знаки в скобках - моя инициатива).

Уайлдер Пенфилд .  МОЗГ.  ТАЙНЫ РАЗУМА.

Глава 1. Альтернативы Шеррингтона – два фундаментальных элемента или только один?

Мой учитель сэр Чарльз Шеррингтон получил Нобелевскую премию за свои исследования рефлексов и анализ интегративной активности нервной системы. Его интересы фокусировались главным образом на врожденных рефлексах, но после ухода на пенсию с поста главы кафедры физиологии Оксфордского университета в 1935 году в возрасте семидесяти восьми лет он перешел от экспериментов на животных к научным и философским изысканиям в области мозга и разума человека. Наступило время вернуться к двум его гипотезам, двум «невероятностям». Или активность мозга способна объяснить природу разума, или мы должны будем рассматривать  д в а  э л е м е н т а.

Лорд Эдриан, разделивший Нобелевскую премию с Шеррингтоном, в 1966 году высказался как нейрофизиолог: «Если мы позволяем себе размышлять о нашем собственном месте в общей картине мира, мы, похоже, выходим за пределы границ естественных наук». И в этом я согласен с ним.

Сегодня человек с его поразительным разумом (и н т е л л е к т о м?) и очень сложно устроенным мозгом стремится понять эту Вселенную, находящуюся внутри него самого, и более того, он стремится постичь природу жизни и сознания (!).

Глава 2. Мозг как посланник (р е т р а н с л я т о р?) сознания

Гиппократ, отец научной медицины, противостоял тому, что он называл «недоказанными гипотезами» философов, и заявил, что только изучение и наблюдение природы и человека может указать дорогу к истинному знанию. Он изучал человека в здоровом состоянии и в болезни, превратив медицину в науку и искусство. Но в человеке он видел нечто большее, чем природный объект, и тем самым ввел в медицинскую практику некий моральный кодекс, установил правила медицинского обслуживания.
 
В клятве, которую он требовал от своих учеников и последователей, были такие слова: «Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. <…> Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство». Таким образом, он признавал моральное и духовное наравне с физическим и материальным.

Гиппократ оставил после себя одно единственное рассуждение о функции мозга и природе сознания:  «Некоторые люди говорят, что сердце является органом, которым мы думаем и которое чувствует боль и волнение. Но это не так. Людям следует знать, что от мозга, и только от мозга, проистекают наши удовольствия, радости, смех и слезы. Посредством мозга в особенности мы думаем, видим, слышим и отличаем уродливое от прекрасного, плохое от хорошего, приятное от неприятного… По отношению к сознанию мозг является посланником». Гиппократ утверждает: «Мозг является интерпретатором сознания».

В те далекие времена было общепринятым считать, что сознание или (и) душа располагаются в сердце. К примеру, четыре столетия спустя эти знакомые слова появились в христианской проповеди от Луки: «Мария держала все эти вещи и обдумывала их в своем сердце». (Лк.2:19).

Когда же люди наконец оставили идею того, что мышление осуществляется в сердце, и осознали, что главным «управляющим» органом является мозг, слова Гиппократа были надолго забыты. Люди верили в то, что мозг действует как некое мистическое целое, рассылающее и принимающее духовные послания, что соответствовало учению знаменитого врача древности Галена (131–201 гг.).

Столетия спустя после Галена Гальвани открыл животное электричество (1791 г.), навсегда отбросив в сторону духовных посланников.

Глава 3. Нейронная активность в мозге

Р а з у м, и л и   д у х, – это, если процитировать словарь Уэбстера, «элемент <…> в человеке, который чувствует, воспринимает, мыслит, желает и   о с о б ы м   образом рассуждает».

                (Е.Я.- Я повторяю твердо то, что мне было открыто: СОЗНАНИЕ = ДУХ, и является духовной вселенской сущностью, которой Бог наделил только человека. А ПРИРОДНЫЙ УМ  как функция МОЗГА, кем-то гениальным, назван  РАЗ-УМОМ, решающим  р а з о в ы е  проблемы жизнеобеспечения в рамках программы, заложенной Творцом при сотворении живых организмов.

