И сочтите себе

И сочтите себе

- «И сочтите себе от другого дня после покоя, со дня принесения вами омера проведения, семь недель; полными будут они. До следующего дня после седьмой недели сочтите — пятьдесят дней; и принесите новое хлебное приношение Господу». (Левит 23.15-16)

Рассказывают. Однажды, известный философ и астроном, искавший тайны неба, заглядевшись на небеса, упал в яму… И подумал, - сколько же мне здесь сидеть часов и дней? И стал считать от дня своего падения, и не успел досчитать до трех, как услышал смех женщины, стоявшей на краю ямы. Она назвала его чудаком, который не может разглядеть, что у него под ногами, и воображает, что разглядит, что на небе.Рассказывают и другой случай. Однажды, один преступник, сбежал в город убежище, за неумышленное преступление. Он сидел в своей келии и возле открытого окна пел песни. Мимо шел добрый Самаритянин, он услышал его песнь и сказал человеку, - я вызволю тебя отсюда, и через тридцать три дня Омера, отдам тебе замуж свою дочь. Самаритянин вывел его, одел в дорогие одежды и бывший заключенный стал считать дни до праздника.

Так устроен человек, он все время, что-то считает. Считает шаги до пивной или звезды на небе, или количество денежек в кармане и банковской прибыли, и так далее. Такой счет нам не интересен, это для любителей и прожигателей жизни. Но, есть и другие два типа людей, одни считают дни от прошлого события, другие считает дни до события будущего, праздничного. Всякий верующий человек знает, что такое праздник Пасхи, и что от нее через пятьдесят дней наступает праздник Пятидесятницы. Прообразом нашей Пасхи, от древности послужил праздник Песах, о котором сказано в Библии, - «Отсчитайте себе от первого дня после праздника, семь полных недель, отсчитайте пятьдесят дней, и тогда принесите новое хлебное приношение Господу. Это – постановление вечное в роды ваши во всех жилищах ваших». Как оказалось, постановление - «отсчитайте себе», является очень важным в жизни верующего человека. Пока только заметим, не сказано – отсчитаете эти дни брату, куму, свату, но «себе» в жилищах ваших. И еще, не сказано - «считайте» до события будущего, пока, еще не известного и не ясного им (нам), но «отсчитывайте» от дня, прошедшего праздника Песах.

Существует много учений и методик подсчета дней Омера. Для справки, в Библейской транскрипции слова, Омер, звучит как Гомор. То есть, это десятая часть ефы, именно столько, сколько необходимо для пропитания человека на один день. В книге Исход в пустыне, народ должен был собирать манну каждый день «по гомору на человека», не больше. Кто собирал больше, она червивела. Где манна, есть прообраз слова Божия, с которым надо работать каждый день, для пропитания духовного. Из числа общих учений об Омере, можно привести такое: В период между Песахом и Шавуот весь мир серьезно озабочен состоянием посевов и плодовых деревьев, которые должны принести плоды. Поэтому и заповедал Всевышний считать эти дни, – чтобы мы помнили о проблемах, заботящих весь мир, и обращались к Нему с этими проблемами. В эти дни, между Песахом и Шавуотом, вызревает урожай плодов и злаков, снабжающих нас пищей в течение всего года. Точно так же в эти дни мы обретаем душевные силы, поддерживающие нас в течение всего года. Сказано, что если еврейский народ исполняет две заповеди, – заповедь счета дней омера и заповедь принесения в Храм двух хлебов в Шавуот – он уже оправдан Небесным Судом и не подлежит суду. И чтобы обратить внимание на важность подсчета дней Омера, приведем цитату одного из учителей: «Во вторую ночь Песаха начинают счет Омера; заповедь считать Омер выполняют стоя. Заповедь требует произнести счет Омера немедленно после наступления ночи, сразу после выхода звезд. Если же человек этого не сделал, он имеет возможность выполнить заповедь всю ночь. Если человек забыл произнести счет Омера и не сделал этого ночью, он может сделать это днем без благословения, а в следующие ночи сможет делать это, произнося благословение. Если же он забыл и не помнит…». И далее, идет целая серия пояснений на «если же», и в конце сказано – «Мы считаем прошедшие, а не оставшиеся до праздника дни, по причине, чтобы наступил день дарования Торы».

