Поворот судьбы

Глава 1. Побег

     Артём стоял, опустив голову перед сидевшей в кресле матерью, и молча выслушивал её упрёки.
      - Я попросила тебя купить молока и хлеба, а ты явился грязный, в разодранной рубашке, перепачканный то ли глиной, то ли ещё чем похуже. Дрался с мальчишками? Ведь тебе уже 14 лет, пора бы быть серьёзнее.

     - Мама, на меня напала группа ребят с соседнего двора, исколотили и отняли деньги, которые ты мне дала на продукты.

      -Вот что! - продолжала мать – Голова, руки и ноги у тебя целы, а я опаздываю на работу. Измазанную одежду постирай, только не в машине. Прибери в комнатах и вымой прихожую и лестничную площадку, неизвестно на что ты наступал во время драки.

     Мать Артёма, Алла Ивановна, надменная женщина, которая считала, что она гораздо лучше окружающих её людей, работала бухгалтером в экономическом отделе Сочинского морского вокзала. Она быстро оделась и ушла.

     Артём всё ещё стоял как в ступоре, осмысливая слова матери. Ссора с соседними парнями отошла на второй план. Обида на мать не позволяла ему двинуться с места.
      - Она не любит меня, - размышлял он. - Даже не пожалела, сынком не назвала, не спросила, болит ли что у меня после драки.

     К отцу у Артёма тоже были претензии: он почти никогда не бывает дома и сына видит крайне редко.
      - Я у них чужой и служу только обузой, - думал юноша, а слёзы градом катились из его глаз, но он их не замечал.

     Самойлов Николай Петрович, капитан первого ранга, почти без перерыва курсировал между Россией и Америкой, выполняя важные государственные задания.
 
Рождение сына у Николая и Аллы обрадовало, но и сильно осложнило их жизнь. Они мечтали воспитать сына капитаном первого ранга или политическим деятелем. Но для этого нужна строгость - решили родители. После декретного отпуска Алла отдала ребёнка на воспитание своей сестре Марии.
     Со строгим режимом дня и запретом общения с другими детьми, чтобы избежать инфекции.

     ***
     Артём наконец вышел из ступора. У него созрело решение ? бежать из дома. Разостлав на полу газету, он разделся до трусов и ножницами искромсал снятую одежду на мелкие кусочки. Затем, найдя в ящике для мусора свою поношенную куртку, едва натянул её на себя: она ему была уже мала. Оставив башмаки у порога, босой, он вышел на улицу.

 Уже смеркалось, и Артём, избегая людных улиц, направился в грузовой порт. Там на погрузке стоял большой корабль «Звезда» и принимал в своё чрево ящики с каким-то товаром.
      - Куда груз пойдёт? - спросил он одного из докеров.
      - В Мексику грузим, - ответил тот. - К утру должны закончить.
 
     Артём, улучив минуту, когда трап был пуст, проскользнул на корабль. Раскрытое чрево трюма было наполовину заполнено.
      - Тут спрятаться не удастся, - подумал Артём и полез к шлюпкам. Они были пусты, и он проскользнул в одну из них.

 Артём так устал от событий сегодняшнего дня, что залез под одну из лавок и моментально уснул. Небольшая качка отчалившего корабля окончательно усыпила его. Ночью надвинулись тучи, море разбушевалось, и пошёл дождь, вскоре превратившийся в ливень.

 Лавка некоторое время защищала проснувшегося Артёма, и он жадно ловил ртом капли дождя, потому что очень хотел пить. Вскоре шлюпка наполнилась водой, и он напился вволю. Вдруг мальчик сжался в комок от страха: над бортом шлюпки появилась голова матроса, залезшего с намерением освободить шлюпку от воды.

 
     - Это кто ещё тут?! - с удивлением воскликнул матрос, увидев Артёма.
     Он вытащил из-под лавки мокрого продрогшего мальчика.
      - А ну-ка пойдём к капитану, там разберёмся!