                Не стоит запутывать людей терминами. У меня нет проблемы в ответе на вопрос, что такое сознание. Мысль Пенфилда о сознании я признала давно , когда я только обдумывала - на уровне интуиции - концепцию духовной основы личности. Но только сейчас созрела для серьезного постижения его теории.

                Я пока не услышала от наших ученых и философов подобного единомыслия. Современный популяризатор науки о мозге признается, что пребывает "в кошмаре и ужасе" перед таинственным и опасным владычеством мозга над человеком).

МОЗГ –  чрезвычайно сложный, «управляющий» орган в теле человеке, который делает возможным мышление и сознание (!).  В своей интегративной и координационной деятельности он во многих отношениях напоминает компьютер. Каждый мозговой механизм представляет собой функциональную единицу, играющую в определенном отношении специализированную роль в тотальной интегративной функции мозга.

Каждая нервная клетка, или нейрон, способна развивать собственный электрический заряд. У каждой клетки среди многих прочих отростков имеется один, который называется - а к с о н. Аксоны несут токи нейронных импульсов вовне, от собственной клетки к другим клеткам. Приходящие импульсы стимулируют каждую целевую клетку генерировать новые импульсы, или же они, проверив активность целевой клетки, тормозят ее активность.

Тела нейронов способны сосредотачиваться в одном месте, формируя острова, или покров  с е р о г о  вещества. Разветвляющиеся проводники, осуществляющие соединительную функцию, образуют  б е л о е  вещество. Вся эта система, можно сказать, вибрирует благодаря энергии, которая в норме находится под жестким контролем, как в большом симфоническом оркестре, пока миллионы посланий переносятся вперед и назад в направлении такого множества функциональных целей.

Однако в тех случаях, когда внутри мозга проявляется какое-либо отклонение и становится хроническим фактором, раздражающим серое вещество, оно формирует фокус раздражения и может вызвать повторный аномальный взрыв энергии, вовлекающий в себя одновременно множество клеток подобно молнии из миниатюрной грозовой тучи.

Каждый раз, когда это происходит, у некоторых несчастных происходит эпилептический припадок. Приступ различается по внешним характеристикам в соответствии с функцией серого вещества, в котором произошел разряд. Если это происходит в клетках серого вещества, формирующего часть одной из сенсорных цепей, следует какое-либо ощущение. Если же это происходит в клетках моторной системы, следует какое-нибудь движение. Эпилепсия, означающая склонность к таким припадкам, стара, как история человечества. Эпилепсии подвержены и животные.

Сегодня мы знаем, что в работе   м о з г а   нет никакой мистики, и он не функционирует как простое и несложное целое. Внутри него имеется множество отчасти автономных механизмов, каждый из которых активируется перемещением   э л е к т р и ч е с к о г о  т о к а   вдоль одетых в миелиновую оболочку нервных волокон.

С т в о л о в а я  часть мозга и  с п и н н о й  мозг обеспечивают человека врожденными рефлексами, так же, как это происходит и у других млекопитающих. Они регулируют такие сферы, как мышечный тонус, поддержание осанки, биомеханику локомоции (передвижения), температурный контроль и ритм сна, дыхания и откашливания. Полушария мозга образуют телэнцефалон - высший отдел ЦНС, управляющий деятельностью других отделов головного мозга.

Теперь я должен подчеркнуть, что помимо прочих в мозге существует особый механизм, и именно  е г о  а к т и в н о с т ь   делает возможным существование мышления и сознания.

                (Е.Я. - На этом закончилась доступная  в интернете часть книги. А мне захотелось прочесть ее немедленно. Скачала за деньги. Но копировать ее уже невозможно. Пришлось по ходу чтения делать записи на бумаге. Что-то передаю в своем изложении. А точные цитаты заключаю в кавычки.

                Интересно, что дальше в книге пишется о самом для меня существенном, что ранее было понято интуитивно, а сейчас подтверждено честным  и гениальным ученым. А как легко читается научная монография! Мне все понятно, поэтому я легко в своем сознании заменяла запутывающие читателей термины  на сущностные. Пожалуй, сейчас стоит "договориться о понятиях".

