Глава 5. В тени каштанов на Пекарской

                Колись на вулиці Пекарській
               
                Жили й робили пекарі.
               
                Тепер хліби тут  не печуть,
               
                А дурням голови товчуть,
               
                Виходять – лікарі
               
                / Студенческая частушка 60-х годов/

   Пекарская – одна из красивейших улиц Львова. Начинается она от угла улицы Зеленой, образованного мрачным зданием Областного суда. Следующее за ним холодное, серое, 5-этажное здание, жилой дом 1881 года постройки, занимает Колледж строительства и архитектуры. Проходя ежедневно мимо него в течение 6 лет учебы в медицинском институте, никогда не видел у здания улыбающихся студентов. По-видимому, строгая архитектура постройки не могла не сказаться на настроении его обитателей.
   
   До удивительной красоты дворца, расположенного под номером 19, глазу буквально не на чем остановиться. Дворец же – шедевр архитектуры. К сожалению, площадь перед дворцом выложена брусчаткой, что делает ее похожей на армейский плац. Прохожему конечно хотелось бы любоваться зеленым газоном и замысловатым рисунком высаженных кустов, как это принято в европейских дворцовых комплексах. Справа от дворцовой площади находится помещение бывшей конюшни, украшенное над карнизом двумя головами целующихся лошадей.

   Напротив, под номером 34, стоит дом-«утюг». Можно выбрать такую точку, с которой здание выглядит как одна стена. Отсюда и начинается красота улицы Пекарской, засаженная с двух сторон каштанами, которым около 200 лет.
Правую сторону улицы занимают здания Ветеринарной академии. Самое старое из них – сталинский дом с толстыми колоннами, напоминающие ноги слона, но никак не домашних животных. В те годы этот стиль знаменовал непобедимую уверенность в скором коммунистическом будущем.

   Настоящей жемчужиной среди ансамбля построенных в последующие годы зданий академии является старинный двухэтажный дворец с огромными стрельчатыми окнами. Здание настолько близко расположено к проезжей части улицы, что становится понятным, какой узкой в свое время была Пекарская. Напротив упомянутого дворца расположен бежевого цвета, нарядный храм Христа Спасителя, с красивым ухоженным двориком.
 
   В скромном доме под номером 53 жил известный профессор хирург И. Занимался он многими проблемами, но одна мне была особенно близка. После резекций желудка по поводу язвенной болезни по методу Бильрот-2 многие больные становились инвалидами, которыми никто из врачей не хотел заниматься. Он же оперировал их повторно (читателю не понять всей сложности реконструктивных операций в брюшной полости), и больные буквально оживали, набирали вес, часто восстанавливали трудоспособность. У многих больных после первой операции пропадало либидо, а повторное вмешательство устраняло и это осложнение, о чем становилось известно профессору из бесед наедине с женами больных. Этот же профессор с восторгом одобрил направление моих научных исследований, что добавило азарта в моих исследованиях.

   Наконец полюбуемся следующим за парком прекрасным ансамблем учебных корпусов Львовского национального медицинского университета имени Данилы Галицкого. По периметру площади с фонтаном и памятником в честь отдавших жизнь за Родину медиков (студенты называли его «фонтан имени мединститута») расположены здания анатомического, химического и патологоанатомического корпусов. Медицинский факультет был открыт в 1784 году в соответствии с патентом (указом) императора Австрии Иосифа ІІ, о чем свидетельствует капсула с документом, помещенная под вестибюлем анатомического корпуса.   В правом углу площади спряталось небольшое здание кафедры фармацевтической химии. Здание это было построено выдающимся ученым-биохимиком Оскаром Парнасом, и служило одновременно небольшим мыловаренным заводом. За деньги, вырученные от продажи туалетного мыла, приобреталась лучшая в Европе химическая посуда, дефицитные реактивы и надежная техника, служившая многие годы и после отъезда его в Москву, где он был назначен директором НИИ биохимии имени Баха. Спустя почти 30 лет я, аспирант кафедры биохимии, пользовался бесшумной центрифугой, аппаратом Варбурга и реактивами, в свое время приобретенные О.Парнасом.