     - Вот какую находку я нашёл под лавкой одной из шлюпок, - доложил матрос капитану, втискивая Артёма в рубку.
     Осмотрев проницательным взглядом мальчика, капитан спросил:

      - Ну и откуда же ты бежал?
      - Из детдома, - заикаясь, ответил Артём. - Там меня главари чуть не убили.
 
      - А кто такие главари?
      - Группа старших ребят. Я еле скрылся от них, а потом к грузовому причалу пришёл, Там повезло: Ваш пароход грузился, а я проник и спрятался в шлюпке.

     Тут Артём пошатнулся и побледнел.
     - Ты когда ел последний раз?
     - Позавчера, а напился только тогда, когда дождь пошёл.

     - Слушай! - сказал капитан матросу. - Вымой его, одень в матросскую форму и накорми, только сразу много  не давай, Через час ещё покорми и уложи на койку в каюте для персонала корабля.
     - Будет исполнено, товарищ капитан! - отчеканил матрос и, взяв за плечи Артёма, вывел его из капитанской рубки.

     Они прошли в душ.
     - Как звать-то тебя? -спросил моряк.
     - Борис, - ответил Артём, назвав первое попавшее ему имя.
     - А меня дядей Мишей зови, бедолага.

     В душе Михаил увидел огромные синяки и ссадины на спине мальчика. Он добросовестно оттёр Артёма мочалкой, вытер полотенцем, дал майку и трусы, и то и другое были ему велики. А вот с одеждой они помучились: Самые короткие брюки были ему ниже ступней, а у тельняшки пришлось до локтей закатывать рукава.
 
      - А. теперь пойдём к доктору, пусть посмотрит, нет ли у тебя чего-то опасного.
     Там смазали ссадины йодом. Была большая гематома, но переломов не было.
     Потом они пошли в камбуз, где кок накормил Артёма, выполняя приказ капитана кормить его постепенно, повышая порции.

 Наконец с этим было покончено, и дядя Миша отвёл мальчика в каюту, уложил на верхней полке со словами:
      - Спи теперь, бедолага.
     Не заставив себя уговаривать, Артём заснул крепким сном.
    
     Глава 2. ДРУГАЯ ЖИЗНЬ
    
     Артём проспал около суток и проспал бы ещё дольше, если бы его не позвали к капитану.
     - Его зовут Николай Ильич, - шепнул по дороге Михаил.
     Капитан усадил мальчика напротив себя и, проницательно глядя ему в глаза, спросил:
     - Итак, ты жил в детском доме. Кто твои родители, знаешь?

     Артём отрицательно покачал головой.
     - А как твои имя-отчество были? И как звать тебя?
     - Суворов Борис Иванович.
     - Школу посещал?
     - Я окончил девять классов и хотел поступить в педучилище, но судьба распорядилась по-другому.

      - Что, детей любишь?
      - Да. Мне с ними интересно, - улыбнулся Артём, и его лицо осветилось детской радостью.
      - А если я тебе небольшой диктант сделаю?

     Артём приготовился, ища на столе бумагу и ручку. Капитан протянул ему лист бумаги, ручку и начал диктовать несложные предложения.
     Через пять минут, отобрав написанный Артёмом диктант, прочёл и, удивлённо подняв брови, спросил.

      - Ты был отличником?
      - Да. По всем предметам, - ответил Артём.
     Затем он решил несколько алгебраических задач и прочёл стихотворение Некрасова «Мужичок с ноготок».

      - Но это же не входит в программу, - удивился Николай.
      - Я люблю творчество Некрасова, - ответил мальчик.

     Николай Ильич теперь уже с уважением смотрел на своего испытуемого.
      - Хотя у тебя никаких документов нет, Я оформлю тебя как юнгу. Будешь работать, только получку придётся задержать, Я в ближайшем городе сам схожу с тобой в паспортный стол, и там всё оформим. Тогда и получишь заработанное. Согласен?
      - Большое Вам спасибо, Николай Ильич. Вы спасли меня от бродяжничества. Я буду работать за проживание, питание и одежду, а денег не надо.
      - Деньги всегда нужны! - возразил капитан.               
    
