Джошуа Рейнольдс. Портрет Пенелопы Бутби

   Джошуа Рейнольдс .Портрет Пенелопы Бутби. (Чепчик)" 1788 .Лондонская национальная галерея.

     Пенелопа Бутби -единственная горячо любимая дочь английского аристократа, окруженная заботой и нежностью, самый узнаваемый и милый детский образ в британском искусстве.

   Её образ вдохновил картины Джошуа Рейнольдса, Иоганна Генриха Фюссли, Джона Эверета Милле, скульптуру Томаса Бэнкса, фотографии Льюиса Кэрролла, сонеты Брука Бутби. По мнению искусствоведов и историков, в искусстве XIX—XX веков Пенелопа Бутби стала классическим ребёнком эпохи романтизма, хранителем райской невинности, символом «того, что мы потеряли, и что мы боимся потерять»

   Дочь сэра Брука Бутби  (1744—1824), лингвиста, переводчика и поэта.Пенелопа — единственный ребёнок и наследница сэра Брука Бутби, седьмого баронета, и его жены, Сюзанны . В возрасте трёх лет (в июле 1788 года) она стала моделью для выдающегося британского художника Джошуа Рейнольдса в его лондонской студии (для картины «Портрет Пенелопы Бутби», или «Чепчик», Лондонская национальная галерея).

  Пенелопа была тихой девочкой, предпочитавшей игру с куклами в уединении любой шумной возне, хотя обладала весёлым нравом. Она очень любила своего отца и ждала у ворот его возвращения домой, а вечерами сидела у него на колене. По воскресеньям утром она сопровождала свою мать в старую церковь Ашбурна и стояла на коленях рядом с ней во время богослужения.

    Всё это и многое другое можно узнать из книги «Священная скорбь в память о Пенелопе» , написанной её отцом. Книга включает 24 сонета. Она умерла в 1791 году за месяц до своего шестого дня рождения, после болезни, которая продолжалась около месяца.

    Лечил её известный врач, друг отца Эразм Дарвин (дед эволюциониста Чарльза Дарвина). В письме от 9 марта 1791 года Дарвин высказал мнение, что она страдает от гидроцефалии, записав, что болезнь началась с болей в левой стороне головы, а затем последовала рвота и сонливость. Возможно, причиной стал энцефалит (вирусная инфекция мозга, вызывающее внутричерепное давление) или менингит .

   Портрет был заказан в апреле 1788 года в Лондоне.Пенелопа сидит на картине на каменной скамье на фоне лесистого пейзажа. На ней забавный чепчик, который дал картине её второе ироничное название. По мнению искусствоведов, она на картине Рейнолдса — классический ребёнок эпохи романтизма, выражение райской невинности.

      По свидетельствам современников Рейнольдс хорошо ладил с детьми и поддерживал прекрасные отношения с Пенелопой на протяжении всех их сессий. Однажды Пенелопа даже исчезла из своего дома на день и была обнаружена в доме Рейнольдса.

     Историки искусства объясняют высокие художественные качества картины их краткими, но яркими личными отношениями. Рейнольдс любил играть с детьми. В своей мастерской он всегда держал много игрушек, чтобы развлечь своих маленьких друзей, а модели, находясь там, обычно имели возможность порезвиться.

      Ребёнок сжал губы и сложил руки на коленях, как если бы пытался хорошо играть свою роль, но девочка слишком застенчива, чтобы смотреть прямо в лицо зрителю, и поэтому смотрит в сторону. Однако дети тогда, как в Англии, так и в Америке, одевались точно как взрослые, и костюм девочки, без сомнения, повседневный.

    Смерть Пенелопы, по некоторым данным, привела к краху брака её родителей. После похорон её мать вернулась в дом своих родителей в Хэмпшире, а затем поселилась в Дувре. Она была похоронена под девичьей фамилией, а не под фамилией супруга. В завещании она оставила 100 фунтов стерлингов «медсестре моего любимого ребёнка» и завещала ювелирные изделия, прядь волос Пенелопы и экземпляр книги сонетов мужа своему брату. Экстравагантность Бутби, его сильные переживания по поводу потери дочери и разлада с женой привели к разорению, что полностью изменило ход его жизни.
 
       Пенелопа Бутби была похоронена в церкви Святого Освальда  в Ашборне 20 марта 1791 года. Согласно местной легенде, её гроб несли шесть девочек, в сопровождении шести мальчиков, которые держали над ними зонтики, чтобы укрыть от шедшего в это время дождя.

   После смерти Пенелопы Бутби по просьбе её отца английский художник Иоганн Генрих Фюссли создал картину, представляя как её уносит на небеса Ангел — «Апофеоз Пенелопы Бутби» (1792).
   
      Получилось так, что несмотря на свою маленькую жизнь, Пенелопа стала символом уходящей в прошлое эпохи – ностальгическим образом старого уклада жизни, мирного и спокойного детства. Возможно, популярность ее портрета и была частично связана с ранним уходом из жизни, который превратил обычную маленькую девочку в ангела британского изобразительного искусства.


Рецензии