И здесь мы делаем различие подсчета дней Омера в дни после Песах, и в дни после Пасхи. Говорят, в древности Израиль в Египте был осквернен многообразной нечистотой до такой степени, что достиг последней 49-й ступени нечистоты. Всевышний, освобождая Израиль, освободил его и от приставшей к нему нечистоты. Более того, Он поднял его на 49-ю ступень мудрости. Мы считаем дни Омера, начиная со второго дня праздника Песах и до Шавуота потому, что во времена Исхода Израиль каждый день счета поднимался на одну ступень, избавляясь от египетской нечистоты. Слово «Египет» на иврите буквально означает «границы, ограничения» и подразумевает все формы подчинения, жесткой определенности, которые ограничивают, подавляют наше свободное движение и самовыражение или препятствуют ему. Таким образом, уход из Египта означает освобождение от ограничений.

Учителя подсчета дней Омера разработали большую и довольно сложную систему развития души человека. Например, первая неделя счета Омера посвящена Хеседу – свойству Любви и Доброты. В первый день первой недели мы имеем дело с аспектом - Любви в свойстве Любви. Во второй день первой недели мы сосредотачиваемся в аспекте - Ограничения в свойстве Любви. В третий день в - Гармонии в свойстве Любви. День четвертый - Настойчивость в Любви. День пятый, - Смирение в Любви. День шестой, - Единение в Любви. И день седьмой, - царское Достоинство в Любви. Очень, очень, даже не плохо, звучит. Нам говорят, - «Считая ступени, по которым вы поднимаетесь, смотрите не вверх – куда вы еще не дошли, а вниз, на первый принесенный вами в жертву омер ячменя. Отсчитывайте дни от этого жертвоприношения, чтобы знать, на сколько вы поднялись». И такой каждодневный анализ позволяет объективно взглянуть на наши эмоции. Видение их сильных и слабых сторон позволяет развивать и совершенствовать эти чувства по мере продвижения к эмоциональной и духовной зрелости. И  это только первая неделя, а их семь.

Кроме того, существует десятки свойств души - милосердие, мужество, величие и так далее, и все их надо сочетать друг с другом. Попробуйте, и вы уже запутаетесь только в первых днях подсчета, не говоря уже о том, если в пятый и шестой день у вас не получилось смирения или единения в любви. Не поэтому ли случаю сказал Господь, - «не восходите ко Мне по ступеням, чтобы не открылась нагота ваша». В общем, при таком подсчете дней, должна была появиться другая система или Некто, которая была бы способна заменить эту громоздкую систему.   
И действительно, в подсчете дней Омера, появился особый 33 день, под названием – «Лаг ба-Омер». Нам говорят, что это числовое значение еврейских букв и тайна сия велика. Хорошо, - говорим мы, - пускай будет так. Еще, нам говорят, что согласно традиции, манна, которую ели евреи в пустыне после выхода из Египта, начала падать в этот 33 день Лаг ба-Омер. Отлично, мы-то знаем, что манна есть образ слова небесного и число 33 указывает на Иисуса. Но пока мы находимся вветхозаветном счете Лаг ба-Омера, для начала вспоминаем, что манна имела вкус медовой лепешки, а это косвенно указывает, что что-то «сладкое» и радостное должно появиться в новом счете.

Далее, мы узнаем, что этот счет связан с неким великим учителем Торы (Шимон), который женился в этот день и с женою постигал тайны учения. Ведь, именно он сказал, что главный вопрос Торы, это учение среди двух Домов, между Мужским и Женским, то есть налаживание отношений между мужчиной и женщиной. И тут начинаются новые наставления в подсчете Омера, где часто идут сравнения с женщиной: «Отсчитайте себе от второго дня праздника», - эти слова указывают, что даже после того, как еврейский народ очистился в Песах и покинул мир нечистоты, он еще не достиг необходимой степени чистоты. Точно так же ведет себя женщина, начинающая период очищения – она «считает дни». Когда евреи жили в Египте, они находились во власти других людей. Они были неотделимы от окружавшей их нечистоты, так же как женщина в период месячных (ибо нечистота ее исходит от нее самой). Но, совершив, обрезание, они вступили на территорию Всевышнего, имя которой – брит (союз). После того, как евреи прилепились к Всевышнему, нечистота «оторвалась» от них, как отрывается она от женщины, когда у нее прекращаются кровотечения. Что делает женщина в этот период согласно предписанию Торы? Она «отсчитывает семь дней»! Поэтому в Торе сказано – «сосчитайте себе». Себе, именно себе – точно так же, как в случае с женщиной, о которой в Торе сказано – «и она считает себе семь дней». В обоих случаях человек совершает этот счет ради себя самого, ради собственного очищения в освященных водах (миквы). В первом случае речь идет о семи днях, во втором – о семи неделях. Почему именно семь недель? Чтобы получить возможность очиститься в «живой воде» реки. Все «семь суббот» вытекают из этой реки семинедельного счета Омера и, впадающая в циклы других семилетий». Где «неделя» носит мужской род, а царица «суббота» женского рода, как праздник сочетания в одну плоть. И дается наставление: «Произнося формулу счета омера, необходимо тщательно соблюдать правила грамматики, правильно называть однозначные и двузначные числа, помнить, что на иврите слово «неделя» – мужского рода и следить за родом числительных». Следить за родом числительных, - тоже, хорошее наставление, чтобы человек не забывал, когда он один без женщины, то небо для него «одевается в дерюгу». И в «двузначных» числах не уклонился в грех Содома, не отличающего мужское от женского.