     Он с удивлением смотрел на одухотворённое личико своего подопечного и думал:
      - Этот мальчик благородных кровей, но совсем не приспособлен к жизни. Интересно, как он попал в детский дом? Придётся ему помочь.

     Работа юнги началась в тот же день под контролем боцмана. Сначала он учил, как работать со шваброй при мытье полов. Артём опустил палку со шваброй в отверстие, чтобы прополоскать её, а вытащить наверх сил не хватило, прошлось помогать боцману.
 
      - Для мытья полов не годишься, - заявил он. - А что ты умеешь делать?
      - Могу мыть посуду, прибирать помещение, стирать… Я в детдоме мог мыть пол, только тряпкой.
      - Тебя вместо домработницы использовали. Ни дна бы им ни покрышки! - возмутился боцман.  Идём в кубрик. Будешь мыть посуду.
     Посуду юнга мыл ловко и тщательно. Вскоре всё было вымыто и сушилось в специальной сушилке... 
    
     Как-то раз капитан, положив руку на плечо Артёма, сказал:
      - Пойдём ко мне: поговорить надо.
     Они сели за столик. Артём вытянулся в ожидании, а капитан с улыбкой смотрел на него и вспомнил, что в первый день работы нового юнги на палубу откуда-то выкатился резиновый мячик. Артём тогда с вожделением бросился к нему и стал его набивать о пол палубы, потом играть, бросая в стену и ловя.
   
     - Он же ещё совсем ребёнок, - подумал капитан, наблюдая за ним.
    
     И сейчас, смотря, как мальчик вытянулся в ожидании разговора, решил пристроить его в благополучное место.
      - Ты не передумал быть школьным учителем? - спросил он.
      - Нет-нет, - горячо возразил Артём.

     - Тогда на ближайшей стоянке в городе я пойду с тобой, куплю тебе костюмчик и похлопочу, чтобы тебе выправили документы. Ты с чем собираешься поступать в педучилище? У тебя ни паспорта, ни справки об окончании средней школы нет.

     Артём растеряно моргал глазами и молчал. Капитан был прав.
      - Как прибудем в порт, я пойду с тобой, и всё оформим.
     Артём с растерянным видом сунул в карманы руки, но там не нашлось ни копейки.
      - О деньгах не беспокойся, отдашь после получки. Мне тоже рабы не нужны, будешь получать по ведомости. А сейчас иди и приходи в себя.
     Артём вышел, даже забыв поблагодарить капитана.
      - Я - осёл,- думал он, вспомнив, что у него нет никаких документов.
    
     Глава 3. ПОИСК
     Солнце уже клонилось к закату, когда Алла пришла с работы домой. Увидев на газете, разостланной на полу, обрезки одежды, в которой Артём пришёл домой, она ахнула и стала звать сына. Ответа не было. Она вышла во двор, звала его, но ответа так и не было.

Надеясь, что сын придёт, она села у дома на скамью и стала ждать. Время шло, уже темнело, но Артём не приходил. Тогда Алла позвонила в полицию, заявляя, что у неё при загадочных обстоятельствах пропал сын.
 
     Приехал наряд полиции с медэкспертом и кинологом.
     Алла показала газету с обрезками одежды Артёма и вопросительно посмотрела на следователя.
      - Сядем за стол, и Вы всё подробно расскажете. Я буду задавать вопросы и вести протокол, а Вы говорите только правду, не упуская мелочи, - сказал он.

      - Расскажите подробно, как это случилось.
      - Утром я послала его за продуктами, а он явился весь в грязи, сказал, что у него отняли деньги и избили. Я спешила на работу и велела ему постирать испачканную одежду, потом прибрать в комнате и сходить в магазин.