                Божественная энергия Святого Духа - В с е л е н с к о е   с о з н а н и е - наделяет духовную сущность рожденного  человека искрой  л и ч н о с т н о г о   с о з н а н и я  (по моей концепции - это  д у х о в н о е  н а ч а л о   л и ч н ос т и   как основание духовной жизни человека).  Это личностное сознание и есть то, что имел в виду Пенфилд, говоря, что в мозге существует особый,  В ы с ш и й   м о з г о в о й   м е х а н и з м).

"Именно его активность делает возможным существование мышления. Сознание обладает энергией, отличной от скорости нейронных потенциалов, протекающих по проводящим путям-аксонам. Воспринятые Высшим мозговым механизмом человека (ВММЧ), сенсорные импульсы и внешняя информация записываются в сознании, и оно мгновенно принимает р е ш е н и е.  В согласии с этим решением ВММЧ посылает нейрональные сообщения другим механизмам мозга в сером веществе.      

Сами нейроны мозга действуют в автоматическом режиме. Сознание невозможно приписать к какому-либо нейрональному механизму, который можно было бы вскрыть".
 
                (В 15 главе книги Пенфилд вскрывает механизм возникновения феномена "киноленты" умирающих: потока картин прошлых грехов человека на Божьем суде. Вывод: сознание работает самостоятельно.  Автор осознает, что этот вывод могут осмеять физики, поэтому: - "Сформулировать эту идею я должен сам".

                "Сознание человека действует в ВММЧ и передает руководящие решения сенсорно-моторному механизму".  Подробное обоснование этой идеи, на мой взгляд очень полезно прочесть всякому человеку, чтобы понимать, что происходит с ним в любой жизненной ситуации. В этой связи очень важна  20-я глава "Сущность человека - две альтернативы".
 
                "Шеррингтон пришел к выводу, что наша сущность строится на двух  фундаментальных элементах". Но моему восприятию очень мешало разночтение в понимании терминов. Например, термин "рассудок" я считаю синонимом личностного сознания человека, но не разума-диспетчера организма.

                Я так понимаю эти два элемента жизненной активности  человека: РАЗУМ и РАССУДОК.  Функция рассудка - м ы ш л е н и е.  Инструмент мышления - и т е л л е к т. Плоды мышления - нравственность, познание, творчество, свободный выбор в ситуации противостояния.  Чувство веры и красоты - непосредственный дар свыше.
               
                Теперь я знаю, где  в человеке обитает и действует Дух Божий: в "высшем мозговом механизме" - по-научному. А по-духовному: в личностном сознании. И разумеется - во Вселенной. Это и есть духовная энергия, питающая рассудок через непостижимые органами чувств каналы. Источник этой энергии - Сам Творец.
                Автор признает "прямую связь между разумом человека и сознанием Бога, но эта идея не подтверждена научным доказательством. Чтобы выжить. после смерти, рассудку необходимо установить связь с альтернативным источником энергии, помимо энергии мозга" (стр.164).

"Электричество было открыто, когда зафиксировали его прохождение по нервам живых организмов. Но рассудок действует независимо от мозга. Рассудок блекнет, когда ВММЧ ослаблен по разным причинам, и во время сна".      
         
"Ученые придерживаются "гипотезы одного элемента: деятельность Высших центров и ментальные состояния человека - это одно и то же или разные стороны одной и той же субстанции. Мне эта позиция представляется странной".
               
                (Человек  самовольно занимается "перезагрузкой" своего компьютера, чем усложняет и губит свою жизнь и своих близких. Воспитанный в христианской семье У. Пенфилд оставляет право в решении этого выбора самому человеку, так как наука не имеет ответа для вопрошающего человека. Но Творец предусмотрел решение проблемы в Слове Своем.

                В ходе чтения книги у меня окончательно оформлялось духовное определение всех терминов, которые использует автор. А понятие рассудка по-Канту я подкорректировала для себя "в духе и истине":

                РАССУДОК - элемент личностного сознания человека, способный логически осмыслять действительность, познавать в понятиях вещи и их отношения, способность составлять суждения.

                "Основой любой теории и любого метода,
                в том числе и научного, является ВЕРА". Н. П. Кормаков.


Рецензии