Здесь, не лишне вспомнить другой момент в традиции подсчета Лаг ба-Омера. В Талмуде рассказывается, что у рабби Акивы было 24 тысячи учеников, и что все они умерли от эпидемии в период между Песахом и Шавуотом в наказание за неуважительное отношение друг к другу. Мор длился тридцать три дня и на 33 день отсчета Омера прекратилась эпидемия чумы. Любопытно другое пояснение, где 24 тысячи учеников представлены в парах – «в дни отсчёта омера 12000 пар учеников были умерщвлены за неуважение друг к другу». По мнению некоторых авторитетов, в действительности это является зашифрованным намеком ранних талмудистов на участие учеников рабби Акивы в восстании против римского владычества. Что не выдерживает никакой критики в русле «неуважительного отношения друг к другу». Но, эту эпидемию чумы гомосексуальных отношений мы подробно рассмотрели в другом месте книги «Пир на краю вселенной».

В подсчете дней Омера, можно много говорить о других важных деталях: Почему подсчет должен осуществляться только ночью и почему благословение на счет должно произноситься стоя? В чем различие молитв - утренней, вечерней и ночной, и что за дополнительная «вторая» душа добавлялась только в субботу, а не в общественные праздники? Но, есть необходимость сказать, как и в чем, учение Иисуса поменяло знаки подсчета Омера между Пасхой и Пятидесятницей? Как мы уже заметили, ветхозаветные учителя счета старались обратить внимание на прошлые грехи человека, чтобы он научился их замечать и удалять от себя. Естественно, они не могли с ними справиться и в итоге, к пятидесятому дню пришли к горе Синай, и получили Закон в лице Торы. Но, когда пришел Иисус, искупил и понес грехи, взор человека смог обратиться вперед. И там, впереди, на пятидесятый день после Пасхи, был обещан Дух Святой, который наставляет на всякую истину и «будущее возвестит вам». А это будущее в обетованиях – Царства Небесного, Пира и брачной Вечери Сына. И, именно, наше упование на высшие обетования Пира и брачной Вечери, призывают нас искать в Законе (Торе) и счете Омера, те тайны Слова, на которые иносказательно ссылались ветхозаветные и новозаветные Евангельские учителя.

А в заключении подсчета Омера, коснемся еще одной детали, не главной, но все-таки. На иврите Счет омера – «Сфирас а-Омер», где слово «сфирас» имеет несколько значений. Учителя Омера говорят, что это слово родственно словам «миспар» (число) и «сипур» (рассказ). И вот здесь, в словах «число-рассказ», счет омера может охватывать пророческие аспекты общества, а не только жизни человека. Правило подсчета «семи» - дней, недель, годов распространяется на весь срок исторического времени от сотворения мира до нового мира, вплоть, до пришествия Иисуса Христа. Нам говорят, что только величайшие знатоки тайного учения знают, что таят в себе сорок девять дней счета омера, разделенные на недели. Они, от дней сотворения мира, делая семикратные умножения на семь, в седьмой и последний этап умножения, пришли к числу 2450 лет, То есть, это время когда Израиль получил Тору. Возможно, кто вникнет в счет этих чисел или найдет некую формулу подсчета дней Омера, то будет способен знать, текущие события истории земли, вплоть до пришествия Иисуса Христа. Но, мы уже знаем, что этот счет заложен в книге Библии, в ее семи пророческих праздниках. Есть данные, что сроки седьмой Данииловой седьмины установлены, по одним данным - отчетливо, а по другим - нет. Возможно, мы об этом поговорим в другой раз – в тридцать третий день Омера или по окончании Пятидесятницы.

PS - Однажды, «Когда Моисей сказал народу перед выходом из Египта – Вы будете служить Всевышнему!? Те спросили - когда же настанет это служение? Моисей ответил - через пятьдесят дней. Тогда каждый из народа стал вести счет дней для себя. Поэтому и ввели наши мудрецы счет дней Омера. Поэтому мы считаем не только дни, но и события, происходящие в них».


Рецензии