      - Вы видели следы побоев?
      - Нет, только ссадину на щеке и разорванную рубашку. Торопилась на работу и решила, что он просто подрался с ровесниками.
      -У него были друзья или знакомые товарищи?

      - Нет. Я запрещала ему водиться с ними, чтобы он не набрался дурных слов.
      - С кем он больше всего общался?
      - С моей старшей сестрой - Ивановой Марией Ивановной.

     Пришлось срочно доставить сестру Аллы. Из её ответов для протокола выяснилось, что Анна запрещала сынишке контакт с детьми. По комнате бегать было нельзя, а в парке, куда изредка водила его Мария, бегать можно было на расстоянии пяти метров от скамьи, где сидела тётка.

Осмотрев комнаты, следователь отметил, что нигде не было ни пылинки, везде был идеальный порядок и чисто вымытый пол.
 Выдвинув ящики шкафа, он не нашёл ни одной детской игрушки.
      - Ребёнка держали вместо домработницы, - решил следователь. Просмотрев его учебные тетради и дневник, он увидел там одни пятёрки и грамотно написанные тексты.
    
     Допрос соседок двух ближайших квартир. Был почти одинаков по своему содержанию: «Алла часто кричала на своего ребёнка, особенно, когда он разбивал чашку или стакан. Обзывала его уродом, или дебилом, заставляла до крошечки собрать осколки, вымыть место раскола посуды, обещая что, если это повториться,ему придётся вылизать пол языком вместо мытья.
     Обе соседки подписались в протоколе за сказанное.
    
     Настала очередь кинолога. Собака понюхала ботинки Артёма, и сразу же повела к входной двери, дальше закоулками провела за погрузочный причал, и остановилась у воды.
      - Похоже на самоубийство, - заключил следователь. - Алла Ивановна, есть основания подозревать вас в доведении до самоубийства сына. Если за неделю водолазы найдут на дне моря тело вашего сына, вы будете арестованы.
 
     - Как?!! - воскликнула Алла. - Мы с мужем задались целью воспитать образованного интеллигентного человека. И обеспечить ему карьеру.

      -Вы не только как мать не пожалели его избитого и не осмотрели, нет ли на теле серьёзных повреждений, а заставили работать. Вы отняли у него детство, у него не было даже игрушек, ему нельзя было бегать, а детский организм требует движения. Вы изолировали его от других детей, лишив его социальной адаптации. Всё это и привело к трагедии. А пока мы будем ходатайствовать о вашем домашнем аресте.
 
     Взяв с женщины подписку о невыезде, полицейские уехали.
     Алла сидела как в ступоре. Голова кружилась от неожиданной информации.
 
***
      - Ты дай мне помер мобильника Николая, я позвоню ему, - попросила Мария.
      - Я не помню его номера, и записанного нет. Надеялась на память, а она в нужный момент отказала, - сиплым голосом ответила Алла.

     На время расследования исчезновения Артёма её поместили под домашний арест, конфисковали компьютер и мобильный телефон.

     Вызванный полицией капитан первого ранга Самойлов Николай пришёл домой после допроса морально раздавленный. Он даже стал ниже ростом из-за сутулости.
     - Если бы не закон, я убил бы тебя, -? обратился он к супруге. - Да, мы договаривались о строгости, о трудовом воспитании, но не о моральном истязании, которому ты подвергла нашего ребёнка.

 Я подал в отставку. Буду искать работу. Мне стыдно смотреть в глаза своим сослуживцам.
     Так муж и жена люто возненавидели друг друга.
    
Глава 4. ВЗРОСЛАЯ ЖИЗНЬ
    
     Через месяц, накануне окончания погрузки корабля «Звезда», в каюту капитана влетел, чуть не сбив с ног хозяина, подросток, выглядевший уже как  взрослый мужчина.
      - Спасибо Вам, Николай Ильич. Мне выдали паспорт и приняли заявление в педучилище. Через два дня экзамен.
      - Поздравляю тебя, сынок, - от этого слова слёзы набежали на глаза паренька. - Теперь забудь своё прежнее имя, я ведь догадывался, что оно другое. Теперь ты Борис и только Борис. Суворов. Не проговорись где-нибудь. Принимайся за зубрёжку. Сегодня можешь переночевать на корабле, а завтра иди в своё общежитие.
 