   По углам медицинского двора пышно цветут белые магнолии, посаженные, похоже, еще при строительстве корпусов института. Запах цветущей сирени всегда волновал студентов, находящих и теряющих своих возлюбленных. Признаюсь, что и свою суженую я нашел под липами Пекарской, когда она вышла на улицу из ворот дворика в замшевом пальто, накрыв голову платочком из-за начавшегося дождя. Этот «солнечный удар» на самом деле без участия солнца оглушил меня и изменил всю мою жизнь.

   По левой стороне Пекарской расположен главный корпус университета, когда-то занимавшийся кафедрой кожных болезней. В 60-е годы, на занятиях по истории партии, я обратил внимание на покрашенные желтой масляной  краской стены и потолки всех учебных аудиторий и водопроводные краны с длинными рычагами, которые можно было закрывать локтем, не нарушая стерильности рук готовящегося к операции врача.

   За главным корпусом университета, с обеих сторон улицы расположен Ботанический сад, региональный памятник. Своим существованием Ботанический сад и здание кафедры фармакогнозии обязаны профессору Тадеушу Вильчинскому (1894-1964), создавшему их за свой счет. Сегодня директором Ботанического сада работает мой давний приятель Р., с которым мы недавно встречались и вспоминали наши молодые годы. Зашел разговор и об эстрадном ансамбле фармацевтического факультета"Арника", который был популярен во Львове и был допущен к участвию в республиканском конкурсе в Киеве. Надо сказать, что тогда в институте был свой симфонический оркестр, инструментальный квартет, джазовый коллектив «Медикус», а вокально-инструментальные ансамбли были на каждом факультете. Программа конкурсанта для Киева утверждалась на парткоме института. Каково же было возмущение коллектива ансамбля, когда его лучший солист Л.Ф. не был допущен к участию в конкурсе только потому, что он еврей. А песней, которую он должен был исполнять, была «День Победы» Давида Тухманова!!!

   За главным корпусом находятся студенческая аптека, теоретический корпус, а дальше улица упирается в Лычаковское кладбище. На этом кладбище прогуливали пары студенты. Это было еще одним популярным местом знакомств и расставаний. Однажды мы с одногруппником В.Я. забрели в самый конец кладбища и оказались среди разрушенного от времени и варварства Пантеона орлят, места где были захоронены школьники и гимназисты ("орлята"), защищавшие Львов от наступавших воинов УПА. Вид этого разорения меня настолько потряс, что и спустя многие десятки лет эта картина часто будоражила мой сон.

   Как же преображается Пекарская, когда в мае зацветают каштаны, и в сумерках соцветия кажутся спустившимися с небес звездами. И приходит на память рефрен из песни, написанной Р. и К.в 70-е годы:"Каштани сплять, каштани сплять".

   


Рецензии
«Ансамбль учебных корпусов Львовского мединститута»-лучше и не сказать,необычайная красота!Конечно,что для многих студентов -это место переживаний и не только из-за учебы,но и из-за любви,место встреч,весёлой студенческой жизни,место побед и поражений.Для всех,кто учился место учебы всегда останется в памяти ,как что-то незаурядное,таинственное,где скрыто всё,что осталось позади и только вступив на кусочек этой земли что-то будоражит,отыскивая в прошлом одну за одной картинки юности.Вы написали так красиво о месте,которе дорого стольким людям!А говорят ,что врачи не чувствительны.Врачи самые чувствительные,потому Бог дал им в руки такую благородную профессию,доверив им человеческую жизнь.
Очень ёмко,красиво!Мне понравилось!
С уважением,Маша.

Маша Селебрити   05.05.2019 21:56     Заявить о нарушении
Спасибо за теплые слова. Похвала - замечательный стимул для творчества. Василий Доценко

Василий Доценко   06.05.2019 18:05   Заявить о нарушении