      -Так Вы и общежитие мне выхлопотали?
      - Оно тебе полагалось по закону.
     На другое утро Борис простился со своими друзьями и провожал глазами отплывший корабль, пока он не скрылся из вида.

    
     Борис отлично сдал экзамены и был принят на первый курс педучилища.
     Все курсы он оканчивал только на отлично, получал стипендию и жил в комнате общежития с двумя другими студентами.

     После окончания училища Борис устроился работать учителем начальных классов средней школы.
     Первого сентября после торжественного начала учебного года, директор школы пошёл с Борисом представить его классу.
     -Это ваш учитель Суворов Борис Иванович.

     В классе стояла напряжённость. Дети стояли за партами, и никто не посмел шелохнуться. Борис улыбнулся им так добро, как только умел только он. Напряжённость спала, и дети начали улыбаться.
     Директор благодарно посмотрел на Бориса и вышел из класса.

      - У меня на уроках должна быть идеальная дисциплина, иначе мы с вами дружить не будем,   строго сказал Борис.
      - Будем, будем дружить, - хором ответили дети.
 .
     И занятия начались. С первых же дней учителя отметили, что на уроках Суворова тишина, а успеваемость выше, чем в других классах. В последующие годы стол директора был завален заявлениями родителей зачислить их  ребёнка в первый класс только к Суворову.
    
***
    
     Однажды Бориса вызвали в кабинет завуча.
      - Что я сделал не так? - спрашивал он себя, на ходу застёгивая пиджак.
     Завуч Вера Петровна усадила Бориса напротив себя и пристально посмотрела ему в глаза.
      -Борис Иванович, разговор будет серьёзным. Я много встречала на своём веку талантливых педагогов, но такого, как Вы, вижу впервые. Ваше место в науке. В нашей стране сейчас крах образования. И Вы должны помочь, как гражданин. Поступайте в педагогический университет, а там дело само пойдёт.

      - А как же малыши?! - в отчаянии спросил он.
      - Борис, то, что я Вам сказала - это Ваш долг перед Родиной. И имейте в виду, что у человека есть три периода в жизни, во время которых он меняется: детство, юность и зрелость. Я знаю, что у Вас не было детства, но оно проявляется сейчас. А в зрелости Вы у вас будет другое мировоззрение, другие желания и стремления.
      - Простите, разумеется, я поступлю так, как Вы советуете, - ответил Борис.

    
     В августе этого года Борис на отлично сдал вступительные экзамены и был зачислен студентом педагогического университета.
     Все пять лет он учился только на отлично, жил в общежитии и получал стипендию. После выпускных экзаменов, получив красный диплом, он поступил в аспирантуру, во время учёбы написал и защитил кандидатскую диссертацию и начал писать докторскую.
      
     На последнем курсе университета в его жизнь вошла девушка Лиза. Он больше года наблюдал за ней. Обрамлённое белокурыми волосами, её лицо было по-детски открыто. В глазах ни капельки хитринки. Она не пропускала ни одной лекции и старательно записывала речь профессора.

 Борису давно хотелось познакомиться с ней, но он стеснялся. Осенью в начале занятий он оказался на скамье рядом с Лизой. Разговор начался неожиданно. Общаться было легко. И приятно. Борис понял, что без Лизы жизни у него не будет и тут же выпалил:
      - Лиза, вы согласны быть моей женой?!
      Девушка покраснела, но почувствовав, что это серьёзно, дала согласие и пригласила Бориса познакомиться с её мамой (отец умер два гола назад).

 Борис купил букет роз, и они вошли в уютную двухкомнатную квартирку. Борис топтался у порога, пока Лиза объясняла матери, кто он такой и зачем они сюда пришли.
      - А ты проходи, сынок, не стесняйся, - пригласила его Лизина мать.
     От доброты голоса и редко слышанного слова «сынок», Борис чуть не заплакал. Только сейчас он понял, что такое семейный уют, и от полноты чувств подарил будущей тёще букет роз, предназначавшийся для Лизы.

     Свадьбу сыграли через месяц, а за это время Борис защитил докторскую диссертацию. Он читал лекции, выступал на форумах и считался талантливым учёным. В дальнейшем молодой семье дали просторную трёхкомнатную квартиру, и Борис с Лизой со вкусом обставили её. Лизина мама не захотела покидать своё жильё.
     - А там видно будет, - говорила она.
    
    
     Как-то раз в ресторане Борис встретил своего друга, капитана «Звезды» Николая Ильича.
     - Слыхал, слыхал я о твоих успехах. Поздравляю от всей души, - радовался капитан.
      Они вспомнили прошлое, поговорили, и тут Николай Ильич сказал:
      - Борис, а ты помнишь о своих родителях? Конечно, они мерзко обошлись с тобой, но им сейчас плохо, навестил бы их.

      -? Спасибо, что сказали, Николай Ильич. Поеду к ним не откладывая. Как крупный учёный Борис с недавних пор имел двух телохранителей, И теперь ехал вместе с ними.
     Борис хорошо помнил свой бывший адрес, несмотря на то, что прошло много лет со дня его побега, и быстро нашёл дом, где прошло его детство. На звонок вышла тётя Маша.
      - К вам председатель учёного совета Суворов Борис Иванович, - доложил один из телохранителей. Дверь распахнулась, и Борис вошёл, оставив телохранителей в салоне автомобиля.
     Детство всплыло перед его глазами: крики матери, когда она ругала его, несбывшееся желание, чтобы она когда ни будь приласкала его, но он давно простил её и теперь звонил в квартиру, где когда-то пережил много горьких минут.


     Его поразила аура лютой ненависти, которая ощущалась уже физически. На диване сидел отец. Борис едва узнал его, сгорбившегося, лысого с глубокими морщинами на лице. Мать сидела в кресле, такая же надменная, но неряшливо одетая и очень бледная.
     - Чем могу служить? - прошепелявил отец.
      - Папа! Ты не узнаёшь меня? Я твой сын Артём.
      - Да, ты Артём, я узнал тебя, но только уже не мой сын.

      Борис обернулся на сверлящий и ненавидящий взгляд его матери.
      - Родители! Вы хотели воспитать меня в строгости и трудолюбии, чтобы я достиг социальных вершин. Так я сделал это. Порадуйтесь за меня.

      - МОЛЧАНИЕ.
     - Артюша, они живут в лютой обоюдной ненависти, - просветила его тётя Маша. Периодически скандалят, кричат друг на друга. Но большую часть жизни молчат, - объяснила тётка. - Я предлагала им разъехаться, поменяв квартиру на две, но они чуть не оглушили меня своим протестом.
      - Но ведь ненависть -это самое разрушительное чувство. Оно ведёт к болезням и преждевременному концу.
      - Да я знаю это, но переехала к ним, чтобы как-то ухаживать за обоими. Ведь Алла моя родная сестра.    
Борис попрощался с родителями, попросив у них прощения. И поехал в своё дружное семейное гнёздышко.   

                23 04 2019г


Рецензии
Любовь, наверное, была, иначе бы он не вырос в такого человека. Просто была излишняя строгость, требовательность. Но ведь благодаря приобретенным навыкам именно в семье, он смог добиться таких успехов. А я читала какая излишняя строгость была в институте благородных девиц в дореволюционной России, так воспитывали. Все неоднозначно. Вспомните сказку "Морозко".

Нинель Розова   12.11.2019 15:38     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Однако, строгость родителей не должна быть причиной покинуть дом маленькому ребёнку.
С уважением Лидия.

Лидия Федякина   12.11.2019 19:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.